ЧЕРНЫШЕВСКИЙ—ЧЕРТКОВ




но средств, требуемых этим делом, равно как и «...яв­лений, какие могут вызываться этими средствами» (там же, с. 417).

В своей этической т е о р и и Ч. стремится создать новую мораль, к-рая явилась бы активной силой, направляющей поведение «новых людей». Осн. идея принципа «разумного эгоизма» у Ч. заключалась в том, что поступки человека должны строго согла­совываться с его внутр. побуждениями. Разнообраз­ные мотивы часто толкают людей к узкому эгоизму. Но тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья нет»,поэтому его естеств. стремление к счастью осуществится лишь в том слу­чае, если он будет бороться против всего, «что небла­гоприятно человеческому счастью». Развитого чело­века, «разумного эгоиста» его собств. личный интерес толкает на акты благородного самопожертвования; он свободно, без всякой мысли о долге, жертве и воз­даянии делает все, что нужно для торжества избран­ного им идеала. Ч. понимал, что революционерам в России предстоят величайшие жертвы, вероятнее всего, почти верная гибель. Этика «разумного эгоизма» была призвана внушить каждому революционеру, что иного пути к счастью нет.Ч. хотел, чтобы каждый воспи­тывал себя по высшему образцу, а потом поступал бы так, как побуждает его личная воля. Как этич. система теория «разумного эгоизма» носила рационалпстич. характер и не выходила за рамки идеализма. Однако, будучи уязвимой в формально-теоретич. смысле, концепция «разумного эгоизма» была истиной в ус­ловиях своего времени, она верно схватывала обществ, потребность, правильно нащупывала характер и иде­алы «новых людей», способствовала превращению их в силу, изменяющую действительность.

Эстетика Ч. Отстаивая объективность, «фак-тич. реальность» красоты, Ч. формулирует тезис «пре­красное есть жизнь» и выводит тем самым категорию прекрасного из действительности (сущего). Вместе с тем, уточняя понятие «жизни», выступающей в каче­стве основы прекрасного, Ч. определяет ее «...такою, какова должна быть она по нашим поня­тия м» (разр.— Ред.) (там же, т. 2, с. 10). Т. о., уже не сама действительность, но представление о ней (идеал, должное) оказывается основанием красоты. Стремясь обосновать эстетпч. идеал, Ч. становится на т. зр. антропологизма — он считает, что «в глазах человека» нечто становится «...прекрасным только потому, что служит намеком на прекрасное в человеке и его жиз­ни...» (там же, с. 13), выдвигая, т. о., природу челове­ка в качестве мерила красоты. С др. стороны, Ч. утверждает социальную обусловленность эстетпч. идеалов: согласно Ч., они формируются в конкрет­ной жизненной среде и поэтому различные классы имеют различные представления о прекрасном. Сам Ч. встает на сторону народного крест, идеала.

«Формальную» красоту произв. иск-ва Ч. ставит бес­конечно ниже «реальной» красоты. Иск-во не может со­перничать с «живой действительностью», оно относится к ней, как копия к подлиннику — гравюре или картине. Понимание худож. красоты как отражения красоты природных форм не дает возможности Ч. понять, как возможна содержат, красота в продуктах человеч. труда, в таких видах иск-ва, как архитектура и т. д.

В истории домарксистской обществ, мысли никто, как Ч., не подошел так близко к науч. социализму. Маркс и Энгельс называли его «социалистическим Лессингом», Ленин выделял его как мыслителя, от произведений к-рого «...веет духом классовой борьбы» (Соч., т. 20, с. 224). На последовательной демократиче­ской, антилиберальной традиции, заложенной Ч., вос­питывалось не одно поколение рус. революционеров.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—16, М., 1939—53; Избр. филос. соч., т. 1—3, М.— Л., 1950—51.


Лит.: Ленин В. И., Соч.; 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 247—48); Федоров К. М., Жизнь рус. великих людей, Н. Г. Ч., 2 изд., СПБ, 1905; Памяти Н. Г. Ч., СПБ, 1910; Антонов М., Н. Г. Ч. Социально-филос. этюд, М., 1910; Пажитнов К., Н. Г. Ч., как первый теоретик кооперации в России, 2 изд., М., 1916; Коган П. С, Н. Г. Ч. в рус. освободит, движении, П., 1917; Ильинский В. Г., Н. Г. Ч., как мыслитель и революционер, в кн.: К юбилею Чернышевского. Нижне-Волжская краевая комиссия по празднованию 100-летия со дня рождения Н. Г. Ч., Саратов, 1928; К а ц е н б о-ген С. 3., Филос. воззрения Н. Г. Ч., в кн.: Н. Г. Ч. 1828—1928. Неизданные тексты, мат-лы и статьи, Сара­тов, 1928; Невский И. А., Н. Г. Чернышевский, «Изв. Северо-Кавказского гос. ун-та», 1928, т. 3; Штра­ух А. Н., К вопросу о генезисе социальных воззрений Н. Г. Ч., «Научи, труды Индустр.-педагогич. ин-та им. К. Либкнехта. Серия соц.-экономич.», 1929, вып. 9; К и р-потин В. Я., Идейные предшественники марксизма-лени­низма в России, М., 1930; В о р о н и ц ы н И. П., Н. Г. Ч. и религия, М., 1933; Горев Б. И., Н. Г. Ч. мыслитель и революционер, М., 1934; Левин Ш. М., К вопросу об историч. особенностях рус. утопич. социализма, в сб.: Исто-рич. записки, М., 1948, № 26; Розенталь М. М., Филос. взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Булатов Г. П., Н. Г. Ч.— критик бурж. политич. экономии, Ставрополь, 1948; 3 а м я-тнин В. Н., Экономич. учение Н. Г. Ч., Воронеж, 1948; Покровский С. А., Гос.-правовые взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Григорьян М. М., Мировоззрение Н. Г. Ч., в кн.: Ч. Н. Г., Избр. филос. соч., т. 1, М., 1950; Евгра­фов В. Е., Филос. взгляды Н. Г. Ч., в сб.: Из истории рус. философии, М., 1951; [его же], Филос. и обществ.-политич. взгляды Н. Г. Ч., в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; И о в ч у к М. Т., Материалистич. мировоззрение Н. Г. Ч.—■ высшее достижение домарксистской философии, «Уч. зап. Уральского гос. ун-та», 1952, вып. 12; е г о ж е, Н. Г. Ч.— великий рус. ученый и революционер, «Коммунист», 1953, J4» 11; е г о же, Мировоззрение Н. Г. Ч., М., 1954; 3 е-в и н В. Я., Политич. взгляды и политич. программа Н. Г. Ч., М., 1953; Богословский Н. В., Н. Г. Ч. 1828 — 1889, М., 1955; его же, Жизнь Ч., М., 1964; Африканов А. А., Ч. и нац. вопрос, «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», 1955, т. 46, вып. 1; Баскаков В. Г., Мировоззрение Ч., М., 1956; Галкина А. П., Борьба Н. Г. Ч. против агностицизма, «Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та», 1956, т. 8; История философии, т. 2, М., 1957; Г л а з м а н М. С, О характере материализма Ч., «Уч. зап. Сталинабадского пед. ин-та. Серия обществ, наук», 1957, т. 22, вып. 3; Р а з-мустов Б. А., Проблема долга в этике Н. Г. Ч. и Н. А. Добролюбова, «Тр. Воронежского гос. ун-та», 1957, т. 60, вып. 1; Трофимов В. Г., Социалистич. учение Н. Г. Ч., Л., 1957; Корниенко А. А., Воззрения Н. Г. Ч. по крест, вопросу, Л., 1939; Луначарский А. В., Статьи о Ч., М., 1958; Габараев С. Ш., Осн. черты мате­риализма Н. Г. Ч., «Изв. Юго-Осет. н.-и. ин-та», 1958, вып. 9; Супруненко Н. М., Борьба Н. Г. Ч. против либе­рализма, Смоленск, 1958; Боборыкин А. Д., Социа­листич. взгляды Н. Г. Ч., «Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та. Кафедра политич. экономии», 1958, т. 191, вып. 2; Н. Г. Ч. в воспоминаниях современников, т. 1—2, Саратов, 1958—59; Тулин М. А., Н. Г. Ч. об основных этапах развития об-ва, Л., 1960; Азнауров А. А., Этич. учение Н. Г. Ч., М., 1960; Рюриков Б. С, Н. Г. Чернышевский, М., 1961; Астахов В. Г., Г. В. Плеханов и Н. Г. Ч., Стали-набад, 1961; Велик А П., Эстетика Ч., М., 1961; Пан-тин И. К., Материалистич. мировоззрение и теория поз­нания рус. рев. демократов, М., 1961; Мороз И. А., К вопросу об оценке К. Марксом и Ф. Энгельсом выдающегося рус. философа Н. Г. Ч., «Сб. науч. трудов Днепропетровского инженерно-строит. ин-та», 1961, вып. 17; Коган Л. И., Ч. о гипотетич. методе исследования и движущих силах об­ществ, развития, «Науч. зап. Ташкентского йн-та народного х-ва», 1962, вып. 18: Розенфельд У. Д., О рус. источ­никах антропологизма Н. Г. Ч., в сб.: Вопросы философии и психологии, Л., 1965 (Сб. работ аспирантов филос. фак-та ЛГУ, вып. 1); История философии в СССР, т. 3, М., 1968; Бригадиров Н., Классики рус. философии 19 в. Ука­затель лит-ры, Ростов н/Д., 1945; Соколова Л., Н. Г. Ч. Указат. лит-ры к 120-летию со дня рождения, Фрунзе, 1948; Изучение Н. Г. Ч. в Саратове за сов. период. Библиогр. сост. П. А.,Супоницкая, Саратов, 1960. И. Пантип. Москва. ЧЕРТКОВ, Виктор Петрович (р. 20 янв. 1910) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1938. Окончил МИФЛИ (1937) и аспирантуру там же (1940). В 1941 — 50 — на парт, работе в ЦК партии Туркменистана. В 1950—67 — на науч. работе в Ин-те философии АН СССР и кафедре философии АН СССР. С 1967 — науч. сотрудник Ин-та Дальнего Востока АН СССР. Область науч. исследо­ваний Ч.— диалектич. материализм, в частности диалектика обществ, прогресса.

Соч.: Диалектич. материализм, М., 1954 (соавтор); Единство советского об-ва и борьба нового со старым, «ВФ»,


484 ЧЁРЧ—ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ


1955, № 6; Неантагонистич. противоречия при социализме, М., 1957; Возможность и действительность, М., 1958; О взаимо­связи законов диалектики, «ВФ», 1959, № 1; О нек-рых вопро­сах теории диалектики, там же, 1963, 5; Ядро диалектики, М., 1963; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1963 (соавтор); О любви, М., 1964.

ЧЁРЧ (Church), Алонзо (р. 14 июня 1903) — амер. логик, философ, математик, проф. Принстонского ун-та (с 1947). Работы Ч. относятся к различным об­ластям логики. Он развил (высказанную ранее сов. математиком М. И. Шейнфинкелем) мысль об отделе­нии понятия функции от понятия множества. Такое отделение Ч. осуществил посредством введения опера­ции функциональной абстракции (Я-операцип, см. Функция); на этой основе Ч. построил логич. исчисле­ние — исчисление Х-конверсии, с помощью к-рого ввел понятие 1-определнмости (см. Определимость). В 1936 Ч. выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т. и. тезис Ч.): каждая эффективно вычисли­мая функция является общерекурсивной (см. Рекур­сивные функции и предикаты). В 1935 Ч. первым в истории логики привел пример неразрешимой массо­вой проблемы, а в 1936 доказал, что разрешения проб­лема для (чистого) предикатов исчисления неразрешима. Эти результаты Ч. оказали большое влияние на раз­витие математич. логики. Совместно с Дж. Россером Ч. установил существенную неразрешимость элемен­тарной арифметики. Ч. сыграл важную роль в разви­тии логики комбинаторной; ему принадлежат иссле­дования в области логической семантики и модальной логики.

Соч.: Alternatives to Zermelo's assumption, «Trans. Amer.Math. Soc». 1927, v. 29, №Л; On the law ot excluded midd­le, «Bull. Amer. Math. Soc», 1928, v. 34, 1; Aset ol postulates (or the foundations of logic, «Ann. Math.», 1932, ser. 2, v. 33, №. 2; 1933, ser. 2, v. 34, №4; The Richard paradox, «Amer. Math. Monthly», 1934, v. 41, №6; A proof of freedom from contradiction, «Proc. Nat. Acad. Sci.», 1935, v. 21, № 5; An unsolvable problem of elementary number theory, «Amer. J. Math.», 1936, v. 58, №2; A note on the Entscheidungsproblem, «J. Symb. Logic», 1936, v. 1, 1; Formal definitions in the theory of ordinal numbers, «Fund. Math.», 1937, t. 28 (совм. с S. G. Kleene); The constructive second number class, «Bull. Amer. Math. Soc», 1938, v. 44, №. 4; A formulation of the simple theory of types, «J. Symb. Logic», 1940, v. 5, 2; The calculi of lambda-conversion, Princeton, [1951]; Some theorems on definability and decidability, «J. Symb. Logic», 1952, v. 17, Ns 3; Special cases of the decision problem, «Revue philosophique de Louvain», 1951, v. 49; 1952, v. 50; Binary recursive arithme­tic, «J. Math, pures et appl.», 1957, t. 36, 1; в рус. пер.— Введение в математическую логику, т. 1, М., 1960.

В. Донченпо. Москва.

ЧЕСНОКОВ, Дмитрий Иванович (р. 7 нояб. 1910) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1951), профессор (с 1952). Действит. член АПН СССР. Член КПСС с 1939. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1931). С 1931 ведет науч.-педагогич. работу. В 1946— 1959 —на парт, и гос. работе: в 1946—секретарь Сверд­ловского горкома партии, в 1956 — секретарь Горь-ковского обкома. На XIX съезде КПСС избирался членом ЦК КПСС и на Октябрьском пленуме ЦК (1952) — членом Президиума ЦК. В 1958—59 возглав­лял Гос. комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. В 1949—52 — гл. редактор, с 1968 — член редколлегии журн. «Вопросы филосо­фии». С 1968 — проректор АОН при ЦК КПСС. Об­ласть науч. исследований Ч.— история рус. филосо­фии, проблемы историч. материализма (в т. ч. теория социалистич. гос-ва), общеметодологич. вопросы марксистской социологии.

С о ч.: Мировоззрение Герцена, М., 1948; Советское социалистич. гос-во, М.. 1952; Историч. материализм, 2 изд., М., 1965; Обострение идейно-политич. борьбы и совр. филос. ревизионизм, «ВФ», 1968, 12.

ЧЕСТЕРТОН (Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874—14 июня 1936) — англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противо­поставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоз­зрение его, очень близкое томизму, сложилось много


раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтоло-гич. зла не существует: бытие, добро и порядок — одно и противостоят небытию — хаосу. Зло начинает­ся в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего,— в непризнании абс. ценно­сти каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения — детективы (рассказы о патере Брауне, 1911—35), филос. романы («Шар и крест» — «The ball and the cross», L., 1909), эссе (сб. «Правоверие» — «Orthodoxy», L.— N. Y., 1908; «Потрясающие пустяки»—«Tremendous trifles»,L.,1909, и др.), апологии («Вечный человек» — «The everlasting man», L., 1925, и др.), поэтич. «защита бытия» как вели­кого блага сочетается с воинств, вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди— способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т. е. детской радости (ей у Ч. проти­вопоставлены уныние и самодовольство, но не страда­ние). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслое­ния привычных мнимостей (лит. аналог феноменоло-гич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апо­логия игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьез­ности (по существу — гордыни), отделяющей чело­века от др. людей и порабощающей его мнимым цен­ностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность лич-ностп и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у «обычного человека» (common man), чаще всего — крестьянина. Христиански окрашенное почвенниче­ство сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на «новое средневековье» и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман «Возв-ращение Дон Кихо­та»— «Returnof DonQuixote», L., 1926). Как мыслите­ля и католич. апологета его ценят неотомисты, осо­бенно Э. Жильсон.

С оч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.—N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (N. Y.), 1956.

Лит.: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chester­
ton, Wash., 1966. H. Трауберг. Москва.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Историч. обзор чешской философии. Нач. пе­риод чеш. философии связан с подъемом антифеод. сил в гуситской революции. Реформация в Чехии, представляющая первую волну европ. Реформации, в своем апогее (в идеологии гусизма и учении Комен-ского) породила гуманистич. философию с характер­ным для нее рационалистич. мышлением. Гуситское мировоззрение было подготовлено богатой культурной традицией, развивавшейся в течение 500-летнего су­ществования чеш. гос-ва и достигшей высшего подъема в 14 в. В 1348 был основан важный культурный центр-Карлов ун-т в Праге, из к-рого вышли первые чеш. мыслители — предшественники гусизма: Томаш Штит-ни (ок. 1331 —1401), Матвей из Янова и Милич из Кромержижа. Рационалистич. аитисхоластич. мышле­ние было характерно для Гуса, идеолога антифеод, революц. движения, к-рый через гуманистич. интер­претацию «закона божьего» создал систему ранней демократпч. идеологии, воспринятой самым влият. течением гуситского движения — т. и. бюргерским гусизмом. К последователям радикального течения гу­ситской идеологии принадлежит Микулаш из Пель-гржимова и вождь революц. Праги Я. Желивский (ум. 1422). Гл. представителем крест.-плебейского гусизма является Гуска, мировоззрение к-рого содержит зна­чит, элементы натурализма и пантеизма. Из требова-


ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ




ния полного равенства всех людей и отрицания феод, строя исходит социальная философия Петра Хелъчиц-кого, предвосхищающая утопии Мора и Кампанеллы. У истоков реформац. традиций берет свое начало религ. секта чешских братьев, к-рая становится куль-турно-просветит. центром нац. жизни. Ее гл. идеоло­гами были Лукаш Пражский, ЯнБлагослав (1523—71) и Коменский. Влияние идей Возрождения ярко вы­ражено у Григория Грубого из Елени (ум. 1514), переводчика трудов Эразма Роттердамского, и у Вик­торина Корнеля из Вшегрд (ок. 1450—1520), осново­положника чеш. правоведения. Тяга к естеств. нау­кам, пробудившаяся в эпоху Возрождения, получила выражение в трудах астронома и математика Тадеаша Гаека из Гайка (1525—1600), рационалиста, привер­женца гелиоцентрич. взгляда на мироздание, сотруд­ника Кеплера и Тихо Браге, и в трудах врачей и натурфилософов Яна Есениуса (1566—1621) п Яна Марка (1595—1667). Рационализм и возрожденч. гу­манизм этого периода достигают своей кульминации в обществ.-филос. системе Коменского, гл. идеей к-рой было требование исправления и гармонич. со­гласования обществ, отношений между людьми на основании просвещенного разума, развития образо­вания и воспитания всего человеч. рода в духе всеоб­щей гармонии. Большую роль в гуманистич. филосо­фии Коменского играло понятие природы человека и мысль о сущности человека как об активной, творч. силе. Учение Коменского как бы прокладывает дорогу в эпоху Просвещения.

Антиреформаторское течение, появившееся после 1620, совпавшее с длит, культурным и нац. гнетом, стало причиной того, что в эпоху распада феодализма и становления капиталистич. отношений в Чехнп на рубеже 18 и 19 вв. филос. мысль вынуждена была на­чинать свое развитие почти заново. Хотя просвети­тельский рационализм не достиг зрелой формы, он все же сыграл важную роль, будучи основой антикле­рикального мировоззрения (напр., в трудах осново­положника слав, филологии Добровского).

С 1-й пол. 19 в. в чеш. философии получают распро­странение идеи нем. классич. идеализма, начинается их критич. усвоение. В лице Б. Больцано (1781—1848) чеш. философия получает мыслителя и математика ев-роп. масштаба. Больцано последовательно разграни­чивает логическое от психологического, считая, что логика имеет дело не с психич. процессами, а с исти­нами, понимаемыми как идеальные предметы (см. «Wissenschaftslehre, Bd 1—4, Salzbach, 1837; neue Aufl., Bd 1—4, Lpz., 1929—31). Больцано явился одним из основоположников феноменологии, предшественни­ком Ф. Брентано и Гуссерля, а также Кантора (в разработке теории множеств). В своей социальной утопии Больцано предлагает распространение идеи общего блага, как высшего морального принципа («О nejlepsim state», [s. 1.], 1831). Динамич. принципы в понимании природы, в противовес просветительско­му механицизму, развивают в это время крупные чеш. ученые-физиологи И. Прохаска (1749 —1820) и Ян Пуркине (1787—1869), открывший клеточное строение живой материи. Обществ.-политич. проблемы и осо­бенно проблемы нац. самосознания разрабатываются в трудах филолога И. Юнгмана (1773—1847) и поэта Я. Коллара (1793—1852), развивавшего идеи Гердера о славянстве. С критикой романтич. упований, связан­ных с нац. жизнью и с проповедью «трезвого» реализ­ма, выступал К. Гавличек-Боровский (1821—56), при­держивавшийся философии «здравого смысла». Фи­лософию чеш. истории создает Палацкий, согласно к-рому история демонстрирует борьбу двух принци­пов: славянского, олицетворяющего демократию и свободу, и германского, воплощающего власть и авторитет; кульминацию чеш. истории представляет


гуситская революция, и возрождение ее идей долж­но стать смыслом нац. жизни.

Радикализация умов, охватившая Европу в связи с революциями 1848—49, сопровождалась в Чехии распространением левогегельянства, к к-рому близко стоял Сметана. Он выступает против гегелевского универсализма и панлогизма, в к-ром индивидуальное поглощается общим. В философии истории Сметана придерживался т. зр. «славянского исхода», согласно к-рой слав, народы призваны осуществить идеал но­вого, справедливого общества, социализма. Нек-рые идеи левогегельянства лежат также в основе теории утопич. социализма Ф. М. Клацеля (1808—82). В об­ществ.-политич. сфере революц. настроение выражала группа радикальных демократов: Э. Арнольд (1800— 1869), К. Сабина (1813 — 77), Й. В. Фрич (1829—91) и в определ. период К. Сладковскпй (1823—80). Наиболее последовательный из них, первый чешский проф. революционер Арнольд выдвинул требование безвозмездной передачи помещичьей земли беззем. крестьянам, создание независимой республики и т. п.

После подавления революции 1848—49 и почти до конца 19 в. доминирующее положение в чеш. мысли занимает философия Гербарта, к-рая отвечала бурж. социальным и идейным требованиям как благодаря своему конформизму, враждебности к романтич. на­строениям, так и своим стремлением к овладению точ­ными науками. Чеш. гербартизм в лице его гл. пред­ставителей И. Дастиха (1835—70), И. Дурдика (1837— 1902), Г. Линднера (1828—87), О. Гостинского (1847 — 1910) дал опред. импульсы к разработке ряда филос. и науч. проблем: оказал влияние на развитие эстетич. мысли в направлении структурализма (Дурдик, Гос-тинскпй), содействовал разработке педагогики, со­циальной психологии и социологии и др. (Линднер). К этому же времени относится деятельность философа и эстетика М. Тырша (1832—84). Исходя из принципов дарвинизма, а также представлений античности и Воз­рождения о гармоничном человеке, Тырш создал законч. концепцию морально и физически здорового народа, воспитанию к-рого должно содействовать со­здание массовой гимнастич. орг-ции.

Самым влият. философом с конца 19 в. вплоть до 2-й мировой войны был Масарик, идеолог бурж. ре­формизма и видный политич. деятель. Масарик начал с разработки нек-рых позитивистских положений о науч. обосновании философии, но в дальнейшем со­средоточивает внимание на проблемах человека в ус­ловиях всеобщего кризиса ценностей, преодоление к-рого Масарик видит в обновлении моральных цен­ностей, связанных с европ. христианской, в частности протестантской, традицией, а также в реформах бурж. обществ, системы.

Филос. взгляды Масарика оказали влияние на мно. гих чеш. философов. К ним принадлежит видный пред­ставитель позитивизма Крейчи, развивавший, в част­ности, этику и психологию, логик И. Тврды (1877 — 1942), историк философии Й. Краль (р. 1882), социоло­ги Э. Халупны (1879 — 1958), Ф. Файфр (1892 — 1969) и др. В то же время антропологич. взгляды Маса­рика и его философию истории в антипозитивистском духе развивают Э. Радл (1873—1942), Я. Б. Козак (р. 1888) и Й. Л. Громадна (1889—1970).

В период между двумя мировыми войнами в чеш­ской философии получают развитие различные теории структурализма: в области философии и теоретиче­ской социологии его принципы разрабатывал Й. Фи­шер (р. 1894), в области социологич. исследований —■ И. Блага. Под влиянием феноменологии Гуссерля, самостоятельно продолжая его учение о естеств. мире, находился Наточка. В связи с нормативной теорией права построил свою телеологич. систему К. Энглиш (1880—1961). К иррационалистич. направлениям при-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: