Социальная мобильность



группы, на к-рую сам человек ориентирует свое по­ведение.

Бурж. социология, нередко замыкаясь в сфере со-циально-психологич. и психология, закономерностей функционирования С. г., отрывает их от широких социально-экономич. процессов, происходящих в об­ществе, изображает в виде самодовлеющих, автоген­ных социальных единиц.

Марксистская социология, анализируя группы как самостоят, образования, в то же время выдвигает требование исследования групп и их жизнедеятель­ности в связи с факторами и процессами, составляю­щими фон и окружение их деятельности. Внутр. закономерности С. г. тесно связаны с функциони­рованием широких социальных систем, механизмы деятельности С. г. отражают закономерности жизне­деятельности общества.

Понятие и концепция С. г. впервые стали разраба­тываться в работах социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). С. г. понималась как объеди­нение людей на основе добровольного принятия тру­довых и воспитат. функций и противопоставлялась в такой форме бурж. индивидуализму и принудит, регламентациям бурж. орг-ций. В работах Маркса и Энгельса в понятие С. г. было вложено историко-материалистич. содержание; важный вклад в раз­работку проблемы С. г. внес Ленин: гл. механизм образования и функционирования С. г. марксизм видит в материальных интересах людей, в их отно­шении к собственности, в месте, к-рое они занимают в системе обществ, отношений. Важнейшей С. г. являются обществ, классы.

В позитивистской социологии 19 в. понятие группы противопоставлялось понятию социально-экономич. класса. Для воззрений Спенсера, Лебона на С. г. был характерен механицизм: понимание группы как суммы «социальных атомов». Дюркгейм развил учение

0 «коллективном сознании» как основе существования
всех социальных объединений, в т. ч. и С. г. В ра­
ботах Ч. Кули, Дж. Мида, Дж. Хоманса и др. анали­
зируются — чаще всего на материалах социально-
психологич. исследований — внутр. структура малой
группы, формы отношений между лидерами и подчи­
ненными, стимулы повышения эффективности дея­
тельности коллективов и т. д. В марксистской социо­
логии исследование С. г. ведется как в теоретиче­
ском, так и в конкретном планах — работы по соци­
альной структуре, классам, слоям, национальным
и др. группам социалистич. общества, вопросы
структуры и форм жизнедеятельности различного
рода С. г.— трудовых, политических, религиозных.

Лит.: Семенов В., Проблема классов и классовой борьбыв совр. бурж. социологии, М., 1959; Новиков Н. В., Критика совр. бурж. «науки о социальном поведении», М., 1966; Социология в СССР, т. 1—2, М., 1966; ГЦ е п а н ь-с к и й Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., Новосибирск, 1967, гл. 8; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Морено Д ж. Л., Социомет­рия, пер. с англ., М., 1958; Sorokin P., Society, culture and personality, N. Y.—L., 1947; Lewin K., Field theory in social science, [L., 1952]; Homans G. C, The human group, L., [1951]; Parsons Т., The social system, Giencoe (111.), [1951]; Group dynamics, research and theory, ed. D. Cart-wright, A. Zander, N. Y, 1953; К n о w 1 e s M. S., К п о w-

1 e s H., Introduction to group dynamics, N. Y., [1959].
См. также лит. при ст. Классы, Социальная стратификация.

Я. Новиков. Москва.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — несколько уста­ревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при к-ром осн. внимание уделяется изучению про­цесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем С. д. можно отнести, напр., такие: факторы, влияющие на изменения определ. социальных структур, законо­мерности процесса приспособления индивида к си-


стеме обществ, отношений или общества — к новым условиям, теория прогресса и т. д.

Термин «С. д.» был введен Контом. Называя социо­логию социальной физикой, он — по аналогии с фи­зикой своего времени — наметил разделение науки об обществ, явлениях на социальную статику и С. д., к-рая должна заниматься анализом изменений или последоват. состояний взаимосвязанных социальных фактов. Большей частью Конт, однако, отождествлял С. д. с теорией прогресса, рассматривая ее как раздел социологии, изучающий развитие человеческих об­ществ и всего человечества в целом. Конт подчер­кивал условный характер разделения на С. д. и со­циальную статику, к-рое совершается в процессе анализа.

Спенсер под С. д. понимал отрасль социологии, изучающую постепенное приспособление общества и человека к своему физич. и органич. окружению. Уорд использует это понятие для обозначения тех внешних социогенетических (психологических) сил, при помощи к-рых социальная эволюция приобретает активный и целенаправленный характер. В самой постановке Контом и Спенсером вопроса о различии С. д. и социальной статики по существу крылась попытка отделить социологич. т. зр. от исторической. В дальнейшем противопоставление С. д. и социальной статики привело к различению процессов функциони­рования и процессов развития общества.

В совр. социологии проблемы, относившиеся к
С. д. и социальной статике, исследуются в связи
с понятиями структуры, функции, социального из­
менения. Й- Добронравов. Москва.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — изменение инди­видом, группой или классом своей социальной по­зиции, занимаемой в социальной структуре.

С. м. отличается от демографич. мобильности, ми­грационных процессов. Включая в качестве частных моментов изменения людьми своих занятий, уровня образования, культуры, С. м. не сводится только к одному из них.

В бурж. социологии теории С. м. связаны с концеп­цией социальной стратификации. Основоположником бурж. теории С. м. был П. А. Сорокин («Социальная мобильность» — «Social mobility», N. Y.— L., 1927). Сорокин обозначил понятием «С. м.» «любой переход индивидуума или социального объекта или ценно­сти — всего, что создано или модифицировано че­ловеческой активностью — из одной социальной по­зиции в другую. Существуют два принципиальных типа социальной мобильности, горизонтальный и вер­тикальный. Под горизонтальной социальной мобиль­ностью или перемещением подразумевается переход индивидуума или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на том же уровне. Примерами такой социальной мобиль­ности служат перемещения индивидуумов из баптист­ской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (в качестве мужа пли жены) в другую в результате развода и но­вого брака, из одной фабрики в другую в рамках того же статуса занятости. Подобными же примерами являются перемещения социальных объектов — ра­дио, автомобиля, моды, коммунизма, теории Дар­вина — в пределах одного и того же социального строя, как, например, из Айовы в Калифорнию или из любого одного места в другое. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются отно­шения, включающие в себя переход индивидуума (или социального объекта) из одного социального слоя в другой. В соответствии с направлением пере­хода существуют два типа вертикальной социальной мобильности: восхождение и нисхождение, или со­циальное восхождение и социальное снижение. В со-


СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ —СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 77


ответствии с природой стратификации имеются вос­ходящие и нисходящие потоки экономической, по­литической и профессиональной мобильности, если не упоминать другие менее важные ее типы» (S о г о-ki n P. A., Social and cultural mobility, N. Y., 1964, p. 133).

Наличие ряда правильных положений (напр., об индивидуальной и групповой С. м.) сочетается у бурж. авторов с ненаучными в своей основе теоретич. кон­цепциями, отрицающими главный классовообразую-гцнй признак — отношение людей к средствам про­изводства.

Марксизм рассматривает С. м. как историч. явле­ние. Разный тип социальных систем обусловливает различную возможность С. м. отд. людей и групп. В условиях кастовой и сословной систем С. м. резко ограничена в связи с жесткими разграничит, линиями между кастами и сословиями. Капитализм, разрушая неподвижность феод, общества, открывает возмож­ности С. м. в зависимости от перемены экономич. положения, места в системе произ-ва, отношения к средствам труда. «...В противоположность сосло­виям, классы оставляют всегда совершенно свободным переход отдельных личностей из одного класса в дру­гой» (Ленин В. И., Соч., т. 2, с. 432).

Ускорение развития общества и растущая социаль­ная дифференциация ведут к возникновению качест­венно новых позиций, вызывают значит, рост социаль­ных перемещений, частоты и скорости С. м. В капн-талистич. обществе происходит межклассовая мо­бильность. «...Ничтожное меньшинство мелких про­изводителей наживается, „выходит в люди", превра­щается в буржуа, а подавляющее большинство либо разоряется совсем и становится наемными рабочими пли пауперами, либо живет вечно на границе проле­тарского состояния» (там же, т. 3, с. 10). Наряду с этим происходят переливы между рабочим классом и интеллигенцией, служащими; отд. выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа. Переливы между классами дополняются многочис­ленными перемещениями внутри классов — внутри­классовой мобильностью между слоями и социаль­ными группами.

С. м. находит выражение в изменении позиции человека в иерархии социальных групп, в его отно­шении к средствам произ-ва, в обществ, разделении труда, во всей системе производств, отношений. С. м. связана с приобретением или потерей собственности, назначением на определ. должность, овладением соответствующей профессией, получением образо­вания, даже заключением брака и т. д. При анализе каналов С. м. важно разделение их на главные и вто­ростепенные, массовые и единичные, типичные и слу­чайные. В условиях капитализма главным и массовым средством перехода в состав рабочего класса, армии наемных тружеников является утрата «самостоят, дела», потеря собственности, приобретение образо­вания, специальности, соответствующей квалифика­ции. Каждое социальное перемещение между социаль­ными слоями и группами означает мобильность вверх или вниз внутри социальной структуры.

С. м. выражается как в изменениях позиций одного поколения, так и позиций двух и трех поколений. Изменение позиций детей по отношению к позициям отцов — свидетельство С. м. Социальная стабиль­ность проявляется при сохранении определ. позиции поколений.

В социалистич. обществе в связи с уничтожением социального закрепления позиций и развертыванием широких обществ, преобразований значительно воз­растает С. м. Гл. направления С. м.— это переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преимущественно физич. труда в состав


интеллигенции и служащих. Уменьшается слой не­квалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев полуквалифицированных и высококвали­фицированных рабочих.

Проведенные в СССР социологии, исследования показывают высокий уровень С. м. Вместе с тем уста­новлено, что экспектации (ожидания) С. м., особенно со стороны молодежи при окончании школы, не всегда осуществляются, что обусловлено как неверной ориентацией молодежи в выборе жизненного пути, так и недостатками системы определения на учебу и ра­боту (см., напр., «Жизненные планы молодежи. Сб. ст.», Свердловск, 1966).В связи с этим науч. прогнози­рование жизненных планов молодежи, рациональное управление процессами ее трудоустройства и опреде­ления на учебу, с учетом социального происхожде­ния групп молодежи, имеют большое значение для развития социалистич. общества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Ком-мунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4; Л е н и н В. И., Перлы народнического прожектерства, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1967; Материалы ХХШ съезда КПСС, М., 1966; 50 лет Великой Октябрьской социалистич. революции. Документы и материалы, М., 1967; Hertzler J. О., Society in action. A study of basic social process, N. Y., 1954; Lipset S. M., В e n d i x R. [eds], Social mobility in industrial society, Berk.—Los Ang., 1959; Sorokin P., Society, culture and personality, N. Y., 1962; Glass D. V., Social mobility in Britain, L., 1967. См. также лит. при ст. Классы, Социальная стратификация.

В. Семенов. Москва.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область научно-исследовательской деятельности, изучающая меха­низмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих меха­низмов в различных сферах общества и разных си­туациях.

Истоки мн. идей и методологии, принципов, ока­завших влияние на последующее развитие С. п., со­держались в трудах философов Платона, Аристотеля, Спинозы, Локка, Юма, Гельвеция, Вико, Канта, Гегеля, Фейербаха, Токвиля и др. Определ. роль сыграли также работы социологов Г. Тарда, Г. Ле-бона, Н. К. Михайловского, изучавших социально-психологич. характеристики и внутр. движущие силы массовых движений, проблемы лидерства, психологов У. Джемса, У. Мак-Дугалла, пытавшихся выделить социально-пепхологич. проблематику в сфере психо­логии поведения человека. Для этих социологов и пси­хологов было характерно стремление построить теории социального действия исходя из особенностей пси­хики личности (см. Психологизм в социологии).

В ином направлении двигались Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль, рассматривавшие психику и поведение личности как продукт определ. системы обществ, связей, типа культуры. Это направление стало особен­но популярным в 20 в. в работах их последователей, стремящихся применить принципы структурно-функ­ционального анализа и теории ролей социальных к изучению социально-психологич. особенностей че­ловека и его поведения (Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Мер-тон, И. Гофман и др.). Определ. роль в становлении С. п. сыграли работы В. Вундта, К. Клакхона и др. об особенностях сознания и поведения наций и куль-турно-этнич. общностей.

С 20-х гг. все более широкий размах в рамках социологии приобретают эмпирич. исследования соци­ально-психологич. характеристик социальных групп, обществ, мнения и механизмов социализации личности (У. Томас, Ф. Знанецкий, С. Стауффер, П. Лазарс-фельд, Ж. Стёцель и др.), исследования межличност­ных отношений, формальной и неформальной струк­туры поведения в коллективах и организациях (Э. Мэйо и др.).



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Одновременно получают распространение, прежде всего в среде психологов, экспериментальные методы исследования внутр. структуры личности, системы мотивации и ориентировки, социальных установок и реакций на социальные ситуации, а также межлич­ностных отношений в малых группах. Часть таких исследований связана с гештальт-психологией (К. Ле­вин, С. Аш, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и др.), другая — с бихевиоризмом (Ф. Олпорт, Р. Бейлс, Дж. Х(шанс, К. Хоуленд и др.). Значит, влияние на развитие С. п. оказали теории 3. Фрейда и работы неофрей­дистов (К. Хорни, Э. Фромма, А. Кардинера, Т. Адор-но и др.).

Официальный статус С. п. как особой отрасли обществ, знания сложился в США (к концу 30-х гг. и особенно после 2-й мировой войны), где имеются соответствующие институты, кафедры и периодич. издания. В капиталистич. странах Европы к 1958 еще не существовало спец. науч. или учебных заве­дений, а также проф. социально-психологич. жур­налов. Интенсивное развитие С. п. началось лишь с конца 50-х годов. Работы в области С. п. ученых этих стран испытывают заметное влияние амер. С. п., хотя ряд ведущих представителей амер. С. п.— эмигранты из Европы начала и сер. 30-х гг. (Л. Фе­стингер, К. Левин и др.).

В рамках марксизма-ленинизма имеется прочная традиция изучения социально-психологич. явлений. В трудах основоположников марксизма-ленинизма, а также в работах Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши и др. даны образцы науч. анализа психо-логич. особенностей различных классов, наций, социальных групп и движений; роли и значения традиций, привычек, настроений, характерных черт различных социальных типов личности в исторпч. и прежде всего революц. процессе; внутр. механиз­мов поведения людей и восприятия ими социальной действительности.

В СССР процесс становления социально-психологич. исследования начался с 20-х гг. Большое значение имели работы психологов В. М. Бехтерева, К. Н. Кор­нилова, Л. С. Выготского, социолога М. А. Рейснера, литературоведа Л. Н. Войтоловского и др. В 20— 30-х гг. развитие С. п. сопровождалось острой борьбой по филос. и идеологич. проблемам, связанной с общим процессом становления в СССР марксистско-ленин­ской теории и методологии.

Большой вклад в изучение социально-психологич. явлений и процессов внесли сов. педагоги (особенно А. С. Макаренко и его школа) и психологи (С. Л. Ру­бинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев). В 50-е и 60-е гг. науч. работа в области С. п. заметно акти­визируется, расширяется проблематика, разра­батываются теоретич. основы, эмпирич. и экспери­ментальные методы и процедуры, идут оживленные дискуссии о направлениях и дальнейших перспек­тивах работы. Создана кафедра С. п. в Ленингр. ун-те, спецкурсы по С. п. читаются в Моск. и Ленингр. ун-тах (на ф-тах психологии, философии и журнали­стики), имеются социально-психологич. лаборатории в ряде науч. учреждений и вузов (Москва, Тбилиси, Минск, Тарту и др.), Всесоюзное об-во психологов и Сов. социологич. ассоциация имеют спец. исследо-ват. комитеты по С. п.

В социалистич. странах активно развиваются со­циально-психологич. исследования в ГДР (М. Фор-верг, X. Хибш), ПНР (X. Малевская, С. Мика, С. Но-вак), ЧССР (А. Юровский, Я. Янушек).

В процессе дифференциации обществ, наук опреде­ляются специфич. объекты С. п., социально-психо­логич. исследования, его методология и процедуры. Такими объектами, напр., являются общности людей с относит, единством взглядов, установок, настроений.


потребностей, черт характера. При этом классы, нации и др. социальные общности рассматриваются не только в связи с объективными безличными ха­рактеристиками общества на данной стадии его раз­вития, но прежде всего в связи с социальными по своей природе механизмами психич. деятельности у членов этих обществ, образований. Состояние сознания (а также внутр. механизмы его возникно­вения п функционирования) социальных общностей является продуктом сложного взаимодействия ма­териальных и идеологич. отношений: 1) непосредст­венного опыта членов данной социальной общности, возникающего в результате прямого контакта с объ­ективной действительностью; 2) устойчивых ценност­ных ориентации, идеологич. и политич. традиций, зафиксированных в системе культуры и языка; 3) системы орг-ций, институтов, партий и т. п., оказы­вающих влияние на умы и чувства людей. При изу­чении системы взаимодействия данных элементов проявляются различия в понимании предмета со­циально-психологич. исследования. Одна группа уче­ных считает объектом такого исследования лишь непосредств. социальный опыт людей и называет общественной психологией (в отличие от идеологии) особый слой обществ, сознания, связанный гл. обр. с таким опытом индивида или группы. Другие ученые исходят из того, что любое восприятие человеком обществ, явлений зависит от характера внутр. отно­сительно устойчивых социальных установок, сфор­мировавшихся в процессе воспитания индивида, и задачу социально-психологич. исследования видят в изучении механизмов, возникающих в психике людей (групп, классов и т. п.) на стыке и пересечении всех трех указанных элементов. Наряду с этим заметна тенденция к известному обособлению социально-психологич. исследований личности. Выявить осн. психологич. тенденции, свойственные классу и группе, можно лишь определив осн. типы личности, наиболее характерные для данного класса или группы. Знание количественно господствующих у членов класса или группы особенностей и форм сознания, опирающееся на законы средних чисел, даваемое, напр., в резуль­тате опросов, хотя и играет важную роль, но не может выявить глубинных процессов, совершающихся в умах и чувствах людей, и обнаружить типологнч. личностные различия, скрывающиеся за средними величинами и единообразными внешними проявле­ниями сознания и поведения. Соотношение между личностным и объективно-классовым сложно и опо­средовано, ибо очевидным является факт социально-психологич. различий между членами одного и того же класса; люди, находящиеся объективно в одних и тех же условиях, могут реагировать различным, а иногда и противоположным образом на одни и те же явления; люди, принадлежащие к разным социальным группам, могут демонстрировать общность сознания и поведения. Если в социологич. исследовании со­циальные функции, роли, задаваемые индивидам, источники влияния рассматриваются безлично, как элементы социальной системы, то социально-психо­логич. видение предполагает анализ того, как эти функции, роли, влияния воплощаются во внутр. структуре личности.

Диалектико-матерпалнстич. подход к изучению социально-психологич. явлений предполагает не толь­ко выяснение их зависимости от объективной логики историч. развития, но и их влияния на это развитие. С. п. изучает влияние социально-психологич. про­цессов на организацию, функционирование и эволю­цию материального п духовного произ-ва, различных социальных институтов, массовых социальных дви­жений и революц. деятельности. Выделяется на­правление социально-психологич. исследования, об-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: