tribes of Central Australia, L., 1899). Ф. Джевонс объяснял Т. перенесением на внешний мир родовой организации и видел в Т. «договор» о дружбе и покровительстве между человеком и видом животного на манер «завета» библейского бога с Авраамом (F. В. Jevons, An introduction to the history of religion, [L.], 1896). Из Т. он выводил и приручение домашних животных. Фрейзер предложил в разное время три теории Т. В «Золотой ветви» (v. 1—2, N. Y.—L., 1894, рус. пер., М., 1928) он считает Т. производным анимизма, связывая его с представлениями о «внешней душе», заключенной в к.-л. животном или дереве. Позднее (1905) Фрейзер видел в Т. не религию, а форму социальной магии, считая центральным в Т. обряд, направленный на умножение тотемного вида, переход же от Т. к религии он связывал со сменой «первобытной демократии» деспотизмом. В соч. «Т. и экзогамия» («Totemism and exogamy», v. 1—[5], L., 1910— 1937) Фрейзер выводит Т. из незнания примитивными народами фактов, относящихся к рождению. Дюркгейм предложил чисто социальную теорию Т. (1912). Тотем оказывается лишь персонификацией или эмблемой социальных сил, власть к-рых индивид смутно ощущает на себе. Согласно теории Фрейда («Тотем и табу», Lpz.—W., 1913, рус. пер., М., 1923), аффективные импульсы негативного или амбивалентного характера переносятся с отца или группового лидера на тотемное животное с помощью изученных в психоанализе процессов замещения и символизации (см. также Религия, раздел История учений о религии). Из этнологов эту теорию (в модернизированном виде) применял Г. Рохейм (G. Roheim, Australian totemism, L., [1925]). Леви-Врюлъ выводил представления о тождестве человека с тотемич. животным из особенностей первобытного мышления (см. «Первобытное мышление», М., 1930, с. 58 ел.). С др. стороны, нек-рые этнологи (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Леви-Строс) под влиянием неудач эволюционистов приходили вообще к отрицанию реальности Т. как социального явления или ограничивались описанием его «функций» внутри культуры (Малиновский и др.).
Русские и советские ученые открыли явления Т. в Сибири и на Дальнем Востоке (Н. Харузин, А. Золотарев, Д. К. Зеленин), обнаружили пережитки Т. в Вост. Европе (Зеленин, Н. Никольский и др.). Связь Т. с дуальной организацией общества и экзогамией рассматривалась у С. П. Толстова и Золотарева. Выяснению социальной сущности Т. посвящены работы Толстова и С. А. Токарева.
Лит.: Зеленин Д. К., Тотемический культ деревьев у русских и у белоруссов, «ИАН СССР. Отд. общ. наук», 1933, № 8; е г о же, Идеологич. перенесение на диких животных соц.-родовой организации людей, там же, 1935, № 4; его же, Тотемы-деревья в сказаниях pi обрядах европейских народов, М.— Л., 1937; Золотарев А., Пережитки Т. у народов Сибири, Л., 1934; Хайтун Д. Е., Т. Его сущность и происхождение, [Душанбе], 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; М а к а г i u s R., L'origine de l'exogamie et du totemisme, P., 1961.
Д. Лялгтов. Москва.
ТРАГИЧЕСКОЕ — философская и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-история, конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного Т., как вид грозящего или свершающегося уничтожения, вызывается не случайными внешними силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоення в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. ее патетической (страдальческой) и губит, стороной. Существ, чертой Т. является то, что оно не допускает к.-л. возвышения над конфликтом, примирения или разрешения его в какой-то иной,
«высшей» сфере — в противном случае оно скорее переходило бы в область комического, преодолевалось бы в юморе или иронии.
Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеч. личности, предпринимаемый ею по собств. почину и решению. Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич. элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внешних сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, «трогательного»), Т. не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышенно-патетического страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было бы исчезать, второй — героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своем поражении; подлинно Т. чужда резиньяция, свойственная пессимистич. оценке жизни.
Т. имеет всегда определенное обществ.-история, содержание, обусловливающее структуру его художеств, формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы—трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно возносится благо полиса, и объективистски-космологич. пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность ново-европ. трагике, где источником Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (Шекспир).
Античная и ср.-век. философия не знает спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения о бытии — космологии и онтологии. Т. выступает как существенный аспект космоса, бытия и динамики противоборствующих начал в нем. Характерно, что в центре внимания «Поэтики» Аристотеля — воздействие Т. и формально-технич. проблемы трагедии, но не самый феномен Т., понимание к-рого Аристотелем может быть вскрыто лишь на основе анализа всей его философии п прежде всего его «Метафизики». С т. зр. аристотелевского учения о перво-двигателе — нусе (уме), Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий ум отдается во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего — подчиненным необходимости, из все-блаженного — страдающим и скорбным. Тогда начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым н является сутью трагедии — см. «Поэтика», 1450 а) с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями, расплатой, наказанием, поруганием вечно-блаженной нетронутости «нуса» и восстановлением поруганного. Это вовлечение ума во власть «необходимости» и «случайности» составляет бессознат. «преступление». Но рано или поздно происходит припоминание или «узнавание» прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время