(030602.65, 0ПД.Ф.11)
Возникновение массовой коммуникации (МК) в обществе: функциональный подход; роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума; коммуникация как способ формирования целей развития; технологические и социальные революции как факторы изменения в средствах и функциях массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) как социальная подсистема; факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов; профессиональные факторы, факторы группы интересов; средства массовой информации (СМИ) и власть, понятие «четвертой власти»; понятие информационной безопасности. Динамика представления социологов на роль СМК в жизни индивида; тоталитарная и демократическая модели взаимоотношений; теоретические модели — одноступенчатая и двухступенчатая; понятие «лидер мнений»; соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения.
Деятельность СМИ как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала; коммерческая, политическая, социальная реклама в СМИ.
Коммуникатор и социологические способы его изучения, содержание информации и методика его анализа, исследование аудитории — соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, электронные способы измерения аудитории, проблемы рейтинга аудитории; исследование функций СМК: эмпирический и теоретический анализ, социальные функции массовой коммуникации; проблема эффектов и эффективности, цели коммуникатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффективности коммуникации, потребление информации аудиторией: факторы и барьеры.
Средства массовой информации и общественное мнение; роль в механизме функционирования демократии; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида.
Программа учебной дисциплины
«Социология массовой коммуникации»