ШТУР—ШУЛЬЦ




века философии» Канта и Гегеля. Ш. стремится найти новый путь для философии между современным ему психологизмом (как сведением филос. проблем к психологическим) и антипсихологизмом неоканти­анства. В историю философии Ш. вошел прежде всего как один из теоретиков феноменологии, бу­дучи связующим звеном между учениями Брентано и Гуссерля (последний был учеником Ш. в период своего пребывания в Галле в 1884—88 и посвятил Ш. свои «Логич. исследования»). Ш. предвосхитил осн. идеи гешталътпсихологии; как психолог извес­тен в основном двумя работами — «О психологич. происхождении пространств, представлений» («Uber psychologischen Ursprung der Raumvorstellung», Lpz., 1873) и «Психология музыкальных восприятий» («Tonpsychologie», Bd 1—2, Lpz., 1883—90), в к-рой Ш. явился пионером. Здесь Ш. выступает против объек­тивных методов Гелъмголъца, выдвигая невозможность жесткого различения между физич. и психич. явления­ми и необходимость изучения целостных комплексов. В своей системе феноменологии (сформулирован­ной в 1905—06) Ш. уже утверждает существование особой сферы феноменов как непосредственных первич­ных данных нашего опыта, одинаково «нейтральных» по отношению к психологии, физиологии и физич. наукам. Их изучение — объект новой науки — фено­менологии, к-рая служит основанием отд. наук как о природе, так и о человеке и является как таковая преднаукой (Vorwissenschaft). Сами феномены не под­лежат дальнейшей редукции не из-за ограниченности психич. способностей, но в силу присущих им струк­турных свойств (так, цвет не может быть без протяже­ния, протяжение же представимо и без цвета). Задача феноменологии — описание этих первичных даннос­тей самих по себе, вне зависимости от их каузальных отношений, эмпирическим, в том числе и эксперимен­тальным, методом; однако выдвинутая Ш. идея экспери­ментальной феноменологии не получила в дальнейшем развития. С т. зр. «чистой феноменологии» Гуссерля, система Ш. являлась лишь психологич. доктриной, ограниченной сырым материалом опыта, не «очищен­ного» феноменологической редукцией. Ш. в свою оче­редь подверг учение Гуссерля подробной критике в своей посмертно изданной системе гносеологии («Тео­рия познания» — «Erkenntnislehre», Lpz., 1939). Ш. писал также по вопросам истории философии и этики.

Соч.: [Автобиография], в кн.: Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 5, Lpz., 1924; в рус. пер.—Явления и психические функции, в сб.: Новые идеи в философии,сб. 4, СПБ, 1913; Душа и тело, там же, сб. 8.

Лит.: Кунцман А. И., Психология мышления Ф. Брен­
тано, Г. Уфуэеа, Э. Гуссерля и К. Штумпфа, в сб.: Новые
идеи в философии, сб. 16, СПБ, 1914; Festschrift С. Stumpl zum
75. Geburtstag, в сб.: Psychologische Forschung, Bd 4, В.,
1923; К б h 1 e г W., С. Stumpf zum 21. April 1928, «Kantstu-
dien», 1928, Bd 33, H.»/3; Hartmann N., Gedachtnisrede
auf С Stumpf, В., 1937. Д. Лялипов. Москва.

ШТУР (Stur), Людовит (29 окт. 1815—21 янв. 1856) — общественный и политич. деятель, один из руководителей словацкого нац.-освободит, движения, создатель словацкого лит. языка, публицист. Род. в Угровеце, получил образование в Германии, в Галль­ском ун-те. Историч. воззрения Ш. сложились под влиянием Гегеля. Продолжая развивать нац.-освобо-дит. программу Коллара, Ш. разработал ряд вопросов, касающихся независимости и возрождения словац­кого народа, его нац. особенностей. Будучи в 1847— 1848 депутатом венг. сейма, Ш. выступил против гнета мадьярских помещиков, за уничтожение барщины. В период революц. событий 1848—49 как борец против венг. господства оказался в лагере, боровшемся с венг. революцией. К концу жизни стал идеологом пан­славизма, выступал за союз слав, народов с рус. цари­змом (см. «Славянство и мир будущего», рус. пер., М., 1867).


Соч.: NareCie slovenske alebo potreba pisania v tomto nSreCi, Turtiansky Sv. Martin, 1943; Dielo v piatich zwazkoch, sv. 1—6, Bratislava, 1954—59.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 334; М а-тула В., Л. Штур (1815 —1856), ^пер. со словац., Брати­слава, 1956; С i z е v s k i ] D., Sturova filozofia zivota, Bratislava, 194Ц Stur S., Zmysel slovenskeho obrodenia, MikuMS, 1948; Stur L., Zivot a dielo. 1815 — 1856. Sbornik materialov, Bratislava, 1956; Vurossova E., Slovenske" obrodenecke myslenie, Bratislava, 1963.

E. Варошова. Братислава. ШУВКИН, Владимир Николаевич (р. 9 авг. 1923) — сов. философ и социолог, д-р филос. наук (1967). Член КПСС с 1944. Окончил экономич. фак-т МГУ (1951). С 1951 —на преподават. работе; проводил со-циологич. исследования в Москве, Молдавии, Сибири (1962—69). С 1969—зав. сектором социологич. проб­лем образования ИКСИ АН СССР. Проблематика науч. исследований: методология и техника анализа обществ, явлений; социальные проблемы молодежи: образова­ния, выбора профессии; социальная мобильность; про­гнозирование обществ, процессов.

Соч.: О конкретных исследованиях социальных процес­сов, «Коммунист», 1965, N5 3; Молодежь вступает в жизнь (по материалам социологич. исследования проблем трудоуст­ройства и выбора профессии), «ВФ», 1965, № 5; Количест­венные методы в социологич. исследованиях, Новосибирск, 1964 (соавтор); Опыт сравнительного социологич. исследования молдавской деревни (на мат-лах села Копанки), в сб.: Социо­логия в СССР, т. 2, М., 1965; Социально-экономич. развитие села Копанка, в кн.: Копанка 25 лет спустя, М., 1965; Об устойчивости оценок привлекательности профессий, веб.: Со­циологич. исследования. Вопросы методологии и методики, Новосибирск, 1966; Методика социально-психологич. иссле­дования роли коллектива в проф. самоопределении личности, там же; Нек-рые вопросы адаптации молодежи к труду, в сб.: Социальные исследования, М., 1965; Социальные иссле­дования и количеств, методы, в кн.: Количественные методы в социологии, М., 1966; Количеств, методы в социологич. ис­следованиях проблем трудоустройства и выбора профессии, там же; Количеств, оценки в исследовании коллектива, там же; Социологич. исследования и экономич. наука, в кн.: Социология и идеология, М., 1969; Социологич. проблемы выбора профессии, в кн.: Социальные проблемы труда и произ-ва,,М., 1969.

ШУГАИЛИН, Александр Васильевич (р. 9 апр. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1961), профессор (с 1962). Член КПСС с 1940. Окончил физи-ко-математич. фак-т Дагестанского педагогич. ин-та (1940), аспирантуру по кафедре физики при Ростов­ском гос. ун-те (1947), аспирантуру по филос. проб­лемам естествознания при Ин-те философии АН СССР (1952). В 1952—61 — старший науч. сотрудник, зав. отделом филос. проблем естествознания Ин-та фило­софии АН УССР. С 1961 — зав. кафедрой философии Киевского гос. ун-та им. Т. Г. Шевченко. Область науч. деятельности — филос. проблемы физики, тео­рия познания и диалектич. логика, история рус. и укр. философии.

Соч.: Проти субъектив1зму у так звашй теорш вщнос-HOCTi, «BicHHK АН УРСР», 1953, 11; Филос. вопросы совр. физики, К., 1956, с. 213—24; Филос. проблемы совр. естест­вознания, М., 1959, с. 433—34; Филос. вопросы учения совр. физики о строении и свойствах материи, К., 1959; Важная филос. проблема совр. физики, «ВФ», 1962, JNi 7 (совм. с А. 3. Голиком); Д1алектична лоика як взаемозв'язок закопав формально! лоики, виращених у символ1чшй форм!, в сб.: Фшос. проблеми сучасного природознавства, вип. 6, К-, 1966.

ШУЛЬЦ (Schulz), Иоганн Генрих (1739—1823) -нем. просветитель и атеист, склонявшийся к мате­риализму. Получил высшее образование в Галле, был учителем в Берлине. С 1765—лютеранский пастор. В 1791 отстранен от должности священника по обви­нению в атеизме.

Осн. содержание соч. Ш. (большей частью анонимно изданных) составляет критика религии. В работе «Фи­лос. рассмотрение теологии и религии...» («Philoso-phische Betrachtung uber Theologie und Religion...», Lpz., 1784) он выводил происхождение религ. пред­ставлений из страха и невежества людей. Критикуя идеалистич. рассуждения о духе, Ш. формулировал принципы материалистич. сенсуализма: «... наш чело­веческий рассудок не может мыслить ничего иного,




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: