протестантизма) в его связи с общим развитием европ. Культуры («Значение протестантизма для возникновения совр. мира» — «Die Bedeutung des Protestantis-mus fur die Entstehung der modernen Welt», Miinch., 1906). Историч. подход к религии сочетается у Т. с обоснованием априорного характера религ. чувств и переживаний (в духе идей Канта и Шлейермахера). Превосходство христианства перед др. религиями Т. связывает (подобно Ричлю) с фактич. (содержат.) его значимостью.
Под влиянием М. Вебера Т. все большее внимание начинает уделять социология, проблемам религии, значению экономич. и институцион. моментов в истории христ. церкви. В «Социальных учениях христ. церквей и групп» («Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen», Halite 1—2, Tubingen, 1912) — наиб, значит, соч. Т. по социологии религии, делающем его одним из основателей этой дисциплины, Т. дает типологию религ. групп, выделяя церковь — массовый ин-т, притязающий на абсолютность, требующий подчинения и основанный на безличных отношениях, секту — добровольное соединение избранных, основанное на непосредств. личных отношениях, и мистику — как тип духовного индивидуализма. Рассматривая взаимовлияния христ. церквей и социаль-но-политич. образований в различные историч. периоды, Т. останавливается, в частности, на роли кальвинизма в становлении капитализма.
К концу жизни Т. выступил с рядом спец. соч. по философии истории («Историзм и его проблемы» — «Dor Historismus und seine Probleme», В., 1922; «Историзм и его преодоление» — «Der Historismus und seine Uberwindung», В., 1924, опубл. поем.). Филос-историч. воззрения Т. испытали определ. влияние Дильтея, позднее Риккерта, Виндельбанда, а также Шпенглера. Подчеркивая однократность и необратимость историч. процесса, Т. развивает представление о культуре как непрерывном становлении и «индивидуальной целостности». Осмысление истории возможно, по Т., путем «культурного синтеза», исходящего из личного выбора определ. системы ценностей, основывающегося на вере. Свой «культурный синтез» Т. обозначил как «европеизм», имея в виду систему ценностей, значимых для зап.-европ. круга культуры. Характерно, что этим кругом Т. в конечном итоге ограничил и значимость христианства, опять-таки выдвигая на первый план историч. индивидуальность культуры. Отводя религ. ценности центр, место в системе культуры, Т. надеется таким путем преодолеть «опасности» историзма, т. е. релятивизма в оценке культуры и ее истории.
В этике Т. остался верен идеалам классич. гуманизма, считая высшим этич. принципом европ. культуры развитие отд. человека. Поэтому естествен переход Т. в последние годы его жизни от неокантианства к персоналистич. монадологии, для к-рой индивидуальное сознание — это суверенная монада, причастная, однако, абсолюту.
С о ч.: Gcsammelte Schriften, Bd 1—4, Tubingen, 1912—25'. Die deutsche Philosophic der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 2 Aufl., Bd 2, Lpz., 1923, S. 161—73.
Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.— Л.,
1933; Vermeil E., La pensee religieuse de Trocltsch...,
Stras.—P., 1922; Spiess E., Die Religionstheorie von
E. Troeltsch, Paderborn, 1927; К Shier W., E. Troeltsch,
Tubingen, 1941; Bodenstein W., Neige des Historismus.
E. Troeltschs Entwicklungsgang, [Gutersloh, 1959] (имеется
библ.); Kasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Tro
eltsch, Tubingen, 1963. Я. Иориш, А. Огурцов. Москва.
ТРЁНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg), Фридрих Адольф (30 ноября 1802— 24 янв. 1872) — нем. философ и логик. С 1833— проф. Берлинского ун-та; неоаристотелик; развивал концепцию т. н. органич. мировоззрения, считая понятие движения посредую-щим между категориями мышления и бытия. Крити-
ковал Гегеля за нигилистич. отношение к формальной логике, в первую очередь за непонимание различия между логич. отрицанием и реальным изменением. Т. выступил против гл. идеи Гегеля, а именно, что факт онтологич. изменения якобы достаточен для опровержения противоречия закона. В целом Т. рассматривал господствующее в период его деятельности гегельянство как разновидность филос. декадентства. В области этики предложил один из вариантов концепции естественного права.
Соч.: Die logische Frage in Hegel's System, Lpz., 1843; Historische Beitrage zur Philosophie, Bd 1—3. В., 1846—67 (Bd 1—Geschichte der Kategorienlehre)' Ober Spinoza's Grund-gedanken und dessen Erfolg, В., 1850; Ober Herbart's Metaphy-sik, В., 1854—56; Naturrecht auf dem Grunde der Ethik,
2 Aufl., Lpz., 1868; Kuno Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Erlauterungen zu den Elementen der Aristotelischen Logik,
3 Aufl., В., 1876; De Aristotelis categoriis, 2 Aufl., В., 1877; Elementa iogices Aristoteleae, 9 Aufl., В., 1892; в рус. пер.— Логические исследования, ч. 1—2, М., 1868.
Лит.: Лапшин И., Тренделенбург, в кн.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 66, СПБ, 1901; Petersen О., Die Philosophie F. A. Trende-lenburgs, Hamb., 1913; F. A. Trendelenburg, в кн.: Philosophi-sches Worterbuch, Freiburg, 1961. H. Стяжкин. Москва.
ТРЁСКАУ, Тресков (Treschow), Нильс (5 сент. 1751— 22 сент. 1833) — норв. и дат. философ. С 1803— проф. ун-та в Копенгагене, с 1813— в Христиании (Осло). Критикуя спекулятивную философию и абсолютизацию абстрактных понятий, Т. считал, что в действительности существует только единичное, индивидуальное; общие понятия — лишь вспомогат. средство его познания. В связи с этим вниманием к своеобразию единичного высоко ценил метод Локка; в психологии стремился ввести метод наблюдения. Эти эмпирия, тенденции переплетаются у него с пла-тонистской трактовкой сущности единичных вещей как идей, возникающих из бесконечности бога. Под влиянием Эразма Дарвина выдвинул эволюцион. учение: как в природе, так и в истории происходит непрерывное развитие от низшего к высшему, духовному; цель истории — совершенствование личности. Впервые высказал мысль о том, что человек происходит от животного.
Рассматривая формирование личности как вершину развития, Т. обосновал этич. индивидуализм.
С оч.: Forelasninger over den Kantiske philosophie, Kbh., 1798; Gives der noget Begreb eller nogen Idee om enslige Ting, Kbh., 1810; Moral for Folk og Stat, del 1—2, Kbh., 1811; Ele-menter tii historiens philosophie, del 1—2, Kbh., 1811; Om den menneskelige natur i almindelighed, isaer dens aandelige side, Kbh., 1812; Denphilosophiske Soedeloeres №rste Grunde, Christ., 1824: Om Gud, Idee — og Sandseverdenen..., bd 1—3, Christ., 1831—32.
Лит.: Dons W., N. Treschow og hans filosofiske Sys
tem, «Nyt norsk Tidsskrift», 1878, bd 4; W i n s n e s A. H.,
N. Treschow. En opdrager til menneskelighet, Oslo, 1927;
Schmidt-Phiseldeck K., N. Treschow's historie-
filosofi, Kbh., 1933. А. Мысливченко. Москва.
ТРЕТЬЯКОВ, Иван Андреевич (1735—76) — рус. социолог и экономист. Окончил Моск. ун-т и ун-т в Глазго, где в 1767 защитил докторскую диссертацию. С 1768— проф. права Моск. ун-та.
В общественно-политич. взглядах Т.— сторонник теории общественного договора (см. «Слово о Римском правлении и о разных оного переменах...», [М.], 1769, с. 9). В своих экономич. исследованиях Т. близок к трудовой теории стоимости. Источник богатства, по Т.,— труд как таковой, а не его конкретные формы — земледелие или торговля. Тормозом прогресса является деление общества на богатых и бедных, «хозяев» и «работных людей» и в результате этого — «враждебное несогласие» в обществе как следствие частной собственности и разделения труда, возникшего с появлением «избытка вещей». Труд и богатство, по Т., должны распределяться равномерно. Т. подчеркивал роль науки, просвещения в развитии материальной и культурной жизни общества. С оч.: Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних
ТРЕХЗНАЧНАЯ ЛОГИКА—ТРИПИТАКА 257
народов, в кн.: Избр. произв. pvc. мыслителей второй половины 18 в., т. 1, [М.], 1952.
Лит.: Коркунов Н. М., История философии права, 4 изд., СПБ, 1908; Бак И. С, Общественно-экономич. воззрения И. А. Т., «Вопр. истории», 1954, № 9; История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955, с. 558—70; К о г а н Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли 18 в., М., 1962; История философии в СССР, т. 2, М., 1968, с. 44—46.
И. Щипаное. Москва.
ТРЕХЗНАЧНАЯ ЛОГИКА — раздел многозначной логики, в к-ром высказываниям, помимо обычных истинностных значений «истинно» и «ложно», приписывается еще третье значение (напр., «неопределенно», или «нейтрально», или «бессмысленно» и т. п.). Идея трехзначности высказываний восходит к античности: еще Аристотель допускал высказывания, к-рые нельзя считать ни истинными, ни ложными. В истории традиционной (нематематической) логики идеи Т. л. наиболее отчетливо были развиты Н. А. Васильевым (1910—12). Исторически первая система матем. Т. л. была построена Я. Лукасевичем (описание этой системы см. в ст. Многозначная логика). В дальнейшем трехзначные логыч. системы для различных целей были построены сов. логиком Д. А. Бочваром, Клини, Рейхенбахом и др. Т. л. получила широкое применение как в логике, так и вне ее: в анализе модальных и нормативных высказываний (см. Модальная логика, Нормативная логика), в анализе парадоксов, в логич. анализе языка квантовой механики (см. Логика квантовой механики), в теории релейных схем и т. д. Она пока остается единств, многознач. логикой, для к-рой найдены интуитивно ясные интерпретации. Т. л. является удобным средством решения методологич. трудностей, возникающих в связи с т. н. неклассич. ситуациями в науке, т. е. когда принцип исключенного третьего не имеет силы (такая ситуация сложилась, напр., в квантовой механике).
Лит. см. при статьях Логика квантовой механики, Много--
значпая логика. А. Зиновьев. Москва.
«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА» — работа В. И. Ленина, содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти Маркса. Опубл. в легальном большевистском журн. «Просвещение» (1913, № 3). Как показал опыт революции 1905, марксистское просвещение пролетариата приобретает принцип, значение в период подъема рабочего движения. Статья и была предназначена для парт, активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих.
Во вступит, части работы Ленин, опровергая попытки бурж. ученых представить марксизм в виде некоей «секты», стоящей «...в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации» (Соч., т. 19, с. 3), показывает, что учение Маркса «...возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма... Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 3—4). Нем. классич. философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три источника марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.
1-й раздел статьи посвящен философии. Излагая основы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на ее материалистич. характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения франц. материализма 18 в. и философии Л. Фейербаха. Гл. приобретение нем. классич. философии — «...диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся
материи» (там же, с. 4) — также было творчески усвоено марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и рев. изменения мира. Материализм приобрел завершенный характер, будучи распространен марксизмом на обществ, сферу. Открытие Марксом материалистич. основы обществ, жизни Ленин считает величайшим завоеванием науч. мысли.
2-й раздел посвящен экономич. учению Маркса. Ленин дает оценку учениям англ. бурж. экономистов — А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеуг. камень экономич. теории Маркса, на основе к-рой он дал всесторонний науч. анализ капиталистич. формации. В статье Ленин формулирует осн. противоречие капитализма: «Самое производство становится все более общественным,— сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм,— а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов» (там же, с. 6).
В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиб, серьезную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин отмечает слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять «...сущность наемного рабства при капитализме..., открыть законы его развития...», найти те силы, к-рые способны создать новое общество (там же, с. 7). Ленин обращает внимание на то, что только экономич. теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, к-рая должна стать его могильщиком,— класс пролетариев, «...по своему общественному положению...» составляющий силу, «...способную смести старое и создать^ новое» (там же, с. 8).
ТРИАДА (от греч. xpiag, род. падеж TpiaSog —
троица) — термин, означающий тройств, ритм движе
ния бытия и мышления. Т. была предметом теоретич.
исследования еще у Платона, в неоплатонизме (осо
бенно у Прокла). В нем. классич. идеализме — у
Фихте, Шеллинга и особенно у Гегеля Т. становится
осн. диалектич. принципом развития. Гегель, изла
гая диалектич. последовательность развития по Т.,
предупреждал, что троичность есть «...всецело поверх
ностная, лишь внешняя сторона способа познания»
(Соч., т. 6, М., 1939, с. 311), хотя сам часто злоупот
реблял триадич. схематизмом. Основатели марксизма,
приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, от
вергли гегелевскую предпосылку, согласно к-рой субъ
ектом триадич. развития является абс. идея. Маркс
(см. «Капитал», т. 1,1955, с. 718—67), Энгельс в полеми
ке с Дюрингом (см. «Анти-Дюринг», 1969, с. 129—142),
Ленин (см. «Что такое друзья народа...», в кн.: Соч.,
т. 1, с. 111—313) и Плеханов (см.«Еще разг. Михайлов
ский, еще раз „триада"», в кн.: Избр. филос. произв.,
т. 1, 1956, с. 731—37) в полемике с Михайловским
разъясняли, что существенным в понимании разви
тия является для диалектич. материализма не схема
Т., но понимание развития как противоречивого про
цесса, осуществляющегося через снятие противоре
чия на высшей ступени этого развития, через отри
цание II отрицание Отрицания. В. Асмус. Москва.
ТРИПИТАКА, типитака (санскр., букв.— три корзины),— собрание религ.-филос. текстов, образующих буддийский канон. Канон был частично составлен на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе в 5 в. до н. э., окончат, редакцию получил на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 в. до и. э. во время царствования Ашоки. Однако запись канона
ТРОИЦКИЙ—ТРОЦКИЗМ
впервые была произведена в 80 до н. э. на яз. пали (на о. Цейлон), и лишь в первых веках нашей эры появился его санскр. вариант — Т.
Канонич. тексты были разделены на три части.
Первая часть — Виная-питака (5 кн.) — содержит
правила поведения, к-рые обязательны для членов
буддийской общины, правила приема в общину, ис
поведи, предписания, относящиеся к жизни во время
сезона дождей, правила, касающиеся жилища, одеж
ды и т. д. Виная-питака состоит из трех отделов:
Сутта-вибханга, содержащая изложение и объяснение
дисциплинарного кодекса буддийской общины; Кханд-
хаки — отрывки история, it легендарного характера
(в частности, рассказы о жизни Будды), иллюстри
рующие правила поведения; Паривара — краткое
резюме предыдущих частей Винаи-питаки. Вторая
часть — Сутта-питака — является наиболее полным
собранием буддийской мудрости, подлинной энцик
лопедией буддизма. Эта часть канонич. лит-ры со
держит прозаич. диалоги, стихотворные отрывки,
легенды и афоризмы. Осн. место в Сутта-питаке за
нимают высказывания Будды или его учеников, обыч
но вставленные в какой-нибудь эпизод. Сутта-пптака
состоит из пяти собраний сутр: Дигха-никая («Собра
ние пространных поучений»), Маджджхима-нпкая
(«Собрание средних поучений»), Самъютта-никая
(«Собрание связанных поучений»), Аигуттара-никая
(«Собрание поучений, большее чем один член») и
Кхуддака-никая («Собрание коротких поучений»).
В составе Кхуддака-никаи (15 кн.) мы находим ше
девры буддийской прозы и поэзии. В третьей части —
Абхидхамма-питака (7 кн.) буддийское учение рас
сматривается в метафизич. и психология, аспектах.
Она включает психологич. трактат Дхаммасангани
(«Классификация дхамм», т. е. учений), обыяпо отно
симый к 4 в. до п. э.; изложение спорных вопросов
буддийской философии; классификацию типов людей
в зависимости от их состояний или поведения; иссле
дования вопросов прикладной логики; исследование
понятия причинности и т. д. В. Бродов. Москва.
ТРОИЦКИЙ, Матвей Михайлович (1 авг. 1835— 22 марта 1899) — рус. психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию. Профессор Моск. ун-та (с 1875). Инициатор издания жури. «Вопр. философии и психологии» (с 1889). В своих филос. и психологич. воззрениях испытал влияние англ. эмпиризма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. С. Милля. Докторская дисс. Т. «Немецкая психология в текущем столетии» (М., 1867) содержит изложение теорий англ. эмпиризма и ассоцианизма, а также критику с этих позиций философии Канта, Гегеля, Гербарта и др. Психологич. теория Т. выдержана в духе англ. ассоциативной психологии (см. «Наука о духе», т. 1—2, М., 1882). Подчеркивая значение для психологии экспериментального метода, Т. осуществил опытное исследование слуховых и зрит, ощущений и представлений, участия мышц гортани и языка в мыслит, процессе. Т.— автор «Учебника логики», написанного в традициях философии Милля.
Лит.: Ивановский В., М. М. Троицкий, «Вопр. философии и психологии», 1889, кн. 47 (2); А н а н ь е в Б. Г., Очерки истории рус. психологии 18 и 19 вв., [М-], 1947.
А. Петровский. Москва.
ТРОФИМОВ, Павел Сергеевич [р. 17(30) июня 1910] — сов. философ, доктор шилос. наук (с 1963). Член КПСС с 1947. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1938) и аспирантуру МГУ (1941). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1948). Область науч. исследований — диалектич. и историч. материализм, марксистско-ленинская эстетика и критика совр. бурж. эстетич. теорий.
С о ч.: Единство этических и эстетич. принципов в сов, иск-ве, «Большевик», 1950, № 18; Прекрасное и возвышенное, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956, Социалистич. реализм — творч. метод. советского иск-ва,
там же; Идейная общность и нац. специфика сов. иск-ва, там же; Критика осн. направлений в совр. бурж. реакц иск-ве и эстетике, там же; Эстетич. взгляды Г. В. Плеханова, М., 1956; Развитие диалектич. и историч. материализма в период от бурж. революций 1848—1849 до Парижской Коммуны, в кн.: История философии,т. 3, М., 1959, гл. 2; Вопросы эстетики в произв. Маркса и Энгельса, там же, гл. 4; Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берка, в сб.: Из истории эстетич. мысли нового времени, М., 1959; Играла ли религия прогресс, роль в развитии иск-ва?, М., 1959; Марксистско-ленинская естетика и ее отношение к др. обществ, наукам, М., 1961; Очерки истории марксистской эстетики, М., 1963; Эстетика марксизма-ленинизма. Очерки истории и теории, М., 1964; Две концепции иск-ва, М., 1965; Законы развития иск-ва, М., 1965; Эстетич. воспитание, в кн.: Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Ленинская партийность и реализм в иск-ве, М, 1966; Марксистско-ле-нинската естетика като наука, в сб.: Въпросы на маркси-стско-ленинската естетика, София, 1957.
ТРОЦКИЗМ — оппортунистическое, мелкобуржуазное ндейно-политпч. течение, враждебное марксизму-ленинизму, рабочему и коммунистич. движению. Возникло в 1903 со II съезда РСДРП. Его основателем и идеологом является Л. Д. Троцкий (Бронштейн) (1879 —1940). Теоретич. истоки Т.— механистич. материализм в философии, субъективизм, волюнтаризм, схематизм и односторонность в социологии, нашедшие выражение в «левом» политич. авантюризме. Ядром Т. является т. наз. теория «перманентной революции», искажавшая идеи Маркса о непрерывной революции и выдвинутая Троцким вслед за А. Парвусом в 1906 в противовес ленинской теории перерастания буржуазно-демократич. революции в социалистическую. Игнорируя бурж.-демократия, этап революции в России, троцкистская теория «перманентной революции» отрицала революц. роль крестьянства, идею гегемонии пролетариата, союза рабочего класса и крестьянства. Троцкий утверждал, что в ходе революции рабочий класс обязательно придет во враждебные столкновения с широкими массами крестьянства, рассматривавшегося им как реакц. сила. Пролетариат, по Троцкому, сможет удержаться у власти только при поддержке пролет, революции в зап.-европ. странах или мировой революции. Исходя из возможности победы социализма только в результате революции в Европе, Т. видел смысл рус. революции в «подталкивании» европ. социалистич. революции. Ленин оценил теорию Троцкого как «несуразно-левую» (см. Соч., т. 20, с. 321), эклектическую, к-рая «...берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков — „отрицание" роли крестьянства» (там же, т. 21, с. 381—82). Теория «перманентной революции» с различными модификациями составляет характерную черту Т. на всем протяжении его существования. После поражения революции 1905—07 Троцкий и его сторонники выдвигали идею примиренчества с «левым» и «правым» оппортунизмом, объединения всех с.-д. групп и фракций, но по существу смыкались с ликвидаторами. В 1912 Троцкий организовал т. н. августовский антипартийный блок, объединивший ликвидаторов, отзовистов, бундовцев и троцкистов, просуществовавший до 1914. В годы 1-й мировой войны Т. стоял на позициях центризма, особенно опасной, по Ленину, разновидности социал-шовинизма.
Теоретически и политически неправильную позицию занимал Т. по проблемам империализма и нац. вопросу. Троцкий в духе теории «ультраимпериализма» К. Каутского утверждал, что централпзаторская тенденция совр. х-ва приводит к выравниванию уровней развития отд. стран, замене нац. держав мировой империалистнч. державой. В связи с этим в эпоху империализма, по Троцкому, нац. независимость и суверенитет устарели и нац. гос-ва стали тормозом развития производит, сил. Идею независимого нац. гос-ва Троцкий объявлял глубоко реакционной. Раз-
ТРОЦКИЗМ
витие политич. форм гос-ва он механистически ставил в прямую автоматич. зависимость от развития производит, сил. Формальное признание Троцким права наций на самоопределение вступало в противоречие с его тезисом об устарелости нац. гос-в. «Левая» доктринерская установка о слиянии всех наций непосредственно в ходе социалистич. революции отрицала неравномерность развития империалистич. гос-в, игнорировала объективное развитие борьбы угнетенных народов.
На VI съезде РСДРП(б) (1917) Троцкий в составе «межрайонцев» вошел в партию, по существу не отказавшись от антиленинских взглядов. В 1918 позиция, занятая Троцким по вопросу о заключении Брестского мира («Ни мира, ни войны»), органически вытекавшая из теории «перманентной революции», из расчета на немедленную революцию в др. странах, смыкалась с авантюристич. позицией «левых коммунистов» и поставила под угрозу существование Сов. власти.
После окончания гражданской войны Т. выступает как мелкобурж. уклон в РКП(б). В 1920—21 в результате фракционного выступления Троцкого партии была навязана дискуссия о профсоюзах. Троцкий пытался насадить в профсоюзах методы командования, перетряхивания руководящих кадров адм. путем, «завинчивания гаек». Ленин показал теоретич. ошибочность и политич. опасность взглядов Троцкого, характеризуя их как: «...1) забвение марксизма, выразившееся в теоретически неверном, эклектическом определении отношения политики к экономике; 2) защиту или прикрытие той политической ошибки, которая выражена в политике перетряхпванья... А эта ошибка, если ее не сознать и не исправить, ведет к падению диктатуры пролетариата; 3) шаг назад в области вопросов чисто-производственных, хозяйственных... к абстрактным, отвлеченным, „опустошенным", теоретически неверным, по-интеллигентски формулированным общим тезисам, с забвением наиболее делового и практического» (там же, т. 32, с. 63—64). В новых условиях главным пунктом Т. становится утверждение о невозможности построить в СССР социалистич. общество. Ссылаясь на то, что производит, силы не достигли уровня, необходимого для построения социализма, троцкисты утверждали, что, если СССР не будет оказана прямая гос. поддержка пролетариатом Зап. Европы, Сов. власть вынуждена будет капитулировать перед внутр. и мировой буржуазией либо переродиться. «Мы пришли слишком рано»,— утверждал Троцкий. Курс партии на строительство социализма в одной стране, опирающийся на ленинскую теорию, Троцкий считал признаком нац. ограниченности и отступлением от интернационализма. Этот капитулянтский тезис сочетался с попытками подменить ленинизм Т., извратить историю Октябрьской революции, принизить роль партии и Ленина (брошюра Троцкого «Уроки Октября», 1924), подорвать организационные принципы партии с помощью провозглашения свободы фракций и группировок, противопоставления молодежи старым членам партии. Т., ссылаясь на трудности переходного периода, выдвигал на передний план насильств., военизированные методы управления и хозяйствования. Троцкий говорил, что рабочая масса должна быть перебрасываема, назначаема точно так же, как солдаты. Утверждение, что принудительный труд непроизводителен, он считал старой бурж. аксиомой, ставшей предрассудком. Организации труда и материальной заинтересованности Троцкий противопоставлял принудительный труд как единств, путь к социализму. В 20-х гг. Т. выдвигал авантюристич.. политику «сверхиндустриализации» как «гигантского прыжка вперед» гл. обр. за счет крестьянства (установление резкого различия между ценами на пром. и с.-х. продукты, непосильное налоговое обложение
крестьянства). Подобная политика угрожала разрывом союза рабочего класса и крестьянства, к-рый Ленин считал важнейшим вопросом социалистич. революции, условием победы социалистич. строительства. Антиленинская, антипартийная платформа Т. получила отпор партии и ее ЦК, опиравшихся на идеи Ленина. Важную роль в идейной борьбе с Т. сыграли работы и выступления А. С. Бубнова, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, М. И. Калинина, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталина и др. Т. был осужден междунар. коммунистич. движением. XV съезд партии (1927) объявил принадлежность к Т. и его пропаганду несовместимыми с пребыванием в рядах партии. С этого времени Т. перестал существовать как политич. течение в ВКП(б) и скатился к прямому антисоветизму, к роли пособника буржуазии, империалистич. реакции.
Высланный в 1929 за границу Троцкий стремился объединить своих немногочисл. сторонников, исключенных из коммунистич. партий. В1938 было провозглашено создание 4-го (троцкистского) интернационала, призванного противостоять коммунистич. движению. Т. сосредоточил свои усилия на отрицании успехов социалистич. строительства, роли СССР в мировом революц. процессе. Т. выступал против идеи п практики единого антифашистского фронта. В годы войны с фашизмом троцкисты отрицали ее освободит, характер, отождествляя фашистские гос-ва и страны антигитлеровской коалиции и объявляя понятие антифашистской борьбы обманом и выдумкой коммунистов. Деятельность Троцкого и его сторонников привела к дискредитации Т. и к распаду троцкистских групп в ряде стран. В 1953 троцкистский интернационал раскололся на неск. организаций.
Совр. Т. представлен немногочисл. группами в ряде стран Зап. Европы, Лат. Америки, отд. странах Азии. Нек-рое оживление Т. связано с втягиванием в антиимпериалистич. и нац.-освободит, борьбу мелкобурж. слоев, склонностью к левацкому революцио-иаризму нек-рой части интеллигенции и части студенчества, а также с антиленинским курсом маоистов.
Идейно-теоретич. платформой совр. Т. по-прежнему остается теория «перманентной революции». Отрицая достижения мирового социализма, Т. утверждает, что построение социализма возможно лишь в отдаленном будущем с победой социалистич. революций во всем мире или абс. большинстве стран. Совр. социалистич. страны объявляются «деформированными и обюрократившимися рабочими гос-вами», что совпадает с утверждениями империалистич. и правосоциалистич. пропаганды. Антикоммунизм и антисоветизм являются знаменем Т., а компартии рассматриваются в качестве гл. врага. Т. выступает против всех установок коммунистич. движения по коренным проблемам мирового развития. Он провозгласил необходимость «революц. обновления» коммунистич. и рабочих партий, означающего отказ от ленинских принципов их деятельности, выдвинул лозунг т. и. «политич. революции», т. е. по существу ликвидации социалистич. строя в социалистич. гос-вах.
Т. утверждает, что интересы мировой социалистич. системы вступили в конфликт с интересами междунар. рабочего движения и нац.-освободит, движения. Война, в т. ч. и термоядерная, рассматривается Т. как необходимое средство свержения капитализма, как «решающая возможность захвата власти» и в связи с этим отвергается политика мирного сосуществования государств с различными социальными системами. Задачи установления единства антиимпериалистич. сил и борьба за демократию объявляется Т. бесполезной и вредной, отвлекающей от цели революц. свержения капитализма. Вооруж. борьба и партизанское движение провозглашаются универ-
17*
ТРОШИН— ТРУБЕЦКОЙ
сальным и единственным революц. средством. Псевдо-революц. фразеология Т. на деле приводит к сектантству и путчизму, авантюристич. заговорам, Т. утверждает, что совр. рабочий класс утратил свою революционность. Противопоставляя рабочее и нац.-освободит. движение, Т. центром революц. движения считает колониальные страны. В отличие от довоенного Т., совр. Т. провозглашает крестьянство развивающихся стран гл. революц. силой, умаляет революц. роль пролетариата и коммунистам, партий. Сектантские, революционаристские, авантюристич. позиции Т. наносят вред рабочему, коммунистич., всему освободит, движению и фактически служат реакц. целям буржуазии. Совр. Т. переживает кризис, одним из проявлений к-рого является его дифференциация и вражда между отд. течениями и группами. Последоват. разоблачение и борьба с Т. остается важной задачей коммунистов.
Лит.: Ленин В. И., Историч. смысл внутрипартий
ной борьбы в России, Соч., 4 изд., т. 16; ег о же, Письмо
в Российскую коллегию ЦК РСДРП, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 20; его же, О положении дел в партии, Соч., 4 изд.,
т. 17; его ж е, О краске стыда у Иудушки Троцкого, там
же; его же, Аноним из «Vorwarts'a» и положение дел
в РСДРП, там же; его ж е, О положении дел в российской
социал-демократии, там же, т. 21; его же, О профессио
нальных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троц
кого, там же, т. 32; его же, Кризис партии, там же; его
ж е, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках
т.т. Троцкого и Бухарина, там же; Т.— враг ленинизма.
[Сб.], М., 1968; Б у б н о в А. С, Осн. вопросы истории РКП,
М., 1924; Сталин И. В., Троцкизм или ленинизм? Речь
на пленуме коммунистич. фракции ВЦСПС 19 ноября 1924,
Соч., т. 6; е г о ж е. Октябрьская революция и тактика рус
ских коммунистов. Предисловие к кн. «На путях к Октяб
рю», там же; Орджоникидзе Г. К., Статьи и речи,
т. 1—2, М., 1956—57; Киров С. М., Избр. статьи и речи
(1912—34), М., 1957; Куйбышев В. В., Избр. произв.,
М., 1958; Калинин М. И., Избр. произв., т. 1—2, М.,
1960; Макаров Б. И., Критика Т. по вопросам строи
тельства социализма в СССР, М., 1965; М и к е ш и н Н. П.,
Т. на вооружении империалистич. пропаганды, «Вопр. ис
тории КПСС», 1965, № 12; В я т к и н А. Я., Разгром Ком
мунистич. партией Т. и других антиленинских групп, ч. 1,
Л., 1966; Из истории борьбы ленинской партии против оппор
тунизма. [Сб. ст.], М,, 1966; Гринько В. А. [и др.],
Борьба партии большевиков против Т. (1903— февр. 1917), М.,
1968; Борьба партии большевиков против Т. в послеоктябрь
ский период, М., 1969; Басманов М. И., О совр. Т. и
его подрывной деятельности, «Коммунист», 1969, Л"з 7; Пос
пелов П. Н., Уроки борьбы ленинской партии против
Т., там же, N» 12. Л. Наумов. Москва.
ТРОШИН, Денис Михайлович (р. 1908) — советский философ, доктор филос. наук (с 1958), профессор (с 1959). Окончил Тимирязевскую с.-х. академию (в 1932), аспирантуру АОН при ЦК КПСС по кафедре философии (1949). В 1949—61— доцент кафедры философии ВПШ при ЦК КПСС. С 1951 по 1954— зам. директора Ин-та философии АН СССР. С 1957 — зав. кафедрой философии МАИ. Область науч. интересов Т.— диалектич. и историч. материализм, филос. вопросы естествознания.
Соч.: Диалектика развития в мичуринской биологии, М., 1950; Движение и развитие в природе и обществе, М., 1950; О коренной противоположности двух концепций развития, М., 1952; Марксизм-ленинизм об объективном характере законов науки, М., 1953; Место и роль естествознания в развитии общества, М., 1961; Сила науки. О превращении науки в непосредственную производительную силу, М., 1963; Роль науки в стр-ве коммунизма, М., 1965; Методологич. проблемы совр. науки, М., 1966.
ТРУБЕЦКОЙ, Евгений Николаевич (23 сентября 1863— 23 января 1920) — рус. религ. философ, последователь и друг В. Соловьева; правовед и обществ, деятель; князь, брат С. Трубецкого. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1885); получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Преподавал в Ярославле, Киеве и (с 1905) в Москве; участвовал в организации и деятельности ряда науч. об-в (Психологич. об-ва при Моск. ун-те, Религ.-филос. об-ва им. В. Соловьева и др.). Т.— инициатор и участник кни-гоизд-ва «Путь» (1910—17), а также идеолог связанного с ним религ.-филос. направления. В годы гражд.
войны в рядах т. н. Добровольческой армии Т. боролся против Сов. власти.
В гл. филос. соч. «Миросозерцание В. С. Соловьева» (т. 1—2, М., 1913), «Метафизич. предположения познания» (М., 1917) и «Смысл жизни» (М., 1918) Т. проводит крптич. разбор философии Соловьева и развивает собств. систему. Освобождая учение Соловьева о «положительном всеединстве» от элементов пантеизма и эволюционизма в метафизич. аспекте п от уто-пич. «бесконфликтности» — в социальном, Т. корректирует тем самым филос. концепцию Соловьева в духе ортодокс, христ. доктрины.
Прежде всего Т. пересматривает скрыто-пантеис-тич. основоположения соловьевской софиологии (см. София), отмечая, что у Соловьева мир относится к вечной божеств, природе как явление к сущности и, след., оказывается обожествленным. Т. рассматривает мир как подлинное «другое» по отношению к божеств, природе, как создание из ничего. Вместе с тем Т. не отказался от центральной для философии Соловьева интуиции абс. всеединства и находит к этой проблеме собств. подход, опираясь на понятие абс. сознания. Абсолют, по Т., не являясь сущностью всего в мире, объемлет мир как всезнание, всеведение и всевидение, как «...полнота совершенного и абсолютного сознания обо всем» («Смысл жизни», Берлин, 1922, с. 23). Всеедпная мысль и всеединое сознание охватывает действительное и возможное, правду и заблуждения. Мир во времени, по Т., онтологически связан с божеств, премудростью, с вечным миром божеств. идей как с замыслом о себе; он есть относит, небытие, призванное увековечиться в качестве бытия. В этой связи богочеловеч. процесс (совершенствование человека и человечества в боге) представлен у Т. как свободное осуществление божеств, замысла (к-рый человек волен принять или отвергнуть). В отличие от полугностич. (см. Гностицизм) традиции Соловьева, Булгакова, Флоренского, у к-рых София не всегда отграничивалась от сущности («души») мира, Т. более последовательно отождествляет ее с замыслом, с идеальным первообразом и констатирует в тварном мире «софийные» и «антисофийные» потенции. Отличая божеств, всеведение в вечности (сверхврем. созерцание временного потока) от предопределения, Т. согласует в духе христ. вероучения всеблагого бога и «лежащий во зле» мир (проблема теодицеи и свободы воли; ср. также с учением Л. Карсавина о «всевремени»).
В связи с тем, что концепция абс. сознания занимает в религ.-филос. доктрине Т. центральное место, его учение тяготеет к классич. объективному идеализму, в основание к-рого положено абс. понятие, а не абс. лицо. Связь с нем. идеализмом обнаруживается и в преимуществ, внимании Т. к гносеологич. проблемам. Т. предпринял критику Канта, показывая, что исходный пункт его критической, «беспредпосылочной» философии является догмой, и упрекая Канта в нежелании осознать свой догматизм (см. «Метафизич. предположения познания»). По Т., интуиция все-единого сознания представляет собою необходимую предпосылку всякого человеч. познавания. Любой истине присуща форма вечности, она имеет сверхврем. и сверхпеихологич. значение и тем самым приобщена к вселенскому Логосу. В духе противопоставления текучих фактов бытия их вечному смыслу, зафиксированному в божеств, «камере-обскуре» и познаваемому человеч. мыслью, Т. стремился разрешить апории Зенона, критиковал иррационализм Бергсона и полемизировал с «мистич. алогизмом» современных ему религ. философов — Флоренского, Булгакова, Эрна. У последних он находит неосознанное кантианство (в сочетании с неприязнью к Канту), к-рое трактует логич. формы мысли как чисто субъективные, антропологически обусловленные. Согласно
ТРУБЕЦКОЙ—ТРУД 261
Т., субъективны не логич. нормы, облеченные в форму всеединства, а лишь дискурсивное и рефлектирующее мышление, переходящее от термина к термину и психологически ограниченное как всякий процесс во времени (в отличие от сверхврем. созерцания, свойственного абс. мысли). Мысль, отказывающаяся от логики, абсолютизирующая антиномии и не стремящаяся их «снять», отпадает от всеединства. Т. о., Т. выполняет филос. завет Соловьева — защищает ре-лиг, значение человеч. мысли в ее форме разумной интуиции.
Концепция абс. сознания лежит также в основе работы Т. о рус. иконописи — «Умозрение в красках». Т. утверждает (обеспеченную божеств, созерцанием) объективную реальность красок и звуков, а не только физич. и психич. процессов, им соответствующих. С оч.: Религ.-обществ, идеал зап. христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религ.-обществ, идеал зап. христианства в 11 в., вып. 2, К., 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение в красках, М., 1916; Смысл войны, вып. 1, М., 1914; Два зверя, М., 1918; Из прошлого, М., 1917, 2 изд., Вена, 1925; Воспоминания, София, 1921; Иное царство и его искатели в рус. нар. сказке, М., 1922; Три очерка о рус. иконии, Париж, 1965.
Лит.: Лопатин Л., Вл. С. Соловьев и кн. Е. Трубецкой, «Воир. филос. и психол.», 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123; Бердяев Н. А.,О земном и небесном утопизме, «Рус. мысль», 1913, сент., кн. 9; 3 е н ь к о в с к и й В. В., История рус. философии, т. 1—2, М., 1956; Л осе кий Н. О., История рус. философии, пер. с англ., М., 1954; История философии, т. 5, М., 1961 (см. имен, указатель).
_ И. Роднянская, С. Хоружий. Москва.
ТРУБЕЦКОЙ, Сергей Николаевич (23 июля 1862— 29 сент. 1905) — рус. религ. философ, последователь и друг В. Соловьева, публицист, обществ, деятель; князь, брат Е. Трубецкого. Окончил истори-ко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1885). Д-р философии (1900), один из редакторов (1900—05) жури. «Вопросы философии и психологии». В 1905 был избран ректором Моск. ун-та. По политич. убеждениям — сторонник конституц. монархии. Ленин неоднократно критиковал его буржуазно-либеральную деятельность. Преодолев влияние эмпиризма Конта и Спенсера, Т. в дальнейшем становится сторонником направления «философии всеединства» Соловьева и развивается в русле религ.-филос. традиции Платона, неоплатонизма, нем. мистиков, славянофилов; значительно влияние на него нем. классич. философов и в первую очередь Канта и Гегеля. Свое учение Т. называет «конкретным идеализмом», отличая его от идеализма отвлеченного (типа гегелевского), неспособного, по мнению Т., объяснить переход от абсолюта к области единичных вещей, обосновать ценность частных наук и опытного знания. «Конкретно-идеалистич.» миропонимание получает у Т. новое обоснование с помощью «закона универсальной соотносительности», сходного с развитым в нем. философии (особенно Гегелем) принципом всеобщей диалектич. связи. По мысли Т., всякое онтологич. или гносеологич. определение лишено смысла без своего коррелята (субъект без объекта, явление без сущности и т. д.): «Все, что есть, существует в каком-либо отношении», то, что безотносительно, «...не имеет никакого бытия» (Собр. соч., т. 2, М., 1908, с. 264). Центральная фп-лос. проблема, по Т., заключается в отношении познающего разума к сущему (см. там же, с. 263, 286 и др.), но что представляет собой сущее, это уже зависит от контекста той или иной философии. Эмпиризм отождествляет сущее с явлением, рационализм — с идеей, мистицизм — с духовной, сверхчувственной реальностью. Т. вслед за Соловьевым подверг критике рационализм, мистицизм и эмпиризм, указал на их односторонность, вместе с тем признав в каждом из них момент истины. Полная истина состоит в определении сущего как «абс. всеединства», «всеедпного конкретного бытия», в к-ром все стороны сущего находятся в необходимой соотносит, связи: простран-
ственно-временное многообразие эмппрпч. вещей обусловлено логич. (идеальным) единством, а то и другое находит свое основание в абс. духе, являясь, в свою очередь, его собств. потенциями. «Конкретный идеализм» не отрицает независимости материальных явлений от индивидуального сознания. Однако, признав вслед за Кантом время и пространство лишь формами чувственности, Т. признает и универсальный чувствующий субъект — некое космич. существо — Софию, понятую как психич. основу мира. Все реальные объекты действительности оказываются своего рода взаимодействующими индивидуальными центрами (монадами), объединенными в одном мировом субъекте. (С помощью понятия мирового субъекта, отличаемого от бога, Т. стремится избежать пантеизма, но он не дает ясного представления о месте этого понятия в своей метафизике.) Т. о. в онтологии Т. мир явлений и идей (сфера относительного) превращается в потенцию абсолюта, сверхотносит. бытия, раскрывающегося постепенно через деятельность мирового субъекта. Вычленяя р&зные стороны абс. всеединства, Т. стремится предметно разграничить и примирить науку (исследующую законы явлений), философию (изучающую осн. начала бытия и познания) и религию (с ее верой в сверхчувств, реальность).
Вслед за Соловьевым Т. развивает идеал «соборности», в к-рой должны совпадать религиозное, нравственное и социальное начала. Идея соборности у Т. выступает альтернативой как индивидуализму, так и коллективизму социалистич. учений. Филос. система Т. не закончена, чему помешала его ранняя смерть.
Т. написал ряд серьезных исследований по истории философии («Метафизика в Древней Греции», М., 1890, «Учение о логосе в его истории», М., 1900, и др.). Задолго до Бергсона Т. провел концепцию «осн. интуиции», лежащей в основе др.-греч. философии. Т. вообще считает важным уяснить, какой именно образ универс. истины заключен в той или иной философии. Задолго до К. Иоеля, А. Фишера, и др. он выдвигает идею о развитии греч. философии из мифологии и религии (см. «Чему учит история философии», в сб. «Проблемы идеализма», [М., 1902], с. 231). Т. подробно исследовал антич. мысль, значение к-рой он видел в том, что она подготовила человечество к восприятию христ. идеала.
Соч.: Собр. соч., т. 1—6, М., 1906—12.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 484, 485, 489,
493; т. 9, с. 324, 345; т. 10, с. 438; Чичерин Б. Н., Вопр.
философии, М., 1904, с. 146—222; «Вопр. филос. и психол.»,
1906, кн. 81(1) (номер посвящен Т.); МелиоранскийБ.,
Теоретич. философия С. Н. Т., там же, кн. 82(2), с. 197—222;
Кн. С. Н. Т. первый борец за правду и свободу рус. народа.
В отзывах рус. повременной печати..., СПБ, 1905; Сб. речей,
посвящ. памяти кн. С. Н. Т., М., 1909; Булгаков С. Н.,
Философия кн. С. Н. Т. и духовная борьба современности,
в его кн.: Два града, т. 2, М., 1911, с. 243—54; Смир
нов К. А., Религ. воззрения кн. С. Н. Т., X., 1911; Ло
патин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911,
с. 157—235; его же, Совр. значение филос. идей кн. С. Н. Т.,
«Вопр. филос. и психол.», 1916, кн. 131 (1), с. 1—39; К о т-
пяревений' С, Миросозерцание кн. С. Н. Т., там же,
с. 40—50; Рачинский Г., Религ.-филос. воззрения кн.
С. Н. Т., там же, с. 51—77; Б лоне кий П. П., Кн.
С. Н. Т. и философия, М., 1917; Бердяев Н., Рус. идея,
Париж, 1946, с. 162—64; Л осе кий Н. О., История рус.
философии, пер. с англ., М., 1954, гл. 10; 3 е н ь к о в-
с к и й В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956, гл. 3
(имеется библ.); Трубецкая О. Н., Кн. С. Н. Т., вос
поминания сестры, Нью-Йорк, 1953; История философии,
т. 5, М., 1961, с. 343 — 44, 353. А. Поляков. Москва.
ТРУД — целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных п социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это «...прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он
262 ТРУД—ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188—189).
Т. привлекал к себе внимание со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. понимание Т. как определяющей силы обществ, развития — заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. «...Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом...» (М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ, жизни, в т. ч. и различных сфер духовной жизни.
Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, предмет Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с no's мощью заранее созданных орудий, в результате к-ро- \ го предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).
Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. закономерности, осваивал логику их бытия. Познание и Т. т. о. изначально связаны между собой. Сознание — это неотъемлемый идеальный компонент Т.: в нем оно зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как образ, в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если производство, с одной стороны, «...является присвоением объектов субъектами, то, с другой — оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности...» (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).
Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет «...специфически характерную черту человеческого процесса труда...» (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств, органы субъекта, через к-рые
он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от «орудий» животных. Онредел. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их «требования» к человеку. От каменного рубила и до совр. логпч. автоматов — таков прогресс орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.
Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс пронз-ва — см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.
В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой — производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное общение. В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ, условия его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).
Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. содержание. Т. как творчество характеризует осн. смысл бытия человека в мире. Эстетич. аспект Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Э и-
гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. а; Э н г е л ь с Ф., Диалек
тика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу
о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949;
Н у а р е Л., Орудие труда и его значение в истории разви
тия человечества, пер. с нем., X.. 1925; Ладыгина-
Котс Н. Н., Конструктивная и орудийная деятельность
высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Вахта К., К вопросу
о структуре первобытного производства, «Вопр. истории»,
1960. Л» 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в философии
Гегеля, «Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти»,
1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение челове
ческого общества, Красноярск, 1962; Р о г и н с к и й Я. Я.,
Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурь
ев Д. В., Предшествовал ли труд сознанию?, «ВФ», 1967,
№ 2. _ А. Спирпин. Москва.
ТУГАН-БАРАНОВСКИИ, Михаил Иванович (8 января 1865— 21 января 1919) — рус. бурж. экономист и социолог. В 1895—99 и 1905—13— приват-доцент Петербургского ун-та.
Один из виднейших представителей т. и. «легального марксизма», Т.-Б. содействовал теоретич. разгрому народничества и знакомству рус. читателя с идеями марксизма, к-рые, однако, в работах Т.-Б. и др. «легальных марксистов» теряют свою революц. направленность. Прослеживая политич. эволюцию Т.-Б., Ленин квалифицировал его как бурж. демократа, для к-рого «...разрыв с народничеством означал пере-
ТУГАРИНОВ—ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 263
ход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму» (Соч., т. 13, с. 81). Критика Т.-Б. официальной царской п народнической эко-номич. статистики положительно оценивалась и использовалась Лениным (см. там же, т. 3, с. 295 прим., 402); мн. экономич. произв. Т.-Б. не потеряли своей ценности и сегодня (см. «История рус. экономич. мысли», т. 2, ч. 2, 1960, с. 384, а также см. А. Л.Шапиро, Рус. историография в период империализма, 1962, с. 66). В соч. «Рус. фабрика в прошлом и настоящем» (СПБ, 1898) Т.-Б. анализировал развитие рус. капитализма с конца 18 в. В гл. экономич. соч., принесшем Т.-Б. мировую известность, «Промышленных кризисах» (СПБ, 1894, 2 изд., СПБ, 1900, нем. пер., Jena, 1901) Т.-Б. во многом следует 2-му т. «Капитала» Маркса, но начиная со 2-го изд. существенно отходит от него; проблема кризисов тесно связывается Т.-Б. с проблемой рынков.
В области философии Т.-Б. эволюционировал от Канта через позитивизм Конта к неокантианству. Согласно «историческому реализму» Т.-В., общество «...слагается из отдельных личностей...», наделенных волей, к-рая «...действует по определенным мотивам...», вызываемым влечениями и потребностями («Теоретич. основы марксизма», М., 1918, с. 36). Основу для их удовлетворения создает хозяйство, связывающее «...в одно неразрывное целое социальную, духовную среду с материальной» (там же, с. 81). Сучъ историч. прогресса, по Т.-Б., состоит «...в перемещении центра тяжести человеческой жизни из низших физиологических потребностей... в область высших духовных...» (там же, с. 76). Понятия «класс», «классовая борьба» исключались Т.-Б. из «высших сфер духовной жизни»: «...классовый интерес не составляет критерия добра, истины и красоты» (там же, с. 105); поэтому гос-во Т.-Б. понимал как «власть всего народа». Рабочий класс, по Т.-В., «представляет собой „рассыпанную храмину"», неспособную в наст, время к к.-л. организации (см. «Рус. революция и социализм», П., 1917, с. 20); свою задачу Т.-Б. видел в обосновании идей социализма с помощью кантианской этики, что «знаменует собой не дополнение марксизма, а коренное преобразование..., разрушение его» («К лучшему будущему», СПБ, 1913, с. 56), а также философии религии, вечной основой к-рой, по Т.-Б., и при социализме останутся страдание и потребность личности в идеальном.
С оч.: Значение экономич. фактора в истории, «Мир божий», 1895, № 12; Осн. ошибка абстрактной теории капитализма Маркса, «Науч. обозрение», 1899, № 5; Психич. факторы обществ, развития, «Мир божий», 1904, №. 8; Борьба классов, как главнейшее содержание истории, там же, Л» 9; Крушение капиталистич. строя как науч. проблема, «Новый путь», 1904, № 10; Совр. социализм в своем историч. развитии, СПБ, 1906; Как осуществится социалистич. строй?, «Мир божий», 1906, Jw 5; Социализм как положит, учение, П., 1918; В поисках нового мира. Социалисгич. общины нашего времени, 2 изд., М., 1919; Влияние идей политич. экономии на естествознание и философию, К., 1925.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 18, с. 338—39;
т. 20, с. 126—29; т. 34, с. 18—20; Филиппов М., По по
воду статьи М. И. Т.-Б., «Науч. обозрение», 1899, № 5;
Кондратьев Н. Д., Михаил Иванович Т.-Б., П.,
1923. В. Зверев, В. Клушин. Ленинград.
ТУГАРИНОВ, Василий Петрович (р. 29 дек. 1898) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1951), профессор (с 1951). Член КПСС с 1925. Окончил фак-т обществ, наук МГУ (1925) и ИКП философии (1936). С 1939— преподаватель философии в вузах. В 1951—60— декан филос. фак-та ЛГУ. В наст, время — зав. кафедрой философии гуманитарных фак-тов ЛГУ. Член редколлегии «Философской энциклопедии». Область науч. деятельности Т.— проблемы сознания, закона и закономерности, разработка категорий диалектич. и историч. материализма, проблемы личности и теории ценностей.
С о ч.: Абсолютная и относит, истина, «ПЗМ», 1941, № 2; О законах объективного мира и законах науки, «ВФ», 1952, № 4; Законы объективного мира, их познание и использование, Л., 1954; О природе сознания, Л., 1955; Соотношение категорий диалектич. материализма. Л., 1956: Законы природы и общества, М., 1956; Соотношение категорий историч. материализма, Л., 1958; О ценностях жизни и культуры, Л., 1960; О смысле жизни, Л., 1961; О нек-рых новых проблемах сознания, «Вести. ЛГУ. Сер. экон., философии и права», 1964, вып. 2, Я» 11; Красота как ценность, «ФН» (НДВШ), 1963, № 4; Личность и общество, М., 1965; Марксистская философия и проблема ценности, в сб.: Проблема ценности в философии, М.— Л., 1966; Духовные ценности человека, «Сов. педагогика», 1966, JM5 1; Еще о машинном мышлении, «Вестн. ЛГУ. Сер. экон., философии и права», 1966, вып. 3, № 17; Теория денностей в марксизме, Л., 1968.
ТУКАИ, Габдулла (Габдулла Мухаммед Гарифович Т у к а е в) [14 (26) аир. 1886 — 11 (24) аир. 1913] — татарский поэт, публицист, революц. демократ. Мировоззрение Т. формировалось под влиянием передовой рус. филос. и эстетич. мысли, революц.-демокра-тич. идей. Т. сотрудничал с рев. социал-демократами, пропагандировал идеи социализма, переводил на тат. яз. марксистскую лит-ру. Однако в целом Т. не сумел подняться до пролет, мировоззрения. В народе Т. видел решающую силу прогрессивного развития общества. Т. разоблачал политику п идеологию царизма, вскрывал пороки эксплуататорского общества, звал рабочих и крестьян к революции, выстукал против релнг. фанатизма, высмеивал служителей культа, боролся против бурж. национализма, панисламизма и пантюркизма. В укреплении интернац. единства п братской дружбы народов он видел залог будущего величия России. Т.— один из первых пропагандистов рус. культуры среди татар и др. тюркских народов.
С о ч.: Эсэрлэр, т. 1—4, Каз., 1955—56; в рус. пер.— Избранное. Стихи и сказки, М., 1956. Избранное, т. 1—2, Каз.. 1960—61.
Лит.: Агишев Я. X., Творчество Г. Т., 2 изд., Каз.,
1954; Ф а с е е в К. Ф., Из истории татарской передовой
обществ, мысли, Каз., 1955; X а лит Г., Г. Т. и татарское
лит. движение начала 20 в., Каз., 1956; Нафигов Р. И.,
Формирование и развитие передовой татарской общественно-
политич. мысли, Каз., 1964. К. Фасеев. Казань.
ТУЛЁНОВ, Жандар Туленович (р. 12 янв. 1928) — сов. философ, д-р филос. наук, профессор (с 1963). Член КПСС с 1949. Окончил Алма-Атинский юридич. гга-т (1950) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1953). С 1954 ведет педагогич. работу по философии в вузах Казахстана. С 1961— зав. кафедрой философии Казах, гос. ун-та им. С. М. Кирова. Занимается изучением категорий материалистич. диалектики и проблем политич. организации общества.
Соч.: Закон как важнейшая категория материалистич. диалектики, «Коммунист Казахстана», 1955, № 6; Закон как филос. категория. А.-А., 1959; Диалектика развития социалистич. гос-ва, «Партийная жизнь Казахстана», 1961, М 9; Гос-во и революция. Диктатура пролетариата. А.-А., 1963 (совм. с М. И. Гильманом); Политич. организация сов. об-ва, д _д \ 965
ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ зародилась в глубокой древности. Ее начало связывается с Авестой — древнейшим памятником доисламской религии. Историю Т. ф. и о. м. нельзя рассматривать в отрыве от филос. традиций таджиков, узбеков и др. народов Ср. Азии в силу их территориального, этнич. и духовного единства и общности историч. судеб (см. Таджикская философия, Узбекская философская и общественная мысль).
6—9 вв.— эпоха становления в Туркменистане (как и во всей Ср. Азии) феод, обществ, отношений. Социальные противоречия эпохи вызвали сильную антифеод, реакцию со стороны крестьян-общинников, в частности, движение Муканны, к-рое нашло идеологии, выражение в дуалистич. религ.-филос. учении Маздака (см. Маздакизм). Видными представителями филос. и обществ, мысли в Ср. Азии, в т. ч. в Туркменистане 6 —10 вв. были Барзуе, Хорезми, Ибн Сина, Фараби и Бируни.
Возрождение и расцвет классич. поэзии, языка, лит-ры и общественно-филос. мысли туркм. народа в
264 ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ—ТУРМЕДА
18 в. связан с именем выдающегося поэта и мыслителя Махтумкули. Получив богословское воспитание в Хиве, Махтумкули испытал сильное влияние суфийской школы Ахмада Ясеви (12 в.), а также — филос. идей Омара Хайяма, Хафиза, Несими; их фатализм и скептицизм характерны и для мировоззрения Махтумкули. Однако в основе его скептицизма лежит сознание не бренности всего земного, а невозможности изменить что-либо в условиях феод, гнета. Махтумкули определил демократич. направление деятельности туркм. просветителей.
В конце 18 в. — 1-й пол. 19 в. в борьбе против феод.-клерик. идеологии демократич. направление в филос. и обществ, мысли развивали Мамедвели Кемпне, Сеидназар Сейди, Курбандурды Зелнли, Молланепес и др. Кемине (1770—1840) обосновал возможность познания природы, ставил разум, знание выше веры. Осн. мотивы творчества Кемине — разоблачение социального неравенства, утопич. идеи освобождения от феод, гнета. Поэт и мыслитель Сейди (ок.1774—1836) призывал к объединению туркм. племен в единое гос-во, способное противостоять захватчикам, критиковал мусульм. духовенство, подчеркивая его орга-нич. связь с феод.-светской властью. Современник Сейди, поэт Зелили (1795 —1850) в своих стихах выступал против социального неравенства, критиковал суфийский аскетизм. Против произвола властей, с критикой мусульм. духовенства и этич. норм ислама (адат), закреплявших рабское положение женщины в обществе, выступал поэт Молланепес (1810— 1862). В сер. 19 в. интересы и чаяния трудящихся туркмен вы