Схоластика. Научные и филос. Соч. Ср. -век




научные и филос. соч. ср.-век. авторов, из числа к-рых Иоанн Дамаскин и Иоанн Скот Эриугена могут считаться непосредств. предшественниками С, поскольку они уже ставили своей задачей системати­зацию и филос. обоснование теологии. Характерной формой филос. произведений этого периода стали компилятивные соч., в к-рых систематизировалось античное научно-филос. наследие. Таковы соч. «Источ­ники, или Этимология» («Origines seu Etymologiae») Исидора Севильского (ок. 560—636), «О природе ве­щей» («De rerum. natura») Беды Достопочтенного (672 — 735), «О мире, или о природах вещей» («De universo seu de rerum naturae) Рабана Мавра (ок. 780—856). В филос. плане более значителен учитель последнего Алкупн(ок. 735—804), возглавлявший важную в истории ранне-средневековой образованности школу при дворе Карла Великого, автор соч. «Диалектика», «О разуме души» («De animae ratione») — первого соч. по вопросам пси­хологии в эпоху европ. средневековья, а также ряда дидактич. соч. На развитие ранней, а затем п позд­ней С. оказывали воздействие арабская философия и евр. ср.-век. философия. Последние, развиваясь на почве мусульманства и иудаизма, имели своим пред­метом, как и С, филос. осмысление догматов моно-теистич. теологии и основывались в общем на тех же, что и С, филос. источниках — неоплатонизме и ари-стотелпзме.

Ранняя С. (11 —12 вв.) была вызвана к жизни новым подъемом культуры, начавшимся в 11 в. Боль­шое значение имело возникновение в эту эпоху город­ских нецерк. школ, подрывавших монополию в области образования. В новых условиях хрпст. теология, су­ществовавшая до тех пор в форме патристики и ее об­работок, должна была придать христианству форма­лизованный, рационализированный характер, сделав предметом своей систематизации теолого-филос. по­ложения патристики. В собственно филос. отношении ранняя С. характеризовалась ориентацией на Платона и неоплатонизм. Аристотель и арпстотелнзм ассимили­ровались лишь в их логич. учении. В этот период сформировались и развились номинализм и реализм. К числу ранних схоластиков-реалистов относятся Петр Дамиани, Анселъм Контерберийскпй, Гилъом из Шампо и др., к числу номиналистов — Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр и др.

Поздняя, или зрелая, С. (13—14 вв.) возникла в связи с дальнейшим прогрессом гор. жизни, возникновением ун-тов, ставших осн. центрами пре­подавания наук и философии (особенно Парижский к Оксфордский ун-ты). Именно в этот период неорто­доксальная С. испытывала сильное влияние со сто­роны передовой арабоязычной философии, особенно Ибн Рошда. Существ, значение для развития С. име­ла деятельность шартрской школы, естеств.-науч. и гуманистич. ориентация к-рой выводила ее за преде­лы С. Углублялось знание антич. наследия. Гл. соч. Аристотеля переводились в 13 в. уже непосредственно с греч. оригинала. Характерно включение в сферу внимания поздней С. наряду с логическими онтологнч. концепций аристотелизма. Философия Аристотеля, к к-рой католич. церковь вначале относилась враждеб­но, в дальнейшем, в процессе борьбы с идеями Давида Динанского, амальрикан, лат. аверропстов во главе с Сигером Брабантпским, была ассимилирована и пе­реработана в христианско-католпч. духе. Эта обработ­ка связана с именами Альберта фон Болъштедта и в особенности его ученика Фомы Аквинского — осно­вателей поздней С. Августиновско-платоновская ори­ентация С. сменяется у Фомы аристотелевской. Весь этот период наполнен борьбой августиннстов и арис-тотелпков. Естеств.-науч. направление внутри С. свя­зано гл. обр. с деятельностью оксфордской школы во главе с Робертом Гроссетестом и Р. Бэконом, уг-


лубившими традиции шартрской школы. Борьба ари-стотеликов и августиннстов к началу 14 в. трансформи­ровалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского («то­мистов», концентрировавшихся гл. обр. в домини­канском ордене) и сторонников Иоанна Дунса СкОта («скотистов», связанных преим. с францисканским ор­деном). На протяжении всего этого периода продол­жалась борьба номинализма и реализма в С. К сер. 14 в. номинализм, особенно в Парижском и Оксфорд­ском ун-тах, принял оппозиционную по отношению к ортодоксальной С. форму. Окнам, Буридан, Жан из Мпрекура, Николай из Отрекура, Николай Орем и др. представители поздней С, сочетая номинализм с тео­рией двойственной истины, фактически отказались от основной догматич. установки ортодоксальной (в т. ч. и томистской) С, подчеркивали автономное положе­ние философии и науки по отношению к вере, обра­тились к гносеологическим и естеств.-науч. исследо­ваниям. Все это вело к кризису С.

Кризис С. (15—18 вв.) был обусловлен пере­ходом от феодального к каппталистич. способу про-из-ва, секуляризацией духовной жизни, развитием на­уки, отделением философии от теологии. Начиная с эпохи Возрождения возникают новые направления филос. мысли, вступившие в ожесточенную борьбу со С. Правда, С, господствуя в большинстве европ. ун-тов, оставалась офиц. философией ряда европ. фео­дальных и полуфеод, стран до 17 —18 вв. (до эпохи Просвещения). Именно тогда С. стала нарицат. словом, означавшим формализованную школьную мудрость, находящуюся в кричащем противоречии с требовани­ями жизни и науки.

С. 15—18 вв., т. н. в т о р а я С, была аристоте-лизпрующей философией, к-рая сводилась гл. обр. к томизму, вытеснив уже в 15 в. скотизм и оккамизм. В 16 в. в эпоху Контрреформации томизм был объяв­лен официальной философией католицизма. Видней­шими представителями томистской С, комментиро­вавшими «Сумму теологии» Фомы Аквинского в пери­од, предшествующий Тридентскому собору, были ге­нералы доминиканского ордена итальянцы Томмазо де Вио Гаэтанский (1469 —1534), Франческо де Силь-вестри Феррарский (1474—1528), Франческо де Ви-торпя (1483—1546), испанец, проф. Саламанкского ун-та, применявший принципы томизма преим. к ос­мыслению вопросов права и политики. В дальнейшем «вторая С.» находит наиболее горячих приверженцев в такой твердыне феодализма и католицизма, как Ис­пания 16—17 вв.; развитие ее связано прежде всего с деятельностью иезуитов. Виднейшим ее представите­лем является Суарес, видоизменивший учение Фомы; продолжателями Суареса были Габриель Васкес (1550—1604), Молина и др.

Основные проблемы С. В решении теологич. проб­лематики С. придерживалась выработанных уже в эпоху патристики представлений о боге как вневре­менном и бесконечном абсолюте, духовном первона­чале, внеприродной личности, создавшей мир приро­ды и человека и управляющей ими [креационизм, про­виденциализм). При этом ортодоксальная С. должна была бороться как против попыток растворения и да­же приближения бога к природе (пантеизм), так и против тенденций отдаления бога от мира природы и человека, к-рые становятся благодаря этому в зна­чит, степени независимыми от него (аверроизм). Обе эти тенденции подводили к натуралистич. выводам, к взгляду на природу как самосущую реальность. Стремясь преодолеть их, Фома Аквинский развил учение о боге как необходимой и личной первопричине, действующей, однако, в природе и мире человека по­средством «вторичных причин».

Важным аспектом теологич. проблемы был во­прос о том, совершается ли божеств, деятельность на




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: