Информационное взаимодействие при ведении ГКН

Основой формирования сведений об объектах недвижимости должно стать единое информационное пространство системы сбора, хранения и представления данных о недвижимости на всех административно-территориальных уровнях управления.

Единое информационное пространство обеспечивается путем: соглашения между различными ведомствами об условиях обмена информационными ресурсами; выработки единой методики идентификации объектов недвижимости на всех территориальных уровнях; формирования единой структуры банков данных, форматов, классификаторов, справочников для всех структур в сфере управления объектами недвижимости; согласованности программно-технических средств и совместимости технологий информационного взаимодействия; пространственной привязки ведомственной информации к цифровой топографической основе кадастра недвижимости.

Источниками формирования сведений об объектах недвижимости являются (рис.9):

-геодезические, картографические данные, сосредоточенные в хранилищах на территории РФ;

-различные кадастры и ведомственные реестры;

-органы государственной власти;

-территориальные органы министерств и ведомств;

-органы, осуществляющие кадастровый и технический учет объектов недвижимости;

-органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-риэлторские фирмы и другие организации, осуществляющие операции с объектами недвижимости;

-юридические и физические лица, предоставляющие информацию об объекте недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет и регистрации прав;

-материалы информационных служб и научных исследований.

Формирование единого информационного пространства ГКН является многоцелевой задачей и ее необходимо решать силами всех ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основной проблемой здесь является координирование работы, связанной с недвижимостью, ибо ведомственная разобщенность порождает дублирование, переизбыток, отсутствие должного качества и достоверности информации. Кроме того, имеются различия в техническом и программном обеспечении, в технологии ведения кадастрового и технического учета объектов недвижимости, а также в уровне профессиональной подготовки персонала управленческих служб.

Пространственные данные государственного управления объектами недвижимости формируются на федеральном, региональном и локальном уровнях. На практике управление их формированием и использованием осуществляется в основном по иерархической (ведомственной) схеме (рис. 10), при которой орган исполнительной власти руководит всеми функциями подчиненных ему организаций (невзирая на пересечение по своему составу информационных ресурсов различных ведомств). Для организации управления пространственными данными на территории всей РФ необходимо осуществление методического руководства, координация формирования и использования отдельных видов информационных ресурсов независимо от их отраслевой или региональной принадлежности.

Рисунок 10- Информационные потоки межведомственного взаимодействия

Создание банка данных об объектах недвижимости следует осуществлять на основе комплексного финансирования со стороны государства и собственников недвижимости, а также других участников информационного рынка.

Установление пространственных, количественных, качественных, правовых и экономических сведений об ОКС осуществляется на основе проведения Государственного технического учета и технической инвентаризации (далее - учета) с оформлением технического паспорта на объект. Роли учета ОКС (которых на территории РФ более 70 млн) принадлежит первостепенное значение. Являясь недвижимостью, объекты учета, как правило, являются объектами гражданских прав (индивидуальные жилые дома, квартиры, здания). С точки зрения создания единой учетно-информационной системы, учет ОКС, как и кадастровый учет земельных участков, является основой имущественных отношений и источником актуализированных сведений для перенесения их в единый ресурс (ГКН).

Проведенный анализ показал, что в настоящее время в обязательном порядке осуществляется учет лишь жилых зданий, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта, а учет текущих изменений состояния ОКС выполняется только по заявочному принципу. Практически на сегодня утрачена периодичность учета, ранее обусловленная нормативно установленными сроками проведения обследований.

Наблюдаются дублирование разрозненных информационных реестров, наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости, различия в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности в проверке взаимного расположения объектов недвижимости.

Правительство РФ в соответствии с федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" утвердило (25.08.2008 г.) Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости. Министерству экономического развития РФ поручено установить формат документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.

Согласно положению, в процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде - в виде электронных образов документов или электронных выписок - с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях. Представление документов на бумажных носителях допускается до установления Министерством экономического развития РФ формата этих документов в электронном виде. Представление документов осуществляется на безвозмездной основе.

Документы, передаваемые с использованием сетей связи, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении в процессе информационного взаимодействия. Используемые программно-технические средства должны предусматривать возможность подтверждения отправления и получения электронного документа определенным лицом, а документ, представляемый на бумажном носителе, должен быть отправлен вместе с сопроводительным письмом.

Документы представляются органом государственной власти и органом местного самоуправления в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Если сведения, содержащиеся в документах, должны быть включены в государственный кадастр недвижимости более чем в 1 кадастровом округе, такие сведения направляются непосредственно в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления данному положению. В случае представления документов с нарушением установленного порядка орган кадастрового учета, получивший такие документы, в 5-дневный срок возвращает их с указанием причины возврата.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (РЕГпалата), безвозмездно предоставляет органу кадастрового учета сведения, в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, содержащие сведения:
о зарегистрированных правах и об обладателях этих прав, а также о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения);

об объектах недвижимости с условными номерами (описание этих объектов и местоположения их границ).

Порядок информационного обмена предусматривает информационный обмен на уровне субъекта РФ между соответствующими органами ведомств. Как резервная схема предусматривается обмен на уровне территориальных подразделений.

Информационный обмен (через XML-файлы) осуществляется (в порядке убывания предпочтения):

· по телекоммуникационной сети федерального информационного центра;

· по открытым каналам в режиме электронной почты с обязательным применением средств криптографической защиты информации;

· на электронных носителях (диски/дискеты);

· бумажными документами

Во втором варианте файл должен быть заверен ЭЦП (предусмотрен и резервный вариант для контроля целостности данных, при отсутствии возможности использования ЭЦП – контрольная сумма при архивировании файла). Совместимость средств ЭЦП и криптографической защиты обеспечивается ресурсами федерального информационного центра.

Органы и организации, осуществляющие ведение государственного водного кадастра (реестра), государственного лесного кадастра (реестра), государственного горного кадастра (реестра) месторождений полезных ископаемых, безвозмездно в течение десяти рабочих дней с даты внесения записи в указанные кадастры (реестры) предоставляют органу кадастрового учета следующие сведения.

Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения о лесах на земельном (лесном) участке, с указанием:

а) кадастрового номера, присвоенного этому земельному участку;

б) наименований лесничества и лесопарка, номеров лесных кварталов, к которым относится указанный участок (если такие номера имеются);

в) целевого назначения лесов - защитные леса (категория защитных лесов), эксплуатационные леса и резервные леса.

Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения о поверхностных водных объектах общего пользования, находящихся на землях водного фонда, с указанием:

а) кадастрового номера, присвоенного земельному участку, на котором находится водный объект;

б) вида водного объекта;

в) наименования водного объекта (если оно имеется).

Между Росреестром и ФНС достигнуто межведомственные соглашения о совместном ведении адресных классификаторов на основе КЛАДР - ведомственной адресной системы ФНС, при котором из налоговых органов в органы Росреестра передаются модифицированные адресные классификаторы.

На этой же схеме показаны информационные потоки между Росреестром и организациями, осуществляющими государственную кадастровую оценку, так как источником сведений об экономических характеристиках объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, в большинстве случаев, являются результаты ГКО.

Состав передаваемых данных, а также порядок информационного обмена между Росреестром и ФНС определяется документом «Временный порядок предоставления сведений в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Федеральную налоговую службу» (утвержден совместным приказом Роснедвижимости и ФНС № П/0126/САЭ-3-21/309 от 05.07.2005 г.)(рис.6).

Временный порядок информационного обмена предусматривает информационный обмен на уровне субъекта РФ между соответствующими органами ведомств. Практически информационный поток однонаправленный от Росреестра к ФНС (исключение – обратная связь по согласованию некоторых классификаторов ФНС). Информация передается в виде XML-файлов. Состав данных определяется специальной формой утвержденной Министерством финансов РФ. Информационный обмен осуществляется (по согласованию между управлениями Росреестра и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации):

Рисунок 11-6. Информационные потоки межведомственного взаимодействия Росреестра и ФНС

· по открытым каналам в режиме электронной почты с обязательным применением средств криптографической защиты информации;

· на электронных носителях (диски/дискеты)

В обоих вариантах файл должен быть заверен ЭЦП.

Средства ЭЦП и криптографической защиты, применяемые при передаче информации, должны быть сертифицированы и совместимы со средствами, используемыми в управлениях ФНС России.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, выступающие в роли заказчиков работ по государственной кадастровой оценке, безвозмездно предоставляют сведения в объеме, предусмотренном настоящим Федеральным законом, органу кадастрового учета в течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).

Состав передаваемых данных, а также порядок информационного обмена между Росреестром и организациями, осуществляющими ГКО, регулируются ведомственными документами Росреестра. «Требования к оформлению документов, предоставляемых для внесения в ГЗК сведений об экономических характеристиках земельных участков» (письмо Росземкадастра от 12.05.2004 г.). Информация из ГКН передается:

· в бумажном виде (в виде форм);

· в файлах формата MS Excel или в специальных файлах ведомственного (де-факто) формата Росреестра – ФОД (формат обмена данными) или в обоих видах.

Информация передается на электронных носителях (диски/дискеты). Средства криптографической защиты и ЭЦП не предусматриваются.

Состав передаваемых данных при информационном обмене между Росреестром и кадастровыми инженерами, регулируются ведомственными документами Росреестра. На сегодняшний день, основным таким документом является приказ Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 г. «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке.» (рис.12)

Рисунок 12-8 Информационные потоки межведомственного взаимодействия Росреестра и кадастровых инженеров

Требования к оформлению документов ориентированы на широкий спектр «внешних пользователей» на уровне территориальных органов Росреестра в основном определяют только состав передаваемых данных. В связи с тем, что технологический процесс межевания при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет достаточно отработан, то информационный обмен «Росреестр – кадастровые инженеры» был автоматизирован в инициативном порядке. Разными предприятиями были разработаны программные средства, обеспечивающие двустороннее взаимодействие с АИС ГКН. В частности, следует упомянуть наиболее известный из таких инструментов – специальный программный комплекс для организаций, выполняющих описание земельных участков (ПК ЗО), обеспечивающий информационный обмен между ПК ЕГРЗ и ПК ЗО в обоих направлениях на базе ФОД.

Информационный обмен данными между Росреестром в лице территориальных или региональных органов и органами исполнительной власти, соответственно, муниципального или регионального уровня, может осуществляться «на общих основаниях» путем доступа к открытым сведениям ГКН. В этом процессе орган исполнительной власти выступает в качестве «неопределенного круга лиц». Однако, набор сведений, которые могут быть получены муниципальной информационной системой по запросу органов исполнительной власти для целей муниципального или регионального управления, ограничен публичными сведениями, что, зачастую, недостаточно для эффективного управления. В этом случае состав данных, регламент, каналы передачи, необходимость использования средств криптографической защиты и ЭЦП должны оговариваться отдельным соглашением между органом исполнительной власти и Росреестром.(рис.13)

Рисунок 13-9Информационные потоки межведомственного взаимодействия Росреестра и органов исполнительной власти муниципального и регионального уровней

Предоставление сведений о границах Российской Федерации осуществляется органом государственной власти, установившим такую границу (МИД), или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в указанной сфере деятельности. Предоставление сведений о границах субъектов Российской Федерации и границах муниципальных образований осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Сведения о границах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, предоставляются органу кадастрового учета безвозмездно в течение месяца со дня вступления в законную силу соответствующих актов об установлении границ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации представляет в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости следующие документы:
копия международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым установлено или изменено прохождение государственной границы Российской Федерации, а также документ, содержащий информацию о реквизитах федерального закона о ратификации этого договора, и сведения об официальной публикации закона;

документ, в соответствии с которым изменено или уточнено прохождение государственной границы Российской Федерации на местности при проверке государственной границы Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в орган кадастрового учета следующие документы:

а) утвержденные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения об установлении границ между субъектами Российской Федерации;

б) утвержденные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;
в) документ, содержащий информацию о реквизитах федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, и сведения об официальной публикации этого закона;
г) акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований;
д) акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов либо об упразднении населенных пунктов.

К указанным документам прилагаются текстовое и графическое описания местоположения границ, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (далее - установленная система координат). Перечень координат не прилагается, если в орган кадастрового учета представляется документ о преобразовании муниципальных образований, не связанном с изменением их границ, или документ об упразднении населенных пунктов.
Орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:

выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений:

1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

3) об установлении или изменении границ населенного пункта;

4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;

5) об утверждении правил землепользования и застройки;

6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

8) о присвоении адресов объектам недвижимости или об изменении таких адресов;

9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший лесохозяйственный регламент, представляет в органы кадастрового учета выписку из раздела лесохозяйственного регламента, определяющего виды разрешенного использования лесов (земельных участков).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также иные органы и организации, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, присвоение наименований географическим объектам, объектам планировочной структуры поселений (улицам, площадям, бульварам и т.п.), уникальных обозначений объектам недвижимости, а также утверждение черты (границы) поселения, безвозмездно предоставляют органу кадастрового учета соответствующие сведения, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости. Указанные сведения предоставляются в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу соответствующих решений либо получения запроса.
Органы кадастрового учета вправе запрашивать и безвозмездно получать сведения, указанные в частях 1 - 5 статьи 7, в случае, если такие сведения необходимы им для ведения государственного кадастра недвижимости или реализации иных функций, установленных Федеральным законом. Порядок и форма предоставления сведений определяются органом правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: