ТОРО—ТОТЕМИЗМ



ния реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.

С о ч.: Animal intelligence, N.Y., 1911; Human nature and the social order, N.Y., 1940; в рус. пер.— Принципы обу­чения, основанные на психологии, 2 изд., М.. 1929; Психоло­гия арифметики, М.—Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.

Лит.: Выготский Л. С, Развитие высших психич функций, М., 1960, с. 397—481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N.Y, T1950J.

H. Алексеев. Москва.

ТОРО (Thoreau), Генри Дейвид (12 июля 1817— 6 мая 1862) — амер. писатель, поэт и философ. Друг Эмерсона и участник его «трансцендентального клу­ба» (см. Т рансценденталисты). Окончил Гарвардский ун-т.

В филос. взглядах Т. прослеживается влияние древ-веинд. философии, Руссо, этики утопич. социалистов, а также Колриджа и Карлейля. Филос. воззрения Т. не организованы в целостную концепцию; Т. по типу философствования скорее «учитель жизни», для к-рого (как впоследствии, напр., для Швейцера или Криш-намурти) сделать филос. принцип руководством в собств. жизни важнее, чем сориентировать его в логически завершенной системе. В этом смысле мож­но говорить об экзистенциальности философии Т., к-рой, однако, мало соответствует дидактич.-рациона-листич. способ ее выражения. Осн. пафос Т.— критика бурж. цивилизации и связанный с этим ин­терес к проблеме личности. В отличие от своих коллег по «клубу», предпринявших неудачный опыт фурье-ристского фаланстера, Т. ищет сугубо индивидуальные формы «спасения» личности от дегуманизирующего влияния цивилизации и в 1845 удаляется с этой целью в лес — строит хижину и проводит в ней более двух лет, стремясь «...жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни...» («Уолден, или жизнь в лесу», М., 1962, с. 60). Цивилизация же, с т. зр. Т., является противоположностью «истинной жизни», разрушая органич. цельность личности и увлекая ее от «глубинных источников» жизни вовне, в вещный и объективированный мир. «Потреблению вещей», в к-ром Т. видит символ и цель цивилизации, жажде «иметь» Т. противопоставляет заботу о том, чтобы «...что-то сделать, или, вернее, чем-то быть» (там же, с. 18). В критике капитализма Т. вслед за Фурье считает города наиболее отвратительным порож­дением цивилизации, уничтожившим одну из осн. ценностей — радость общения: «Людское общество чересчур доступно. Мы встречаемся слишком часто, не успевая приобрести друг для друга новой ценности....Мы живем в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение» (там же, с. 89). «Спасение» личности Т. видит в бегстве к природе, в одиночестве, заполненном углубленным поиском личной истины, в любви к мудрости, понимаемой как жизнь «...по ее (мудро­сти — Ред.) велениям — в простоте, независимости, великодушии и вере» (там же, с. 12). Собств. романтич. опыт уолденской робинзонады не расценивался Т. в качестве универсального рецепта, это — скорее намек на возможность для каждой личности повер­нуться лицом к истине и следовать ей (см. там же, с. 47). По мере углубления общественного кризиса США в сер. 19 в. Т. все больше отходит от индивидуа-листич. и пацифистских позиций в сторону гражд. активности: нравств. позиция Т. не позволяла ему оставаться в положении «над схваткой» в атмосфере страдания и насилия, возведенного в гос. принцип. В 1849 в ст. «О гражданском неповиновении» Т. при­зывает американцев игнорировать институты пр-ва рабовладельцев (сформулированный Т. принцип «не­участия», «гражд. неповиновения» приобрел широкую известность в странах Европы и Азии — ср. с поня-


тием «сатьяграха» в идеологии Ганди), а накануне гражд. войны 1861 в ст. «Рабство в Массачусетсе» и «В защиту капитана Джона Брауна» Т. открыто призывает к борьбе с рабовладением. Верный своему принципу «единства слова и дела», Т. активно участ­вует в аболиционистском движении, помогая беглым неграм из Южных штатов переправляться на Север и в Канаду.

Т., мало популярный при жизни, оказал громадное влияние на послед, развитие амер. культуры. Его романтич. пафос, идеал свободной цельной личности оставили след в творчестве Дж. Лондона; в совр. амер. лит-ре влияние Т. (справедливо сближаемого с модным в США дзэн-буддизмом — см. Чань) прос­леживается у Сэллинджера, Керуака и др. В филос. плане идеи Т. лежат у истоков амер. персонализма (У. Хокинг, Р. Т. Флюэллинг), критики массовой культуры (Дж. Сантаяна), а также амер. экзистен­циализма.

Соч.: Complete works, Y. 1—5, Boston—N.Y., 1929; The works, N. Y., 1940.

Лит.: Эмерсон Р. У., Торо. Биографич. очерк, в кн.: Т о р о Г., Вальден или жизнь в лесах, М., 1910; Brooks Van W у с k, The flowering ol New England. 1815—1865, N. Y., 1941; Th. Dreiser presents the living thoughts of Thoreau, N. Y., 1958. См. также лит. при ст. Трапсце-ндеьталисты.

С. Воробьев. Москва. Д. Лупанов. Горький.

ТОСТАДО (Tostado), Алонсо (между 1400 и 1409-3 сентября 1455) — испанский теолог. С 1449 и до конца жизни — епископ Авилы. Выступал против ре­лигиозной ортодоксии и обскурантизма, апеллируя к благочестию верующего. В трактате «Защита трех тезисов» («Defensorium trium conclusionum») Т. от­стаивал тезис о том, что христ. церковь должна опи­раться на разум. Т. принадлежит также трактат «О наилучшей политике» («De optima politia»), посвя­щенный анализу политич. взглядов Аристотеля, и ряд др. богословских соч.

С о ч.: Opera omnia, v. 1—27, Venetiis, 1728.
Лит.: В о si S., Alonso Tostado. "Vita e opere, Roma,
1951. В. Афанасьев. Ленинград.

ТОТЕМИЗМ — архаич. форма религии, основанная на вере в тесную родств. связь между определ. видом животного (реже растения) — тотемом и родовой группой. Тотем, к-рый обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Т. свя­зан с системой табу — запретом убивать и поедать тотемич. животное, нарушавшимся при его ритуаль­ном убийстве.

В наст, время Т. сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Сев. Америки, из языка к-рых и взято слово «тотем»; в др. частях света сохра­нился б. ч. в виде пережитков. Сложен вопрос об отношении Т. к распространенному и в развитых ре­лигиях культу животных. Иногда культ животных выводили из Т. (Ланг, Джевонс), другие видели в Т. частную форму этого культа. Однако в отличие от культа животных тотем выступает собственно не как божество, а скорее как помощник или родственник племени. Тесная связь Т. с экзогамной организацией, а также с табу и обрядами инициации, характерными именно для тотемич. групп, сделала проблему Т. од­ной из центральных в этнографии как ключ к объяс­нению этих институтов.

В разное время было выдвинуто до 50 теорий Т. Представление о Т. как особой стадии религии при­надлежит Дж. Леббоку (J. Lubbock, The origin of civi­lization, L., 1870) и Мак Леннану (J. F. MacLennan, The worship of animals and plants, «Fortnightly Re­view», 1869, Oct.-Nov.; 1870, Febr.), но особенно оно распространилось после брошюры Фрейзера о Т. (J. G. Frazer, Totemism, Edin., 1887). Осн. факты, от­носящиеся к австрал. Т., были описаны Б. Спенсером и Ф. Гилленом (В. Spencer, F. Gillen, The nature



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: