возможностей. Поэтому Тюхе (у римлян — фортуна) все же осмысляется как «Добрая Удача», как богиня, к-рую пытаются расположить в свою пользу — усерднее, чем старых полисных богов. Конец эллинизму кладет Римская империя. С торжеством ее и подчинением всего одному принципу С. осмысливается как всеохватывающая и неотменяемая детерминация, отчужденная от конкретного бытия индивида, но, в отличие от Тюхе, обретающая в самой себе последовательность и необходимость — «фатум». От «фатума» так же невозможно уйти, как от администрации мировой державы, и так же мало, как власть цезарей, он считается с внутр. формой существования человека или народа. Индивид оказывается расщепленным на то, что он есть внутри себя, и то, чем он принужден быть по воле С. Эта ситуация служит темой «Энеиды» Вергилия: Эней постоянно делает обратное тому, что для него естественно делать (герой, он покидает гибнущую родину, влюбленный, он бросает любящую и любимую женщину, миролюбец, он ведет нескончаемые войны), ибо он — исполнитель историч. миссии. По афоризму Сенеки, С. ведет послушного и силой влечет непокорного. Идея С. со времен Посидония приобретает кос-мологич. измерения и все чаще окрашивается в тона астрологии: человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звездных сфер. В то же время унифицированность и неотступная последовательность фатума придают ему черты как бы провидения, ибо трудно представить себе, что столь логичное движение бессмысленно (здесь играла роль и официозная идеология цезарей, желавших представить весь мировой процесс как дорогу, ведущую к ним). Так в позднеан-тич. эпоху идея С. была доведена до предела и одновременно начала выявлять противоположные своей сути возможности.
Вызов культу С. был брошен иудейско-христ. теизмом. Библия представляет мировой процесс как открытый диалог творца п творения, в к-ром нет места С. Талмуд многократно осуждает веру в С. (Т. J. Sab. VI, § 8, 1.8 15); по иудаистской легенде, гороскоп праотца иудеев Авраама гласил, что у него не будет детей, так что само рождение Исаака и происхождение «избранного народа» уже было прорывом роковой детерминации (Sab. 156a fin.). В этом же смысле ранние христиане верили, что вода крещения смывает полученную при рождении печать созвездий и освобождает из-под власти С. Там, где торжествовал теизм, С. должна была уйти из сферы мифа и филос. умозрений в мир житейских понятий и нар. суеверий. Христ. совесть противостоит языч. С. Все существенное в жизни человека христ. культуры происходит по ту сторону С, как это можно проиллюстрировать на примере гётев-ской Гретхен: безвольная вовлеченность в ряд преступлений есть С, но по-настоящему решающий момент в тюрьме, когда Гретхен отказывается бежать и выбирает казнь, уже не имеет никакого отношения к С.
Однако поскольку иррациональность человеческих отношений и магия власти, осужденные христианством, сохраняли реальную силу, идея С. не умирает. Несмотря на все нападки теологов, в течение средневековья держится авторитет астрологии: эта форма вгры в С. оставляла больше всего места личностному элементу, предполагая взгляд на всю жизнь человека как на единое целое. Ренессанс со своим тяготением к натуралистич. магизму оживил астрологич. интересы. В новое время развитие естественнонауч. мировоззрения, ищущего каузальную детерминацию, оттес няет идею С. в сферу обывательских представлений; когда же получила распространение идея обществ, прогресса и надежда на сознат. устроение социальной реальности, С. оказалась потревоженной в гл. сфере своей власти. Эту веру новоевроп. человека в преодо-лениеС. рисует Р. Вагнер, заставляющиймироустрояю-
щего Вотана обращаться к С. /Эрде/: «Мудрость пра
матерей /Идет к концу:/ Твое знание исчезает /Перед
моей волей/... Кань же, Эрда! /Страх праматерей!/,
Празабота! /Отойди к вечному сну!» (W a g и е г R.,
Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 4, Lpz., [s.a.],
S. 202, 203, 204). Однако реальность бурж. общества
активизировала идею С., переместив ее до конца в сферу
социального (ср. слова Наполеона «политика — это
судьба»). Ранг серьезного филос. понятия С. дало позд-
неромантич. неоязычество, развившееся преим. на
нем. почве п потребовавшее не закрывать иррацио
нальности бытия ни религиозными, ни рационалистич.
иллюзиями (Ницше, философия жизни). Соединит,
звено между астрологич. традицией Ренессанса и 17 в.,
с одной стороны, и посленицшевским умонастроени
ем,— с другой, образует Гёте, говоривший о «...та
инственной загадочной силе, которую все ощущают,
которой не в состоянии объяснить ни один философ и
от которой религиозный человек старается отделаться
несколькими утешительными словами» (Э к к е р-
м а и И. П., Разговоры с Гёте, М.—Л., 1934, с. 564).
Через посредство символов астрологии Гёте стремится
вернуться к исконно греческому физиогномич. пони
манию С. как имманентной всему живому алогической
витальной заданности (см. «Орфические первоглаголы»,
в кн.: Избр. лирика, М. — Л., 1933, с. 255). Для Ницше
«старый бог умер», а закономерность природы разоб
лачает себя как иллюзия; предоставленность человека
самому себе и есть его С. Особое значение идея С. имеет
для Шпенглера, перенявшего у Гёте виталистскую
идею первофеномена, но распространившего принуди
тельность жизненного цикла на бытие культур. С.
в системе Шпенглера — эквивалент таких понятий,
как «жизнь», «становление», «время». «В идее судьбы
раскрывается устремление души к миру, присущее
ей желание света, подъема, завершения и реализации
своего предназначения... Причинность есть — если
позволительно так выразиться — ставшая, умершая,
застывшая в формах рассудка судьба» (S p e n g-
1 е г О., Der Untergang des Abendlandes, Bd 1, Miinch.,
1924, S. 153, 154). В отличие от Гёте, Шпенглер придает
идее С. характер агрессивного отрицания индивиду
альной совести и доброй воли; в отличие от Ницше,
он глумится не только над христианской или гума-
нистич. этикой, но и над всякой верой в свободное
человеческое делание. Как и у мыслителей эпохи Рим.
империи, у Шпенглера культ С. совпадаете абсолюти
зацией гос-ва. Слово «С.» становится паролем для бес
почвенного, не укорененного ни в религии, ни в рацион.
знании императива активности (т. н. героич. песси
мизм); все бессмысленно, и все же ты обязан дейст
вовать. Это умонастроение претерпело свою предель
ную вульгаризацию в идеологии нацизма, низведшего
понятие С. до инструмента официозной пропаганды.
Лит.: Зелинский Ф. Ф., Умершая наука, в его
mi.: Из жизни идей, т. 3, СПБ, 1907, с. 240—340; Ува
ров И. Б., Зевс и С. (по Гомеру), «Филология, записки»,
1915, кн. 2, с. 223—47; Boise P., Die Moira hoi Homer,
В., 1893; Gumont F. V., Astrology and religion among
the Greeks and the Romans, N.Y., 1912; Eberhard E.,
Das Schicksal als poetische Idee bei Homer, Padeborn, 1923;
En gel W., Die Schicksalsidee im Altertum, Erlangen, 1926;
Cioffari V., Fortune and fate from Democritus to St.
Thomas Aquinas, N.Y., 1935; Greene W. C, Moira, fate,
good and evil in Greek thought. Camb., 1944; A m a n d D.,
Fatalisme et liberte dans l'antiquite grecque, Louvain—P.,
1945; Benjamin W., Schicksal und Character, in Schrif
ten, Bd 1, Fr./M., 1955; Hauptner G., Verhangnis und
Geschichte, Meisenheim, 1956; T i 1 1 i с h P., Philosophie und
Schicksal, _Bd 4, Stuttg.. 1961. С. Аверинцев. Москва.
СУЖДЕНИЕ. В традиц. формальной логике (вплоть до работ Фреге по логической семантике) под С. понимали (с теми или иными незначительными оговорками и дополнениями) утвердительное или отрицательное повествовательное предложение. Однако в традиц. учении о С, в особенности в разделе о преобразовании формы суждения, интуитивно подразумевалось и раз»
СУЖДЕНИЕ
личие в использовании терминов «С.» и «повествовательное предложение». Первый обычно использовался как логический термин для обозначения утверждений (или отрицаний) «чего-то о чем-то», осуществляемых посредством повествовательных предложений (в том или ином языке). Второй служил для языковой характеристики утверждений, т. е. оставался преимущественно грамматическим термином. Это неявное различие находило явное выражение в различении (в общем случае) логической структуры С. и грамматической структуры предложений, к-рое проводилось со времен аристотелевской силлогистики. Так, в классич. атрибутивных С. с у б ъ е к т (то, о чем нечто сказывается, или говорится — предмет речи) отождествлялся, как правило, с грамматпч. подлежащим, а предикат (то, что сказывается, или говорится, о предмете речи — субъекте) понимался уже грамматич. сказуемого и отождествлялся с именной частью сказуемого, выражаемого, напр., прилагательным. В отличие от грамматической, логическая форма оказывания (форма С.) всегда обозначала, что предмету (субъекту С.) присущ (или не присущ) определ. признак, т. е. сводилась к атрибутивной трехчленной связи: субъект—глагол-связка —атрибут. Указанное различие в употреблении терминов «С.» и «повествовательное предложение» привело в дальнейшем к более четкому определению соответствующих им понятий. Уже для Б. Больцано, а затем и для Г. Фреге С.— это содержание (смысл) истинного (или ложного) повествовательного предложения. Характеристика (повествовательного) предложения с т. зр. его истинностного значения восходит к Аристотелю и не является, конечно, новой. Главное, что отличает новое понимание от традиционного, это абстрагирование содержания (повествовательного) предложения — С. в собственном смысле слова — от его истинностного значения и от материальной (языковой) формы его выражения, выделение С. исключительно в качестве логического элемента речи — абстрактного объекта «...той же степени общности, что и класс, число или функция» (Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, М., 1960,с. 32). Существенно новым является также выделение истинностных значений предложений — «истины» и «лжи» (к-рые могут быть поставлены в соответствие каждому повествовательному предложению в качестве его значения) — в качестве самостоятельных абстрактных объектов, включаемых в интерпретацию логических исчислений. Эта новая т. зр. объяснила смысл эквивалентных преобразований в логике, основанных на принципе объемности (см. Объемности принцип, Принцип абстракции): все истинные предложения эквивалентны в интервале абстракции отождествления по значению (но не по смыслу). С др. стороны, она позволила обобщить традиц. понятие структуры С. на основе понятия логической (или пропозициональной) функции, значениями к-рой являются предложения, или их истинностные значения. Так, предложению «Сократ есть человек» в традиц. понимании соответствовала схема «S есть Р». Если в этой схеме S ж Р понимать как переменные, имеющие различные области значений, или как переменные различных семантических уровней, пли разного сорта, или, наконец, принадлежащие к различным алфавитам: S — как переменную на области «индивидуальных имен», а Р — как переменную на области «понятий», то при выборе понятия «человек» в качестве значения переменной Р (или в общем случае, полагая значение переменной Р фиксированным, т. е. полагая, что Р имеет вполне определенное, хотя и произвольное, неуточняемое в данном контексте, значение) схема «S есть Р» преобразуется в выражение «S есть человек» (в общем случае в выражение «...есть Р», где точки заменяют букву S), к-рое при подстановке на
место переменной S индивидуального имени (значения)
«Сократ» обращается в истинное предложение. Очевид
но, что выражение «...есть человек» (в общем случае
выражение «...есть Р») —это функция от одной перемен
ной, к-рая принимает значения «истина» или «ложь»,
когда на место точек ставят имя нек-рого субъекта, иг
рающее здесь обычную роль аргумента функции. Ана
логично этому выражение «...больше чем...» есть функ
ция от двух переменных, а выражение «находится меж
ду... и...» — функция от трех переменных и т. п. Т. о.,
совр. взгляд на структуру С. сводится к тому, что его
традиц. элементы «предикат» и «субъект» заменяются
соответственно точными матем. понятиями функции
и ее аргументов. Эта новая трактовка отвечает давно
ощущавшейся потребности в обобщенной характери
стике логич. рассуждений, к-рая охватывала бы не
только (и даже не столько) силлогистические, но и
в особенности несиллогистические умозаключения —
осн. умозаключения науки. В свою очередь функцио
нальная форма выражения С. открывает широкие воз
можности для формализации предложений любой
науч. теории. (Объяснение того, как в совр. логике
характеризуется и формализуется субъектно-преди-
катная структура С. см. в ст. Квантор и Предикатов
исчисление.) М. Новосёлов. Москва.
Виды С. Большое внимание в истории логики и философии уделялось проблеме деления на виды. Одним из важнейших является деление С. на простые и сложные. Понятие о простом С. встречается уже у Аристотеля в его книге «Об истолковании». Простым Аристотель называет здесь С. существования, т. е. С, в к-ром утверждается (или отрицается) только существование предмета С. (напр., человек есть). Простому С.Аристотель противопоставляет трехчленное С, в к-ром, помимо знания о существовании (или несуществовании) предмета С, содержится еще знание о присущности (или неприсущности) предмету С. к.-л. определенности бытия (напр., «человек есть справедлив»).
В мегаро-стоической школе простым С. называлось С, состоящее из субъекта и предиката. Сложным — назывались С, образованные из простых с помощью различного рода логич. связок, таких как отрицание, конъюнкция,дизъюнкция, импликация. Такое понимание простых и сложных С. близко к той их трактовке, к-рая дается в совр. логике высказываний.
Осн. рубрики классификации простых С. также были известны уже Аристотелю: деление С. п о к а-ч е с т в у (утвердительные и отрицательные) и п о количеству (общие, частные и неопределенные) дано Аристотелем в «Первой аналитике».
В учебниках традиц. логики деления С. по качеству на утвердительные и отрицательные и по количеству на общие и частные (под частным здесь разумелось неопределенное частное суждение типа «Нек-рые, а может быть и все S, суть Р») объединялись в одну рубрику. Эта рубрика называлась делением С. по качеству и количеству. Сюда относилось четыре вида С: 1) общеутвердительное («все S суть Р»), 2) общеотрицательное («ни одно S не есть Р»), 3) частноутверди-тельное («нек-рые S суть Р»), 4) частноотрицательное («нек-рые S не суть Р»). В учебниках рассматривались далее отношения между этими суждениями с точки зрения истинности и ложности в т. н. логическом квадрате и отношения между объемами субъекта и предиката этих С. в т. н. учении о распределенности терминов в суждении.
В совр. логике к видам С. по количеству относят: 1) общие С. (С. с квантором общности), 2) неопредел, частные С, к-рые наз. просто частными (С. с квантором существования) и 3) единичные С.
К Аристотелю восходит и деление С. на С. действительности, возможности и необходимости, впослед-
СУЖДЕНИЕ
ствии названное делением по модальности. Под С. действительности Аристотель разумел С, в к-ром речь идет о том, что фактически есть, существует в действительности. Под С. необходимости—С,в к-ром речь идет о том, что не может быть иначе. Под С. возможности — С, в к-ром речь идет о том, что может быть иначе, т. е. что может быть, но может и не быть. Напр., «Завтра может быть морская битва». В совр. логике высказывания с модальными операторами «возможно», «невозможно», «необходимо» и др. исследуются в различных системах модальной логики.
Различение 1) выделяющих и включающих С. и 2) С. свойства и С. отношений также, в известном смысле, можно вести от Аристотеля. В четвертой и десятой главах первой книги «Топики» Аристотель рассматривал след. четыре вида соотношения того, что сказывается о предмете, с самим предметом: 1) определение, 2) собственное, 3) род, 4) случайное. Согласно Аристотелю, определением следует называть такое С, в к-ром выявляется собств. сущность предмета С. То, что сказывается в определении, принадлежит предмету С; оно не может сказываться о др. предмете. Собственным следует называть такое С, в к-ром, так же как и в определении, речь идет о чем-то, принадлежащем тольно предмету С. Но в отличие от определения, то, что сказывается в собственном С, не означает сущности мыслимого предмета. Родом следует называть такое С, в к-ром выявляется несобств. сущность предмета, т. е. такая сущность, к-рой обладают и др. предметы, кроме предмета С. С л у ч а й-н ы м следует называть все то, что, не будучи сущностью предмета С, может, так же как и род, сказываться о многих др. предметах. Это учение Аристотеля, названное впоследствии его комментаторами учением о предикабилиях, позволяет установить еще два важных вида С, а именно, выделяющее и включающее С. Выделяющими естественно называть те С, в к-рых речь идет об отличительном признаке предмета С, независимо от того, является ли этот признак существенным (определение) или несущественным (собственное). Напр., «Квадрат есть прямоугольник с равными сторонами» (определение). «Марс есть планета, светящаяся красным светом» (собственное). Включающими естественно называть те С, в к-рых речь идет о принадлежности предмету С. таких признаков, о к-рых известно, что они принадлежат не только предмету С, напр.: «Кит есть животное» (род), «Этот человек лежит» (случайное).
Для деления С. на С. свойства и отношения представляет интерес то сведение всех категорий к трем, а именно к «сущности», «состоянию» и «отношению», к-рое Аристотель осуществил в 14-й книге «Метафизики». На основании указанных здесь категорий С. можно разделить на два вида: 1) С. свойства, в к-рых утверждаются как существ, свойства (сущность), так и несуществ, (состояние), 2) С. отношения, в к-рых утверждаются различного рода отношения между предметами. Сам Аристотель разделения на С. свойства и С. отношения еще не указывает. Это деление впервые, по-видимому, было дано Галеном (см. С. Galenus, Institutio logica, ed. C. Kalbfleisch, Lipsiae, 1896). Очень подробно оно разработано Каринским (см. «О курсе логики М. И. Карийского», «ВФ», 1947, №2).
В новое время (у X. Вольфа, И. Канта и во мн. следующих им школьных учебниках логики) имелось еще т. и. деление С. по отношению на категорические, условные (или гипотетические) и разделительные. Под категорическим С. разумелось здесь общее С, в к-ром связь между подлежащим и сказуемым устанавливается в безусловной форме. Гипотетическим (или иначе условным) называлось С, в к-ром связь между подлежащим и сказуемым становится
в зависимость от к.-л. условия. Разделительным называлось С, к-рое содержит несколько сказуемых, из к-рых только одно может относиться к подлежащему, или несколько подлежащих, из к-рых только к одному может относиться сказуемое (см. М. С. Стро-гович, Логика, М., 1949, с. 166—67).
В совр. логике деление С. по отношению не признается. Т. н. категорическое суждение отождествляется здесь с простым суждением, а различные виды условных н разделительных С. рассматриваются как виды сложных суждений (см. Условное суждение, Разделительное суждение).
В кантовской классификации С, кроме деления по качеству, количеству, модальности п отношению, мы встречаем еще деление С. на 1) априорные и апостериорные и 2) аналитические и синтетические. С. делятся на апостериорные п априорные в зависимости от способа, каким соединяются в акте С. представления или понятия. Апостериорными Кант называет те С, в к-рых представления соединяются в сознании так, что их соединение не имеет общезначимого характера. Напротив, «...если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение» (Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 107). Такими априорными С. являются, напр., согласно Канту, матем. С, аксиомы логики и т. п. В различении априорных и апостериорных суждений Кант пытался с позиции априоризма решить проблему, к-рая проходит через всю историю философии, а именно проблему отличия эмпирического (фак-тофиксирующего) и теоретич. знания. С т. зр. логики, проблема не в том, чтобы признавать (или Не признавать) существование как эмпирического, так и теоретич. знания. В науке как то, так и др. знание имеется, и мы интуитивно можем в нек-рых случаях [напр., в случае фактофиксирующего (эмпирического) и необходимого (теоретического) знания] их различать. Проблема заключается в том, чтобы указать точные логич. признаки, по к-рым можно было бы отличить С, выражающие эмпирич. знание (эмпирические С), от суждений, выражающих теоретич. знание (теоретические С). Эта проблема не может считаться окончательно решенной, хотя попытки ее решения предпринимаются (см., напр., ст. В. А. Смирнова, Уровни знания и этапы процесса познания, в кн.: Проблемы логики научного познания, М., 1964).
Важную роль в кантовской философии играет деление С. на аналитические и синтетические. Аналитич. С. отличаются от синтетических тем, что они через свой предикат ничего не дабавляют к понятию субъекта, а только делят его путем расчленения на подчиненные ему понятия, к-рые уже мыслились в нем (хотя и смутно), между тем как синтетич. С. «...присоединяют к понятию субъекта предикат, который вовсе не мыслился в нем и не мог бы быть извлечен из него никаким расчленением» (там же, с. 111 —12). Заслуга И. Канта по вопросу о делении С. на аналитические и синтетические заключается прежде всего в постановке этого вопроса: он первый отличил проблему деления С. на аналитические и синтетические от проблемы деления суждений на эмпирические (апостериорные) и теоретические (априорные). До Канта (например, у Лейбница) эти проблемы обычно отождествлялись. Вместе с тем И. Кант не смог указать логич. признаков, позволяющих отличать аналитич. С. от синтетических. В дальнейшем проблема аналитических и синтетич. С. обсуждалась неоднократно (см. Синтетические и аналитические суждения).
Рассмотренные выше деления С. на виды создавались гл. образом для обслуживания потребностей традиц. формальной логики и прежде всего для решения проблем осн. ее раздела — теории вывода. Так, деление С.