Заключение. Работа посвящена изучению психолого-педагогических аспектов формирования мотивации учения младших школьников

Работа посвящена изучению психолого-педагогических аспектов формирования мотивации учения младших школьников.

Актуальность исследованияобусловлена тем, что она связана с развитием теоретического знания

на успешное освоение младшими школьниками учебных программ.

Цель работы, заключавшаяся в изучении психолого-педагогических аспектов формирования мотивации учения младших школьников, в основном достигнута.

Задачи исследования решены следующим образом.

Согласно первой задаче, изучена проблема мотивации учения в психолого-педагогической литературе. Сделаны следующие выводы.

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Мотивация – это динамический процесс

мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение.

Таким образом, в психолого - педагогической литературе существует множество точек зрения на проблему мотивации учения, которая остается актуальной и по сей день, т.к. является основным фактором в деятельности и поведении человека.

Согласно второй

между собой, определяя учебную деятельность школьников. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность.

Согласно третьей задаче, изучен уровень развития мотивации учения младших школьников. Для этого в 1 классе Большеболдинской средней общеобразовательной школы, с. Б. Болдино Нижегородской области было проведено эмпирическое

следующие методики: методика столкновения мотивов МСМ Л.К.Максимова, М.В.Матюхиной и Т.А.Саблиной; анкета на выявление мотивации учения, разработанная автором исследования; методика «Чистописание» разработанная М.В. Матюхиной.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и

младшем школьном возрасте и отслежена динамика уровня развития мотивации учения младших школьников по итогам реализации программы.

Программа была рассчитана на первоклассников, испытывающих затруднения в ситуации школьного обучения.

Цель программы: создание психолого-психологических условий по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Для определения динамики уровня развития мотивации учения у детей младшего школьного возраста по итогам реализации программы мы провели повторную диагностику, используя те же методики. Исследование показало, что в ходе эксперимента в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения. Выявлено улучшение результатов по всем па­раметрам методик в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Учащиеся экспериментальной группы предпочитают учебу игре и отдыху, самостоятельную работу - работе с помощью взрослого, трудные и незнакомые задания - заданиям уже

, качества. Уровень проявления настойчивости у детей экспериментальной группы повысился.

Таким образом, разработанная нами и реализованная программа работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте дала положительный результат и её с полным основанием можно считать эффективной.

Исходя из этого, гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика мотивации учения младших школьников позволит разработать и реализовать эффективную программу

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в нём обобщён и систематизирован материал по проблеме мотивации учения в психолого-педагогической литературе, изучены особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, раскрыты особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, методы

могут быть использованы для практического применения в работе педагогов- психологов, социальных педагогов, педагогического коллектива начальной школы, на специальных семинарах, курсах повышения квалификации и методических объединениях психологов и учителей в образовательных учреждениях, курсах по выбору, педагогических ВУЗах.

Перспективы нашей работы состоят в том, что на основе разработанной нами программы возможно создание комплексных программ работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте и дальнейшее исследование в области формирования мотивации учения младших школьников.


Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 256с.

2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. – М., 2006. – 297с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: МГУ, 2000. - 367с.

4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2002. – 328с.

5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.,1999. – 405с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. – 137с.

7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1998. – 359с.

8. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. – Вопросы психологии. – 2003. – №5. – с. 30-40.

9. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации.//Вестник МГУ. Психология. серия 14, 2006. - № 2. - с. 23-38.

10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2001. – 279с.

11. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста.//Вопросы психологии. 2007. – № 3. - с. 32-50

12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2003. -288с.

13. Выготский Л.С. Вопрос детской психологии. – М., 2002. – 424с.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,2001. – 89с.

15. Диагностическая и координационная работа школьного психолога (под ред Дубровиной И.В.). – М., 2004. – 286с.

16. Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3-е переработ. и доп. – М.: Просвещение, 2003. - 391с.

17. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 2006. - 223с.

18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2001. – 584с.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1995. – 247с.

20. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. – Волгоград, 1996. - с. 53-60.

21. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. //Вопросы психологии. 2004. - № 4. - с. 37-52.

22. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 2006. – 112с.

23. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2005. – 243с.

24. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 2003. – 478с.

25. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. //Вопросы психологии. 2005. - № 1. - с. 25-44

26. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие/ ВГПИ. - Волгоград, 2003. – 385с.

27. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. – Волгоград, 2002. - с. 62-73.

28. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. рекомендации/ ВГПУ. - Волгоград, 2004. – 296с.

29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебное пособие для студ. вузов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 1997. - 478 с.

30. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2005. -576с.

31. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2001. - 192с.

32. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. – М.: Владос,2005. – 489с.

33. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2002. – 428с.

34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1999. – 659с

35. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 2001. – 380с.

36. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2006.- 672с.

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – М.: изд. ВЛАДОС, 2006.- Кн. 1 - 384c.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1999. – 428с.

39. Словарь практического психолога.//Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2006. – 800с.

40. Современный словарь по психологии. – М., 2007. – 768с.

41. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). – М.: Прометей, 2003. - 199с.

42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-на-Д. - 2003. – 635с.

43. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 2005. – 194с.

44. Формирование мотивации учения / А.А. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

45. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1999. – 455с.

46. Хеккаузен Х. Мотивация деятельности: в 2 т. – М., 2006. – 485с.

47. Хорни К. Собрание сочинений: в 3т. – М., 2007. – 572с.

48. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1999. – 159с.

49. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М: Знание, 2004. – 434с.

50. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // П.М. Якобсон Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2006. – 268с.


Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: