стик — измерения чувствительности, скорости реакции и т. д. В работах Вине Т. были впервые применены к высшим психич. функциям — для измерения интеллекта. В. Штерн ввел (1911) термин «интеллектуальный коэффициент» (IQ — Intelligenz quotient), измеряемый при помощи системы Т. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию матем. методов, в частности факторного анализа. Наибольшее развитие тестоло-гич. исследования получили в США. В наст, время в этих исследованиях на первый план выдвинулись теоретич. проблемы упорядочивания многообразных систем Т. Одной из попыток в этом направлении является предложенная амер. психологом Дж. Гилфордом многомерная модель интеллекта. В сов. психологии в связи с отождествлением в 30-х гг. тестирования с педологич. теорией и практикой Т. не получили широкого распространения.
Практич. использование системы Т. связано гл. обр. с диагностированием степени наличия тех или иных индивидуальных свойств и качеств.
|
|
Системы Т. базируются на самых различных теоретич. представлениях (напр., в США — на базе бихевиоризма, гештальтпсихологии, фрейдизма и др. концепций). Однако создание и использование Т. строится по нек-рой единой схеме, в принципе не зависящей от к.-л. конкретного психологич. направления. Эта схема складывается из ряда этапов. Фактически любой психологич. эксперимент может быть преобразован в систему Т. (так обычно и делается). Для этого он должен быть проверен на большом числе испытуемых, что позволяет (на основе ряда качеств, соображений и статистич. обработки) выработать шкалу оценок по исполнению задания или решению задачи. Эта шкала становится эталоном оценки, к-рый может неоднократно уточняться в последующих массовых испытаниях. Т. о. определяется сфера применения, надежность и др. характеристики вновь созданной системы Т., после чего она начинает использоваться в массовом порядке для диагностирования личностных характеристик или для изучения групп населения в социологии.
Ценность самих Т. (как приема) определяется теоретич. соображениями, лежащими в основе выбора заданий (задач). Общая схема тестологич. исследования предполагает, помимо указ. процедур, возможность охарактеризовать индивида как совокупность определ. образом связанных психофизиологических и личностных характеристик, а также возможность выделить каждую из них в отдельности и исследовать ее как особый фактор, с установлением количеств градаций внутри него.
Одна из наиболее развитых областей применения Т. связана с определением проф. пригодности к специальностям, для к-рых требуется быстрота реакции. Массовое применение получил другой тип тестологич. исследований — определение интеллектуального коэффициента IQ (трактуемого более широко, чем это было первоначально у Штерна). В Т. IQ входят как относительно простые задания, выявляющие умение читать, считать и т. д., так и более сложные, при помощи к-рых определяются умение комбинировать, сообразительность, эрудированность и т. д. Общая оценка складывается из суммы очков, набранных за все испытания. При помощи Т. IQ в США определяется пригодность к службе в армии (за время второй мировой войны было тестировано ок. 20 млн. чел.). Эти же Т. служат для оценки результатов обучения. Стремление диагностировать личностные качества — конформизм и нонконформизм, альтруизм, агрессивность и т. п. — породило особый вид Т., основывающихся на фрейдистской методологии,— т. н. проективные Т. (напр., Роршаха). Предполагается,
|
|
что с их помощью.можно диагностировать подсознательное.
В связи с развитием исследований творчества в США был предложен целый ряд Т. на выявление качеств, характеризующих творч. личность. При этом, в частности, обнаружилось, что показания по этим Т. и по IQ не дают высокой корреляции.
Тестологич. исследования применяются не только для изучения личностных качеств, но и как средство анализа различий в группах населения. В этой функции Т. используются социологией. Как в психологии, так и в социологии системы Т. обычно употребляются не изолированно, а в системе др. средств — анкетирования, интервьюирования, клинич. бесед и т. д.
Лит.: Б и и е А., Симон Т., Методы измерения умств. одаренности, пер. [с франц.], [X.], 1923; С а й м о н Б., Англ. школа и интеллектуальные Т., [пер. с англ Л, М., 1958; Коган В. М., Роговин М. С, Прожективные методы в совр. заруб, психологии личности и патопсихологии, «Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1964, т. 64, вып. 4 Гилфорд Дж., Три стороны интеллекта, в кн.: Психология мышления. Сб. пер. о нем. и англ. яз., М., 1965; Сек ей Л., К проблеме доступности решения задач и магическое тестирование, там же; Ф р е с с П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 2 и 4; Я р о ш е в с к и й М. Г., История психологии, М., 1966; Gattell R. В., Description and measurement of personality, L., 1947; E у s e n с k H. J., The scientific study of personality, L., [1952]; Pichot P., Les tests mentaux, [2 ed.], P.. [1956]; С г о n b а с li L. J., Essentials of psychological testing, 2 ed.. N.Y., 1960.
H. Алексеев. Москва.
ТЁТЕНС (Tetens), Иоганн Николаус (16 септ. 1736—15 авг. 1807) — нем. психолог и философ. Проф. философии в Киле (1776—89). Пытался соединить идеи эмпприч. анализа в психологии с трактовкой психики в духе рационализма Лейбница и Вольфа. Согласно Т., в психологин надлежит исходить из самонаблюдения и основанного на нем эмпирич. расчленения душевных явлений (ему принадлежит известное деление этих явлений на представления, волю и чувства), а метафизич. положения должны завершать психологич. анализ. Тезис Т. о независимости и самостоятельности психич. функций оказал влияние на разработку Кантом априоризма.
Соч.: Abhandlungen von den Beweisen des Daseins Gottes, Wismar, 1761; Dber die allgemeine spekulative Philosophie, Biitzow, 1775; Philosophische Versuche iiber die mensehliche Natur und ihre Entwicklung, Bd 1—2, Lpz., 1777.
Лит.: Троицкий М. М., Нем. психология в теку
щем столетии, 2 изд., т. 1—2, М., 1883; Philosophie-Lexikon,
Bd 2, В., 1950; Storring G., Die Erkenntnistheorie von
Tetens, Lpz., 1901. M. Роговин. Москва.
ТЕХНИКА (от греч. ii%vr\ — искусство, мастерство, умение) — система искусств, органов деятельности общества, развивающаяся посредством история, процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Т. (вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие) образует составную часть производит, сил общества и является показателем тех общэств. отношений, при к-рых совершается труд, составляет материальный базнс каждой особой" обществ, формации.
|
|
В сов. лит-ре распространено определение Т. как совокупности средств труда в системе обществ, пропз-ва. Однако понятие «совокупность средств труда» не покрывает понятие Т. В одном отношении оно шире, в другом уже, чем Т. К средствам труда Маркс относил домашних животных, землю и даже (в определ. условиях) органы тела рабочего. К Т. вряд ли можно отнести и нек-рые вспомогат. материалы трудового процесса, напр. смазочные вещества, к-рые относятся к средствам труда. С другой стороны, понятие «средства труда» не охватывает очень важные группы тех-нич. средств: военную Т., Т. связи, бытовую Т.
Совр. Т. можно разделить на след. функциональные отрасли: производств. Т., Т. транспорта и связи, Т.
ТЕХНИКА
науч. исследований, военную Т., Т. процесса обучения, Т. культуры и быта, медицинскую Т., Т. управ-ленч. и гос. аппарата. Нек-рые из развитых областей Т. (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на Т. активную и пассивную. Пассивная Т. включает: сосудистую систему произ-ва и транспорта, особенно в химич. пром-сти; производств, помещения; технич. сооружения наземной связи, жел. дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технич. средства распространения информации (телефон, радио, телевидение). Пассивную Т. не всегда удается четко вычленить из предметов материальной культуры. Жилые здания, напр., не относятся к Т., а производств, помещения и постройки относятся. Активная Т. состоит из: орудий (инструментов) общественной деятельности, которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, нек-рые протезы, столовые приборы и пр.); машин (производств., транспортных, военных); аппаратуры управления машинами; аппаратуры управления технологич. процессом; аппаратуры управления производств, процессом в целом; аппаратуры управления социалыю-зкономич. процессами. Последовательность перечисл. звеньев технич. системы соответствует в принципе историч. последовательности их возникновения. Активной, производств. Т. принадлежит ведущая роль в жизни общества.
|
|
Закономерности развития Т. не сводимы к социаль-но-экономич. закономерностям. Исходным пунктом в социологич. исследовании собств. логики развития Т. выступает анализ взаимоотношения ее с человеком в процессе труда.
В процессе труда Т. занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Будучи, с одной стороны, веществом природы, технич. средства, с другой стороны, призваны быть продолжением естеств. работающих органов человека.
Исследователи, к-рые исходят из к.-л. одной стороны, впадают либо в идеалистич. толкование Т., как продукта человеч. идей и целей, либо в узкотехнич. ее толкование — как средств труда самих по себе. Внутр. логика развития Т. отнюдь не заключена внутри нее самой по себе. Эта логика обусловлена взаимоотношением Т. с человеком и природой. При этом определяющим является историч. и логич. соотнесение Т. с работающими органами обществ, человека. Взаимодействие естеств. и искусственно созданных работающих органов обществ, человека, к-рое возникает в процессе труда, покоится на двух основаниях. Во-первых, на том, что целевое назначение естеств. и искусств, органов человека с т. зр. процесса произ-ва едино. И те и другие являются орудиями преобразования природы в соответствии с потребностями человека и общества. Этот принцип функционального единства находит свое выражение также в том, что Т. последовательно заменяет человека в выполнении технологич. функций (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 190, 208, 383).
Во-вторых, взаимодействие личных и предметных элементов трудового процесса покоится на принципе дополнения или компенсации. Назначение Т. состоит в том, чтобы облегчить и сделать эффективнее трудовые усилия человека. Т. призвана не копировать естеств. органы труда, а лишь усиливать их возможности, отсюда специфичность, относит, самостоятельность в развитии формообразующей и структурной сторон Т. Не только Т. дополняет органы труда человека, сам человек также «дополняет» технич. систему своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. В силу неразвитости Т. он вынужден временно выполнять технологич. функции. Так, до возникновения парового двигателя он выступал в роли
двигателя в технич. конструкциях, до внедрения ки-бернетич. производств, аппаратуры он является контрольным, счетным и управляющим органом производств, процесса.
Единая система, составленная из орудий произ-ва и человека как носителя исполнит, функций, к-рую общество помещает между собой и природой, наз. совокупным рабочим механизмом. Замена «... естественных производственных инструментов...» человека искусственными, замена «... человеческой силы силами природы...» (там же, с. 385, 397) составляет осн. закон самодвижения Т.
По мере того как более развитой становится технич. система, дополняясь новыми структурными звеньями, все большую роль играет в совокупном рабочем механизме предметный элемент и соответственно меньшую — личный (освобождаясь от выполнения технич. функций, переходя в сферу истинно человеч. деятельности).
Критерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение таких функций от человека к Т., к-рые вызывают коренное изменение в технологич. способе соединения человека и Т.
Соответственно история Т. может быть подразделена на три осн. этапа: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и Т. в технологич. процессе, при к-ром человек является материальной основой совокупного рабочего механизма, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой совокупного рабочего механизма становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологич. элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и Т. Некогда^ совокупный рабочий механизм превращается в однородный — технический. Становясь «рядом с произ-вом», человек получает условия для творч. использования своих способностей. Т., в свою очередь, не ограничена более в своем развитии физиологич. пределами человеч. организма.
Процесс автоматизации тоже проходит различные стадии в зависимости от опредмечивания трудовых функций. Опредмечивание в Т. функции но управлению отд. машиной дает начальную автоматизацию. Передача от человека к Т. функций по управлению всем технологич. процессом производства данного вида продукции означает развитую автоматизацию. Опредмечивание функций по управлению материальным ироиз-вом в целом будет означать полную автоматизацию.
Развитие Т. совершается не только путем опредмечивания технологич. функций человека, но и путем превращения вещества природы и естеств. процессов в рабочее вещество и технологич. процессы. Научно-технич. деятельность человека выражается в том, что он использует механич., физич., химич. свойства природы для того, чтобы «... в соответствие со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи» (там же, с. 190).
По аналогии с формами движения материи рабочие свойства вещества и технологич. процессы (методы воздействия) могут быть классифицированы на механич., физич., микрофизич., химич., биохимич., био-физич. и т. д. Метод воздействия на вещество должен соответствовать тем его свойствам, к-рые надлежит преобразовать. Однако все эти методы редко существуют в чистом виде. Почти любой совр. технологич. процесс представляет собой сложное переплетение разл. методов воздействия. Тем не менее явно обна-