т. 3, М., 1964; его же, Критика практич. разума, там же, т. 4, ч. 1, М., 1965; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и совр. бурж. философии, М., 1965; его же, Принципы воспроизведения объекта в знании, «ВФ», 1967, № 4; К а к а б а д з е 3. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, Тб., 1966, с. 148—158; К о п-нин П. В., Введение в марксистскую гносеологию, К., 1966; Husserl E., Ideen zu einer reinen Phanomenolo-gie..., Buch 1, Halle/Saale, 1913; В 1 о с h E., Subject — Object, [2 Aufl.], В., 1952; M e r 1 e a u-P о n t у М., Les aventures de la dialectique, P., 1955; Sartre J.-P., Critique de la raison dialectique, t. 1, P., 1960; KoSik K., Dialektitca konkretniho, [3 vyd.], Praha, 1966.
В. Лекторский. Москва.
СУБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренч. позиция, в той
или иной степени игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая или не учитывающая объективные законы природы п общественной жизни. Для С. характерно стремление поставить активность субъекта вне действия какой бы то ни было закономерности. С. связан с идеализмом и находит в нем свое обоснование.
По своему идеологич. механизму С. есть результат вынесения социально значимых проблем за пределы объективной критики. Решение их подчиняется готовым, предвзятым предпосылкам, заранее заданным оценкам. Собственно ф и л о с. С. исходит из отрицания объективно-субстанциального происхождения и содержания прогресса человеч. активности, толкуя субъект как некое самодостаточное начало, не нуждающееся ни в какой первично-природной пред-основе и культурной основе. Такая позиция исторически воплощалась в двух гл. вариантах:
|
|
1) Концепция, подменяющая действит. культурно-
историч. субъекта непосредственно индивидуальными
формами проявления и приписывающая натурализо
ванному индивиду абс. автономию в сознании, воле,
действии и негативную «свободу» от всякой объектив
ной логики. В непоследоват. форме эта концепция
еще бывает как-то способна удерживать гуманистич.
мотивы, но в своей последоват. форме она завершается
проповедью «субъективной» фанатпч. решимости к
«прямому действию» (напр., Джентиле), культом «ир
рационального» произвола и нигилистич. попранием
глубочайших истоков подлинного духовного прогрес
са личности.
2) Концепция, подменяющая действит. субъекта
наделенными самостоятельностью, отчужденными фор
мами. Конкретный обществ, человек оказывается лишь
абстрактным придатком стоящего вне и над ним сверх
личного Субъекта, объявляемого безусловно первич
ным, более того — миротворч. началом (абс. дух
Гегеля). То, что С. выдает здесь за субъект, есть на деле
лишь результат гипертрофии и увековечивания гос
подствующих над людьми овеществленных и институ
циональных сил классово-антагонистич. общества
(см. А. Грамши, Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 257).
|
|
Критика С. с позиций объективизма опирается на стремление устранить всякую автономию субъекта и утвердить его подчиненность вещному порядку. Идеал здесь — человек как социальная вещь, сознательно и исправно функционирующая и принимающая манипулирование собою за разумное и должное.
С т. зр. диалектики преодолеть С.— значит не только не принизить субъект, но, напротив, найти путь строгого обоснования неограниченного прогресса его сущностных сил, исследовать объективную логику деятельного бытия человека именно в качестве субъекта. Решение этой задачи не может дать ни эклектпч. сочетание С. и объективизма, ни дуалистич. разграничение сфер субъекта и объекта. Его дает монистпч. постижение конкретного тождества субъекта и объекта, их взаимопроникновения в процессе предметной деятельности. Вся социальная действительность есть неловеч. действительность, объективное бытие куль-
турно-историч. субъекта. Расцвет его сущностных сил достижим не апелляцией к чему-то «но ту сторону» объективного, а лишь вместе с обогащением человеч. предметного мира.
Одна из форм С. заключается в извращении отношения между наукой и идеологией. Служебная функция знания из подчиненной становится подчиняющей. Исследование утрачивает суверенное право определять свой результат строго независимо и ставится в зависимость от наперед предписанных требований к его результату. Даже на эмпирия, уровне С. означает выбор фактов согласно заданному критерию их полезности для нек-рой догмы. С. способен возрождать догму об индивидуальной пли групповой монополии на истину «в последней инстанции». Он выдает корыстные интересы группы или касты за интересы класса, народа пли всего человечества, будучи готов приспособить любые высокие принципы для оправдания произвола. Такой С. есть последнее прибежище реакционных и квазиреволюцпонных сил (маоизм).
В противовес всякому С. марксистская философия ценит объективность науч. истины и художеств, правды так высоко, как никакое др. мировоззрение. С. неизбежен там, где хотя быв чем-то ограничено право «...говорить языком самого предмета...» и где не гарантирована «...та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 7). Субъективистскому методу «обработки» истины и подбора фактов согласно критерию их служебной полезности не может быть никаких уступок (см. В. И. Ленин, Соч., т. 23, с. 266—67). В борьбе за коммунизм всякое мировоззренчески значимое знание не нейтрально, а партийно. Но служить подлинному коммунизму может только истина подлинная, не «отредактированная» никаким С. Поэтому никогда и ни в чем «... правда не должна зависеть от того, кому она должна служить» (там же, т. 42, с. 294).
Лит.. см. при ст. Партийность в философии.
Г. Батищев. Москва.
СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производив от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое «внутреннее» достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С. понимается как существующее в двух видах: как знание и как переживание субъектом самого себя, в отличие от окружающих существ и предметов. Марксистская философия считает вопрос об отношении С. и объективного производным от проблемы субъекта и объекта, а сами категории С. и объективного — соотносительными, переходящими друг в друга.
Что касается знания, то оно не есть некая С. сфера, лишь внешним образом соотносящаяся с объектом: будучи особой формой предметной деятельности субъекта с объектом (см. Идеальное), знание говорит не о самом себе, а о воспроизводимом в нем объекте. Такая характеристика знания как С. выражает не принадлежность его к особой субстанциальной области, отличной от объективной реальности, а лишь те моменты, в к-рых всякое знание не вполне адекватно п всесторонне воспроизводит свой объект. В этом смысле познание движется от С. к объективному, от более С. к менее С. Такое развитие нередко приводит к побуждению изобразить превзойденные ступени знания в качестве чисто С, выражающих не объект, а лишь иллюзорное отражение его субъектом; только последняя из достигнутых ступеней знания отождествляется при этом с объектом самим по себе. Напр., развитие механико-матем. естествознания в 17 в. вызвало отождествление объективной реальности с теми ее свойст-
|
|
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ—СУВОРОВ 157
вами, к-рые ухватывались наукой того времени (протяженность, величина и т. д.), а все остальные качества (цвет, запах и т. д.) заставило рассматривать как «вторичные», характеризующие якобы лишь природу субъекта. Сняв метафизич. противопоставленность С. и объективного, марксистская философия показала, что ни одна из ступеней знания не является «чисто» С. или «чисто» объективной, что в процессе движения познания происходит постоянное вытеснение С. в пользу объективного и вместе с тем раскрытие того объективного содержания, к-рое присуще преодоленным ступеням познания. Такого рода объективное содержание присуще всякой иллюзии, всякому заблуждению.
Что касается С. как переживания субъектом самого себя (в основе этого С. лежит «Я — переживание»), то оно выражает неповторимость, своеобразие С. мира каждой личности как особого микрокосма. Однако и этот вид С. не характеризует какое-то особое С. бытие, в к-ром субъект якобы дан сам себе непосредственно. Будучи индивидуальным, это переживание вместе с тем производно от предметной деятельности субъекта и от его общения с др. людьми, выступая как своеобразная интериоризация этой деятельности и общения.
|
|
Лит. см. при ст. Субъект. В. Лекторский. Москва.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — см. Идеализм.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР в истории — деятельность субъекта — масс, классов, партий, отд. людей, включающая различные уровни и формы (идео-логич., политич., организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных обществ, условий. Категория С. ф. сопредельна с категорией объективного фактора или объективных условий. Их взаимодействие раскрывает положение исто-рич. материализма о том, что историю творят люди, народы, классы.
С. ф. всегда действует в рамках объективных отношений и условий, в значит, мере являющихся кристаллизовавшейся формой предшествовавшей деятельности людей. Объективные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий С. ф. «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 179). Действия С. ф. без учета объективных условий и закономерностей их развития вступают в противоречие с жизнью, действительностью. Но неправильно все многообразные стороны, формы и черты С. ф. выводить непосредственно из объективных условий, ибо С. ф. обладает относит, самостоятельностью развития. Категория С. ф. выражает механизм воздействия людей на объективные условия, раскрывает движущие силы истории, значение практики в изменении действительности, объясняет процесс обратного влияния надстроечных, идеологич. и психологич. явлений на базис. В практич. деятельности объективная и субъективная стороны история, процесса выступают как взаимопроникающие и взаимодействующие стороны одного и того же явления.
Возрастание роли С. ф. в истории составляет важнейшую сторону историч. процесса. В период крупных поворотов в истории С. ф. приобретает решающее значение в преобразовании обществ, отношений, если его действие закономерно обусловлено развитием объективных условий. Успех восстания, революции при наличии необходимых объективных условий принадлежит С. ф., таким его сторонам, как политич. сознательность и зрелость, решимость и воля, организованность и способность класса под руководством революц. партии пойти на смелые решения.
В истории бывают периоды, когда объективные условия созрели для коренных изменений в обществе, а сил у прогрессивных классов недостаточно, чтобы
произвести эти изменения. Тогда общество, по словам Ленина, разлагается. Действия консервативных и реакц. классов также тормозят развитие общества.
С. ф. обладает сложной структурой, отд. элементы к-рой развиваются неравномерно. Это зависит в значит, мере от неравномерности и противоречивости развития объективных условий. В то же время неравномерность развития С. ф. определяется взаимодействием его различных сторон.
Осн. закономерности развития С. ф. присущи всем общественно-экономич. формациям. Но в ходе и после победы социалистич. революции значение С. ф. в истории резко возрастает. Коммунистич. обществ, формация возникает и развивается в результате созиат. и творч. деятельности нар. масс под руководством марксистско-ленинской партии, деятельность к-рой является важнейшей составной частью С. ф. Социализм вносит коренное изменение в соотношение между сознательностью и стихийностью. «Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 70—71).
Обладая относит, самостоятельностью, С. ф. в своем развитии может отрываться от объективных условий. Такая возможность не исключена в нек-рых случаях и при социализме. Подмена науч. подхода к решению практич. вопросов субъективно-волевым имеет известные гносеологнч. основания, связанные с абсолютизацией значения С. ф.
Лит.: Каммари М. Д., В. И. Ленин о роли С. ф. в истории, «ВФ», 1955,,Ni 2; Чагин Б. А., Анализ В. И. Лениным роли С. ф. в обществ, жизни, там же, 1963, №4; его же, Ленин о роли С. ф. в истории, [Л.], 1967; его же, С. ф. Структура и закономерности, М., 1968; Кузьмин А. Ф., С. ф. развития совр. сов. общества, в сб.: Проблемы научного коммунизма, Л., 1964; Вронский Н., Кесарев А., Объективный и субъективный факторы истории, [Челябинск], 1965; Глезерман Г. F.., Диалектика объективных условий и С. ф. в строительстве коммунизма, «ВФ», 1965, №6; его же, Соотношение объективных условий и С. ф. в свете опыта Окт. революции, там же, 1967, №11; Федосеев П. Н., Диалектика совр. эпохи, М., 1966; Приписное В. И., Проблема С. ф. в историч. материализме, Душанбе, 1966; А н т о н я н М. О., Соотношение объективных условий и С. ф. при социализме, Ереван, 1967; Келле В. Ж., Роль С.ф. в совершенствовании социалистич. обществ, отношений, «ФН» (НДВШ), 1968, Л1» 1; Дорошенко Н. М., О соотношении объективных и субъективных сторон в историч. факте,«Вестн. ЛГУ», 1968, Jslb 5, вып. 1; В ъ л о в Т. Д., За ролята на субектив-ния фактор в общественото развитие, С, 1957.
Б. Чагин. Ленинград.
СУВОРОВ, Лев Николаевич (р. 3 мая 1926) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1965), профессор (с 1967), старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1966), зам. председателя Науч. Совета АН по истории обществ, мысли (с 1967). Член КПСС с 1952. Окончил филос. ф-т МГУ (в 1950) и аспирантуру там же (в 1953). Область науч. исследований =i история марксистско-ленинской философии.
С оч.: Борьба марксистско-ленинской философии в СССР против бурж. идеологии и ревизионизма в переходный период от капитализма к социализму, М., 1961; Вопросы диалектики в «Филос. тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960; Позитивизм и механистич. ревизия марксизма, М., 1962 (совм. с И. С. Барским); История марксистско-ленинской философии. Методич. пособие, 3 изд., М., 1964 (совм. с А. П. Петраших); Развитие В. И. Лениным, Коммунистич. партией Сов. Союза диалектич. и историч. материализма в годы социалистич. революции, гражд. войны и восстановления нар. хозяйства, в кн.: Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европ. социалистич. странах, М., 1965; О нек-рых приемах бурж. фальсификации истории сов. философской науки, в кн.: Против совр. бурж. фальсификаторов марксистско-ленинской философии. М., 1964; Филос. проблемы управления социальными процессами при социализме, в кн.: Ленинизм и филос. проблемы современности, М., 1970; О генезисе понятия ленинизм в сов. филос. лит-ре, в кн.: Ленинизм и совр. проблемы ист.-
СУДЬБА
филос. науки, М., 1969; Введение в марксистско-ленинскую филос, М., 1970; Les informations initiale et secondaire dans 1'etude sociologique, Moscou, 1966.
СУДЬБА — понятие-мифологема, выражающее идею детерминации как несвободы. От понятия С. следует отличать два другие понимания детерминации, оставляющие место свободе: научное, т. е. каузальную детерминацию (причинность), и теологическое, т. е. смысловую детерминацию (провидение, предопределение). Каузальное понимание допускает возможность выйти за пределы необходимости, проникнуть в ее механизм и овладеть им. При теологич. понимании человеку предлагается увидеть бытие как бесконечную глубину смысла, как истину, что опять-таки связано с идеей свободы: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна VIII, 32). В обоих случаях содержание понятий «познание» и «свобода» весьма различно, но связь между ними очевидна. Напротив, С. не только скрыта от человеческого ума (как мн. каузальные связи), не только непознаваема (как и провидение) — она «слепа» и «темна» безотносительно к познающему субъекту, по самому своему бытию. С. не просто скрыта в некоей темноте, но сама есть темнота, не высветленная никаким смыслом,— и притом именно в качестве несвободы. У С. есть (в глазах верящего в нее) реальность, но нет никакой «истинности», а поэтому ее можно практически угадывать методами гадания, ведомства, мантики, но ее немыслимо «познать», ибо в ней принципиально нечего познавать.
Идея С. связана с двумя различными измерениями человеческого существования: биологическим и социальным. Первое дает переживание слепой неотвратимости жизненного цикла: бессознат. ритм крови и пола, принудительность инстинктов, подневольный путь к изнашиванию тела, одряхлению и смерти, только на исходе к-рого человек наконец оказывается «на своем месте», как говорит древнеегип. погребальная песня арфиста (см. М. Э. Матье, Древнеегип. мифы, М.—Л., 1956, с. 78). Внеисторичность характерна для внешнего облика идеи С, поскольку история предполагает момент свободного человеческого действо-вания, а С. отрицает его. Однако на более глубоком уровне идея С, т. е. несвободы, как и соотнесенная с ней идея свободы, насквозь социальна; мало того, природная несвобода в большой степени служит для человеческого сознания лишь символом социальной несвободы. Характерна этимология рус. слова «судь-ба», находящая аналогии во мн. языках: С. есть «суд», «приговор», но не в смысловом аспекте справедливости (как, скажем, суд теистич. бога), а в ир-рацион. аспекте принуждения, суд, увиденный глазами человека, которого «засуживают» (ср. «Процесс» Кафки). В символике суда и приговора социальная природа идеи С. выступает с полной ясностью: С.— это вещно-непроницаемое, неосмысленное и неотвратимое в отношениях между людьми. В силу своей социальности идея С. исторична и претерпевает изменения в связи с метаморфозами идеи свободы.
Первобытное общество предполагает тождество свободы и несвободы для своих членов (ибо каждый из них еще не отделяет своей внутр. сущности от родового бытия). С. для человека этой эпохи тождественна др. типам детерминации, не отличаясь от естеств. каузальности и воли духов. Лишь становление гос-ва и цивилизации постепенно разводит эти понятия. Для греч. архаики и ранней классики (8—5 вв. до н. э.) бытие человека извне и изнутри органически определено его «долей» — местом в полисном укладе, к-рое он наследует при рождении так же непосредственно, как и свои природные задатки (С. как «доля» — таково значение терминов «мойра», «айса» и «геймар-мене»). То, что С. не сваливается на человека извне,
а развертывается из него самого, определяет «физиогномический» стиль классич. греч. концепции С, выявленный в сентенции Гераклита (frg. В 119, Diels), согласно к-рой «этос» человека, т. е. форма его существования, и есть его «даймон» — инстанция, определяющая С. Герои трагедий Эсхила, сколько бы ни был страшен их удел, не могут пожелать себе иной С, ибо для этого им пришлось бы пожелать себя самих иными, а на это они безусловно неспособны. В греч. жизни огромную роль играли различные методы гаданий и предсказаний С, существ, связь к-рых с античн. мировоззрением подметил Гегель (см. Соч., т. 3, М,, 1956, с. 68—69). Характерно, что С. может улавливаться лишь в бессознат. состоянии; по словам Платона (Tim. 74 Е), «божество сделало мантику достоянием именно неразумной части человеческой природы». С. выражает, себя для грека в природных событиях (гром и молния, полет птиц, шелест священного дуба); чтобы голос С. мог подслушать человек, необходимо, чтобы он на время перестал быть личностью. В этом отношении поучительно сопоставить дельфийскую Пифию, говорившую от имени С, с ветхозаветными пророками, говорившими от имени провидения. Если для «предстояния» библейскому богу нужны твердость и ответственность мужчины, то для пассивного медиумич. вещания С. пригодна только женщина (ср. в Библии одиозный образ Эндорской волшебницы). Если пророки остаются в нар. памяти со своим личным именем, то жрицы-пифии принципиально анонимны. Наконец, если библейские пророчества всегда явно или неявно имеют в виду мировую перспективу, конечные цели бытия человечества, то речения оракулов исчерпываются прагматич. ситуацией, по поводу к-рой они были запрошены. Идея С. исключает смысл и цель. «Почему в бесконечной игре падений и восхождений небесного огня — сущность космоса? Ответа нет, и вопрошаемая бездна молчит» (Лосев А. Ф., Антич. космос п совр. наука, 1927, с. 231). И все же концепция С. как «мойры» не чужда этич. смысла: С. есть все же справедливость, хотя и слепая, темная, безличная справедливость, она не заинтересована ни в каком частном бытии и спешит снова растворить его во всеобщем, осуществляя некое «возмездие». По словам Анаксимандра, «из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости; ибо они за свое нечестие несут кару и получают возмездие друг от друга в установленное время» (frg. 9, Diels). Складывается устрашающий, но не лишенный интимности образ: всеобщая Матерь — Адрастея, слишком обремененная детьми, чтобы возиться с каждым в отдельности, тяжелой рукой водворяющая порядок, а под конец всех одинаково убаюкивающая на своих коленях. Беспощадна античн. С. даже к богам, что, в конце концов, утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его пр01:згола есть предел (ср. трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»).
С кризисом полисного уклада идея С. претерпевает существенную метаморфозу. Вместо «Мойры» на первый план выходит «Тюхе» (to^h — букв, «попадание»), С. как удача, случайность. Человек эллинизма ожидает получить уже не то, что ему «причитается» по законам традпц. уклада, но то, что ему «выпадает» по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от пустяковых придворных событий, переворачивают обществ, отношения. Гос-во отчуждается от микросоциума полисной общины, власть уходит в руки чиновников, в мировые столицы; соответственно и «Тюхе» отчуждена от человека, не связана с его формой существования, не органична для него. Однако заманчивым утешением оказывается подвижность такой С, неисчерпаемость и незамкнутость содержащихся в ней