ТЕСТ—ТЕХНИКА




стик — измерения чувствительности, скорости реак­ции и т. д. В работах Вине Т. были впервые приме­нены к высшим психич. функциям — для измерения интеллекта. В. Штерн ввел (1911) термин «интеллек­туальный коэффициент» (IQ — Intelligenz quotient), измеряемый при помощи системы Т. Развитие тести­рования было одной из причин, обусловивших про­никновение в психологию матем. методов, в частности факторного анализа. Наибольшее развитие тестоло-гич. исследования получили в США. В наст, время в этих исследованиях на первый план выдвинулись теоретич. проблемы упорядочивания многообразных систем Т. Одной из попыток в этом направлении является предложенная амер. психологом Дж. Гил­фордом многомерная модель интеллекта. В сов. пси­хологии в связи с отождествлением в 30-х гг. тести­рования с педологич. теорией и практикой Т. не по­лучили широкого распространения.

Практич. использование системы Т. связано гл. обр. с диагностированием степени наличия тех или иных индивидуальных свойств и качеств.

Системы Т. базируются на самых различных теоре­тич. представлениях (напр., в США — на базе бихе­виоризма, гештальтпсихологии, фрейдизма и др. кон­цепций). Однако создание и использование Т. строится по нек-рой единой схеме, в принципе не зависящей от к.-л. конкретного психологич. направления. Эта схема складывается из ряда этапов. Фактически любой пси­хологич. эксперимент может быть преобразован в си­стему Т. (так обычно и делается). Для этого он должен быть проверен на большом числе испытуемых, что позволяет (на основе ряда качеств, соображений и статистич. обработки) выработать шкалу оценок по исполнению задания или решению задачи. Эта шкала становится эталоном оценки, к-рый может неодно­кратно уточняться в последующих массовых испыта­ниях. Т. о. определяется сфера применения, надеж­ность и др. характеристики вновь созданной системы Т., после чего она начинает использоваться в массовом порядке для диагностирования личностных характе­ристик или для изучения групп населения в социо­логии.

Ценность самих Т. (как приема) определяется тео­ретич. соображениями, лежащими в основе выбора заданий (задач). Общая схема тестологич. исследова­ния предполагает, помимо указ. процедур, возмож­ность охарактеризовать индивида как совокупность определ. образом связанных психофизиологических и личностных характеристик, а также возможность выделить каждую из них в отдельности и исследовать ее как особый фактор, с установлением количеств градаций внутри него.

Одна из наиболее развитых областей применения Т. связана с определением проф. пригодности к специ­альностям, для к-рых требуется быстрота реакции. Массовое применение получил другой тип тестологич. исследований — определение интеллектуального ко­эффициента IQ (трактуемого более широко, чем это было первоначально у Штерна). В Т. IQ входят как относительно простые задания, выявляющие умение читать, считать и т. д., так и более сложные, при по­мощи к-рых определяются умение комбинировать, со­образительность, эрудированность и т. д. Общая оценка складывается из суммы очков, набранных за все испытания. При помощи Т. IQ в США опреде­ляется пригодность к службе в армии (за время второй мировой войны было тестировано ок. 20 млн. чел.). Эти же Т. служат для оценки результатов обучения. Стремление диагностировать личностные качест­ва — конформизм и нонконформизм, альтруизм, аг­рессивность и т. п. — породило особый вид Т., осно­вывающихся на фрейдистской методологии,— т. н. проективные Т. (напр., Роршаха). Предполагается,


что с их помощью.можно диагностировать подсозна­тельное.

В связи с развитием исследований творчества в США был предложен целый ряд Т. на выявление качеств, характеризующих творч. личность. При этом, в частности, обнаружилось, что показания по этим Т. и по IQ не дают высокой корреляции.

Тестологич. исследования применяются не только для изучения личностных качеств, но и как средство анализа различий в группах населения. В этой функ­ции Т. используются социологией. Как в психологии, так и в социологии системы Т. обычно употребляются не изолированно, а в системе др. средств — анкети­рования, интервьюирования, клинич. бесед и т. д.

Лит.: Б и и е А., Симон Т., Методы измерения умств. одаренности, пер. [с франц.], [X.], 1923; С а й м о н Б., Англ. школа и интеллектуальные Т., [пер. с англ Л, М., 1958; Коган В. М., Роговин М. С, Прожективные методы в совр. заруб, психологии личности и патопсихологии, «Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1964, т. 64, вып. 4 Гилфорд Дж., Три стороны интеллекта, в кн.: Психология мышления. Сб. пер. о нем. и англ. яз., М., 1965; Сек ей Л., К проблеме доступности решения задач и магическое тестирование, там же; Ф р е с с П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 2 и 4; Я р о ш е в с к и й М. Г., Ис­тория психологии, М., 1966; Gattell R. В., Description and measurement of personality, L., 1947; E у s e n с k H. J., The scientific study of personality, L., [1952]; Pichot P., Les tests mentaux, [2 ed.], P.. [1956]; С г о n b а с li L. J., Essentials of psychological testing, 2 ed.. N.Y., 1960.

H. Алексеев. Москва.

ТЁТЕНС (Tetens), Иоганн Николаус (16 септ. 1736—15 авг. 1807) — нем. психолог и философ. Проф. философии в Киле (1776—89). Пытался соединить идеи эмпприч. анализа в психологии с трактовкой психики в духе рационализма Лейбница и Вольфа. Согласно Т., в психологин надлежит исходить из само­наблюдения и основанного на нем эмпирич. расчлене­ния душевных явлений (ему принадлежит известное деление этих явлений на представления, волю и чув­ства), а метафизич. положения должны завершать психологич. анализ. Тезис Т. о независимости и са­мостоятельности психич. функций оказал влияние на разработку Кантом априоризма.

Соч.: Abhandlungen von den Beweisen des Daseins Gottes, Wismar, 1761; Dber die allgemeine spekulative Philosophie, Biitzow, 1775; Philosophische Versuche iiber die mensehliche Natur und ihre Entwicklung, Bd 1—2, Lpz., 1777.

Лит.: Троицкий М. М., Нем. психология в теку­
щем столетии, 2 изд., т. 1—2, М., 1883; Philosophie-Lexikon,
Bd 2, В., 1950; Storring G., Die Erkenntnistheorie von
Tetens, Lpz., 1901. M. Роговин. Москва.

ТЕХНИКА (от греч. ii%vr\ — искусство, мастер­ство, умение) — система искусств, органов деятель­ности общества, развивающаяся посредством история, процесса опредмечивания в природном материале тру­довых функций, навыков, опыта и знаний, путем по­знания и использования сил и закономерностей при­роды. Т. (вместе с людьми, создающими ее и приводя­щими в действие) образует составную часть произво­дит, сил общества и является показателем тех общэств. отношений, при к-рых совершается труд, составляет материальный базнс каждой особой" обществ, фор­мации.

В сов. лит-ре распространено определение Т. как со­вокупности средств труда в системе обществ, пропз-ва. Однако понятие «совокупность средств труда» не по­крывает понятие Т. В одном отношении оно шире, в другом уже, чем Т. К средствам труда Маркс отно­сил домашних животных, землю и даже (в определ. условиях) органы тела рабочего. К Т. вряд ли можно отнести и нек-рые вспомогат. материалы трудового процесса, напр. смазочные вещества, к-рые относятся к средствам труда. С другой стороны, понятие «сред­ства труда» не охватывает очень важные группы тех-нич. средств: военную Т., Т. связи, бытовую Т.

Совр. Т. можно разделить на след. функциональные отрасли: производств. Т., Т. транспорта и связи, Т.



ТЕХНИКА



науч. исследований, военную Т., Т. процесса обуче­ния, Т. культуры и быта, медицинскую Т., Т. управ-ленч. и гос. аппарата. Нек-рые из развитых областей Т. (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на Т. активную и пассивную. Пассив­ная Т. включает: сосудистую систему произ-ва и транспорта, особенно в химич. пром-сти; производств, помещения; технич. сооружения наземной связи, жел. дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные соору­жения; технич. средства распространения информа­ции (телефон, радио, телевидение). Пассивную Т. не всегда удается четко вычленить из предметов мате­риальной культуры. Жилые здания, напр., не отно­сятся к Т., а производств, помещения и постройки относятся. Активная Т. состоит из: орудий (инстру­ментов) общественной деятельности, которые делят­ся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, нек-рые протезы, столовые при­боры и пр.); машин (производств., транспортных, военных); аппаратуры управления машинами; аппара­туры управления технологич. процессом; аппаратуры управления производств, процессом в целом; аппа­ратуры управления социалыю-зкономич. процессами. Последовательность перечисл. звеньев технич. систе­мы соответствует в принципе историч. последователь­ности их возникновения. Активной, производств. Т. принадлежит ведущая роль в жизни общества.

Закономерности развития Т. не сводимы к социаль-но-экономич. закономерностям. Исходным пунктом в социологич. исследовании собств. логики развития Т. выступает анализ взаимоотношения ее с человеком в процессе труда.

В процессе труда Т. занимает промежуточное поло­жение между человеком и природой как предметом труда. Будучи, с одной стороны, веществом природы, технич. средства, с другой стороны, призваны быть продолжением естеств. работающих органов человека.

Исследователи, к-рые исходят из к.-л. одной сто­роны, впадают либо в идеалистич. толкование Т., как продукта человеч. идей и целей, либо в узкотехнич. ее толкование — как средств труда самих по себе. Внутр. логика развития Т. отнюдь не заключена внутри нее самой по себе. Эта логика обусловлена взаимоотношением Т. с человеком и природой. При этом определяющим является историч. и логич. соот­несение Т. с работающими органами обществ, чело­века. Взаимодействие естеств. и искусственно создан­ных работающих органов обществ, человека, к-рое возникает в процессе труда, покоится на двух основа­ниях. Во-первых, на том, что целевое назначение естеств. и искусств, органов человека с т. зр. процесса произ-ва едино. И те и другие являются орудиями пре­образования природы в соответствии с потребностями человека и общества. Этот принцип функционального единства находит свое выражение также в том, что Т. последовательно заменяет человека в выполнении тех­нологич. функций (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 190, 208, 383).

Во-вторых, взаимодействие личных и предметных элементов трудового процесса покоится на принципе дополнения или компенсации. Назначение Т. состоит в том, чтобы облегчить и сделать эффективнее трудо­вые усилия человека. Т. призвана не копировать естеств. органы труда, а лишь усиливать их возмож­ности, отсюда специфичность, относит, самостоятель­ность в развитии формообразующей и структурной сторон Т. Не только Т. дополняет органы труда че­ловека, сам человек также «дополняет» технич. си­стему своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. В силу неразвитости Т. он вынужден вре­менно выполнять технологич. функции. Так, до воз­никновения парового двигателя он выступал в роли


двигателя в технич. конструкциях, до внедрения ки-бернетич. производств, аппаратуры он является конт­рольным, счетным и управляющим органом произ­водств, процесса.

Единая система, составленная из орудий произ-ва и человека как носителя исполнит, функций, к-рую общество помещает между собой и природой, наз. совокупным рабочим механизмом. Замена «... естест­венных производственных инструментов...» человека искусственными, замена «... человеческой силы силами природы...» (там же, с. 385, 397) составляет осн. за­кон самодвижения Т.

По мере того как более развитой становится тех­нич. система, дополняясь новыми структурными звеньями, все большую роль играет в совокупном рабочем механизме предметный элемент и соответ­ственно меньшую — личный (освобождаясь от выпол­нения технич. функций, переходя в сферу истинно человеч. деятельности).

Критерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение таких функций от человека к Т., к-рые вызывают коренное изменение в техноло­гич. способе соединения человека и Т.

Соответственно история Т. может быть подразделена на три осн. этапа: орудия ручного труда (инструмен­ты); машины (на уровне механизации); автоматы (ма­шины на уровне автоматизации). Первый этап харак­теризуется таким способом соединения человека и Т. в технологич. процессе, при к-ром человек является материальной основой совокупного рабочего меха­низма, а орудия лишь удлиняют и усиливают его ра­ботающие органы. Труд при этом носит ручной харак­тер. Второй этап характерен тем, что основой сово­купного рабочего механизма становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологич. элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и Т. Некогда^ совокупный рабочий механизм превра­щается в однородный — технический. Становясь «рядом с произ-вом», человек получает условия для творч. использования своих способностей. Т., в свою очередь, не ограничена более в своем развитии физиологич. пределами человеч. организма.

Процесс автоматизации тоже проходит различные стадии в зависимости от опредмечивания трудовых функций. Опредмечивание в Т. функции но управле­нию отд. машиной дает начальную автоматизацию. Передача от человека к Т. функций по управлению всем технологич. процессом производства данного вида продукции означает развитую автоматизацию. Опредмечивание функций по управлению материаль­ным ироиз-вом в целом будет означать полную авто­матизацию.

Развитие Т. совершается не только путем опредме­чивания технологич. функций человека, но и путем превращения вещества природы и естеств. процессов в рабочее вещество и технологич. процессы. Научно-технич. деятельность человека выражается в том, что он использует механич., физич., химич. свойства при­роды для того, чтобы «... в соответствие со своей целью применить их как орудия воздействия на дру­гие вещи» (там же, с. 190).

По аналогии с формами движения материи рабочие свойства вещества и технологич. процессы (методы воздействия) могут быть классифицированы на меха­нич., физич., микрофизич., химич., биохимич., био-физич. и т. д. Метод воздействия на вещество должен соответствовать тем его свойствам, к-рые надлежит преобразовать. Однако все эти методы редко сущест­вуют в чистом виде. Почти любой совр. технологич. процесс представляет собой сложное переплетение разл. методов воздействия. Тем не менее явно обна-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: