Оценка уровня качества продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Содержание операций оценки уровня качества продукции на различных этапах жизненного цикла продукции и последовательность их проведения следующая:
Оценка проектированного качества продукции (разработка продукции):
* установление класса и группы продукции;
* выбор и обоснование номенклатуры показателей качества продукции;
* выбор базового образца;
* выбор метода определения значений показателя качества;
* определение численных значений показателей.
Оценка качества изготовления продукции (производство продукции):
* установление методов и средств контроля качества;
* выбор метода определения значения показателя качества;
* определение фактических значений показателей качества;
* оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.
Оценка качества в эксплуатации (потреблении):
* установление способа сбора и получения информации о качестве;
* определение фактических показателей качества;
* определение полезного эффекта и суммарных затрат;
* оценка рекламаций;
* получение результатов оценки и принятия решений.
Для оценки уровня качества вся продукция разделена на два класса. Первый класс (продукция, расходуемая при использовании) подразделяется на три группы:
1-я - сырье и топливно-природные ископаемые, прошедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;
2-я - материалы и продукты;
3-я - расходные изделия.
Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) составляют две группы:
1-я - неремонтируемые изделия;
2-я - ремонтируемые изделия.
Указанная классификация применяется для выбора номенклатуры единичных показателей определенной группы продукции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базовых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.
Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей, основных требований к показателям качества продукции и области их применения.
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы:
* по способам получения информации: измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
* по источникам ее получения: традиционный, экспертный, социологический.
Измерительный основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных.
Регистрационный - используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат, например: регистрация количества отказов изделия при испытаниях; затрат на создание и эксплуатацию изделия; числа частей сложного изделия, защищенных авторскими правами и патентами.
С помощью этого метода можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.
Органолептический - используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств. Точность и достоверность результатов при данном методе зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны и др.).
Этот метод наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания, а также их эргономичности, экологичности, эстетичности.
Расчетный - основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяется в основном при проектировании продукции и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.п.
Рассмотренные методы применяются совместно на различных стадиях жизненного цикла продукции.
Традиционный - показатели качества определяются должностными лицами специализированных экспертных лабораторий, полигонов, стендов, конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности. Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным.
Экспертный - определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными способами.
Социологический - основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.






