ЭНТИМЕМА (греч. evdopriua) — 1) неполно (сокращенно) высказанный аргумент или неполностью проведенный логпч. вывод (доказательство, рассуждение), недостающие части к-рого подразумеваются (rpe4.sv 9г>р,ш означает «в уме», «в мыслях»). 2) Сокращенный силлогизм, т. е. силлогизм, в к-ром пропущена большая или меньшая посылка, или заключение. 3) По Аристотелю, «Энтимема есть... силлогизм от вероятного или от признака» («Первая аналитика», II, 27 69 в 38; рус. пер., [Л.], 1952). Так понимаемую Э., вообще говоря, следовало бы считать и идуктпвн ы м умозаключением (хотя сам Аристотель этого п не делает: он считает Э. риторическим средством убеждения и наз. ее также р и т о р и ч е с к и м с и л л о-г и з м о м), к-рое в зависимости от характера исходного признака (основания энтпмематпческого умозаключения) может давать правдоподобное (вероятное), фактически истинное пли фактически необходимое заключение (ср. Аристотель, там же, 70 в 4). Лит.: М и ы т о В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 5 изд., М., 1905; А х м а н о в А. С, Логическое учение Аристотеля, [М., 1960], с. 206—74.
М. Новогёлов. Москва.
ЭНТРОПИЯ (греч. evrponicc — поворот, превращение) — функция состояния термодинамич. системы, характеризующая направление протекания самопроизвольных процессов в этой системе и являющаяся мерой их необратимости. Понятие Э. введено в 1865 Р. Клаузиусом для характеристики процессов превращения энергии; в 1877 Л. Больцман дал ему статистич. истолкование. При помощи понятия Э. формулируется второе начало термодинамики: Э. термопзолированной системы всегда только увеличивается, т. е. такая система, предоставленная самой себе, стремится к тепловому равновесию, при к-ром Э. максимальна. В статистич. физике Э. выражает неопределенность микроскопич. состояния системы: чем больше микроскопич. состояний системы соответствуют данному макроскоппч. состоянию, тем выше термодинамич. вероятность н Э. последнего. Система с маловероятной структурой, предоставленная самой себе, развивается в сторону наиболее вероятной структуры, т. е. в сторону возрастания Э. Это, однако, относится только к замкнутым системам, поэтому Э. не может быть использована для обоснования тепловой смерти вселенной. В теории информации Э. рассматривается как мера недостатка информации в системе. В кибернетике при помощи понятий Э. и негэнтропии (отрицат. энтропии) выражают меру организованности системы. Будучи справедливой применительно к системам, подчиняющимся статистич. закономерностям, эта мера, однако, требует большой осторожности при переносе на биологические, языковые и социальные системы.
Лит.: Шамбадаль П., Развитие и приложения понятия Э., [пер. с франц.], М., 1967; Пирс Дж., Символы, сигналы, шумы, [пер. с англ.], М., 1967.
Л. Фатглт. Москва.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ — франц. просветители, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» («Encyclo-pedie, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers»), 35 томов к-рой вышло во Франции в 1751—80. Гл. редактором и наиболее плодовитым автором «Энциклопедии» был Дидро; до 1758 вторым редактором, возглавлявшим отдел математики, был Д'Аламбер. Почти все крупные представители просветительской мысли во Франции были привлечены Дидро к участию в «Энциклопедии»: Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Мабли, Кондилъяк, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтель, Лагарп, Сен-Ламбер, Рейналъ, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккер п др. После смерти Монтескье была опубликована его статья «Вкус». В «Энциклопедии» сотрудничали известные естествоиспытатели 18 в.: Бюффон, Добантон, Леруа.
Работа над «Энциклопедией» велась в тяжелых условиях цензурного гнета, травли со стороны реакционеров, репрессий властей. С 1759 работа над «Энциклопедией» проводилась в полулегальной обстановке. Вынужденные прибегать к маскировке своих взглядов, Э. все же сумели с достаточной ясностью выразить свое отрицат. отношение к феод.-абсолютистскому обществу и господствующей в нем идеологии.
Сыграв громадную роль в идеологич. борьбе против феодализма, абсолютизма и клерикализма, в идейной подготовке Великой французской революции, «Энциклопедия» явилась в то же время первым действительно всеобъемлющим сводом знаний передовой мысли 18 в. Ее первое издание разошлось в количестве 30 тыс. экз. и вскоре потребовались переиздания. В 18 в. она полностью пли частично была переведена на ряд иностр. языков. Во Франции «Энциклопедия», к-рую стали называть «великой», послужила основой для последующих энциклопедич. изданий как общего, так и отраслевого характера, прежде всего для «Систематической энциклопедии» («Encyclopedie metho-dique») (166 томов, 1788 — 1832).
Лит.: D up rat P., Les encyclopedistes, P., 1866.
В. Кузнецов. Москва.
ЭПИГЕНЕЗ (от греч. km ------- приставка, обозначаю
щая здесь следование, последовательность, и yiveoic, —
рождение, происхождение) — учение о зародышевом
развитии организмов как процессе, осуществляющем
ся путем последоват. новообразований. На всех этапах
развития биологии Э. противопоставлялся префор-
мацпи (см. Преформизм) — учению о предсущество-
ванни в зародыше уже сформированных структур,
в той или иной степени предопределяющих форму бу
дущего организма. Различие Э. и преформизма не
совпадало в истории биологии с различием материа
лизма и идеализма.
Впервые Э. был провозглашен Аристотелем в связи с критикой им преформистских взглядов атомистов о гомеомериях и Гиппократа — о пангенезе. Согласно Аристотелю, части зародыша не заложены в невидимо малых размерах в «семенах вещей» и не возникают все одновременно, а растут и развиваются в определ. последовательности. Это положение дополнялось вита-листпч. взглядом на то, что материя материнского зачатка приобретает форму будущего организма под влиянием нематериальных сил, «энтелехий», заложенных в семени самца.
Виталпстич. эпигенез Аристотеля в новое время был обоснован У. Гарвеем (1651), предложившим и термин «Э.». Гарвей выдвинул принцип «все из яйца», причем для животных, у к-рых ему не удалось обнаружить яиц, он допускал зарождение из «разлагающихся веществ». Декарт создал механистич. теорию, объяснявшую развитие процессами брожения, к-рые возникают при смешении мужской и женской «семенных жидкостей». Однако в обеих этих интерпретациях теория Э. успеха не имела, и во 2-й пол. 17 — 1-й пол. 18 вв. господствовала преформац. теория, считавшаяся более обоснованной.
Теории Э. возродились во 2-й пол. 18 в. в связи с распространением учения о всемирном тяготении на мир химич. и биологич. процессов. П. Мопертюи (1744) и Ж. Бюффон (1749) выдвинули предположение о формировании зародыша на основе процессов притяжения и отталкивания пшотетич. элементов и «орга-нич. молекул», представляющих в семенных жидкостях зачатки частей и органов будущих организмов. Их поддержал Дж. Т. Нидем (1745—50), пытавшийся экспериментально доказать возможность возникновения живых существ путем самозарождения из продуктов распада растений и животных. Обоснование Э. дал К. Ф. Вольф (1759, 1764, 1768). Он утверждал, что лишь в результате поступления извне цитат, соков
ЭПИКТЕТ—ЭПИКУР
в зачатке образуются клетки и сосуды, пз к-рых затем формируются полости и органы будущего зародыша. Объясняя механич. процессы, обеспечивающие развитие зародыша, Вольф ссылался на наличие «существенной силы», к-рая обусловливает поступление и продвижение питат. веществ, необходимых для образования частей зародыша. Эта сила ничем принципиально не отличается от сил притяжения и отталкивания. Эпигенетич. представления приобрели виталнстич. характер у последователя Вольфа — Блюменбаха (1781), допускавшего наличие нематериального «формообразующего порыва».
Борьба теорий преформации и Э. возродилась в конце 19 в. в связи с развитием экспериментальной эмбриологии и особенно т. н. механики развития, претендовавшей на каузальное объяснение онтогенеза. Но теперь уже речь шла не о наличии в зачатковых клетках готового миниатюрного зародыша, а о химич. и морфологич. структурах, предопределяющих развитие организма. Сторонники преформации опирались на данные о сложных структурах клеток, особенно половых и зародышевых, и их роли в размножении, оплодотворении и развитии. Им противостояли факты и эксперименты, доказывавшие большую роль в развитии внешних факторов и взаимовлияния развивающихся частей организма. Эпигенетич. направление, получившее преобладание в экспериментальной эмбриологии, способствовало возрождению в нач. 20 в. витализма.
Полемика между сторонниками Э. и преформации велась и вокруг проблемы соотношения внутренних и внешних факторов наследственности и эволюции. Представители Э. пытались обосновать свои взгляды ссылкой на явления наследования т. н. приобретенных признаков, на прямое влияние среды на онто- и филогенез и опирались на различные ламаркистскпе и экто-генетич. теории. Но многочисл. попытки подтвердить эти теории экспериментально оказались безуспешными. Вместе с тем успехи молекулярной биологии и генетики доказали наличие в зачатковых клетках предетерминированных химич. и биологич. структур (структур ДНК), к-рые определяют воспроизведение осн. видовых и индивидуальных особенностей развивающегося организма.
В наст, время чисто эпигенетич. объяснения развития, наследственности и эволюции потеряли свое значение. Раскрытие закономерностей развития живых существ строится с учетом как внутренних, предетерминированных факторов, так и роли в их реализации условий внешней среды.
Лит.: Новиков П. А., Теория Э. в биологии, М., 1927; Гайсинович А. Е., К. Ф. Вольф и учение о развитии организмов (В связи с общей эволюцией мировоззрения), М., 1961. См. также лит. при ст. Преформизм.
А. Гайсинович. Москва.
ЭПИКТЁТ ('Enismyrog) (ок. 50—ок. 138) — рим. философ-стоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона, попал в Рим, где нек-рое время был секретарем Нерона, изучал философию под руководством стоика Мусонпя Руфа. Позднее освобожден и в 89 вместе с др. философами изгнан Домицианом пз Рима. Обосновавшись в Эпире (г. Никополь), организовал филос. школу. Учение Э. известно по записям его ученика Арриана, собранным в работах: «Рассуждения Э.» в 8 кн. (сохранились Четыре), «Дружеские беседы Э.» в 12 кн. (сохранились фрагменты). Соч. Э. отличаются афористичностью и образностью стиля.
Философия Э. выразила пассивный нравств. протест угнетенных классов рим. рабовладельч. общества. В ней доминирует этич. проблематика, прежде всего — проблема достижения счастья. В духе стоицизма Э. понимает высшее благо как согласие мыслей и стремлений с природой. Вселенной, с божеств, законами.
Высшая цель — сознат. подчинение божеств, закону, поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчинен богу; следование разумной необходимости п является, по Э., истинной свободой. «Ты — актер в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Если поэт назначил тебе роль нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело — хорошо исполнить свою роль; выбор роли — дело другого» (Encheirid, 17). Все люди, по Э.,— братья, все равны перед богом, и человек — гражданин мира. Э. осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин — игрушка страстей — менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравств. совершенствование человека, к-рое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (соответственно осн. герои Э.— Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Э. как внутр. личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни. Мн. идеи этич. философии Э. были восприняты христианством, римскими эклектич. учениями и впоследствии в кризисных ситуациях не раз пробуждали к себе острый интерес в различных странах.
Соч. в рус. пер.: Настольные заметки стоической морали, Каз., 1883; Афоризмы Э. с прибавлением нескольких глав из его «Размышлений», СПБ, [1891]; В чем наше благо? Избр. мысли римского мудреца Э., кн. 1—4, М., 1904; Беседы Э° Отд. мысли Э., в кн.: Чертков В. Г., Рим. мудрец Э., его жизнь и учение, М., 1911.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (с. 346—52 и др. по имен, указат.); Asm us R., Quaestlones Epicteteae, Friburgi, 1889; О 1 d f a t h e г W. A., Contributions towards a bibliography of Epictetus, Urbana, 1952.
M. Петров. Ростов-па-Дону.
ЭПИКУР ('Ejiixoupog) (341—270 дон. э.)—др.-греч. философ-матерпалпст. Род. на о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал свою филос. школу — «Сад» (см. Эпикурейская школа), просуществовавшую более восьми столетий и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма.
Свое филос. учение Э. изложил в многочисл. произведениях, письмах и беседах с друзьями и учениками. Им написано около 300 соч., большая часть к-рых не сохранилась (о соч. Э. и судьбе его лит. наследия см. в кн.: Лукреций, О природе вещей, т. 2, М., 1947, с. 491— 662). Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В своих физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение (Diog. L., X, 38—39). По Э., Вселенная бесконечна и существует вечно, осн. элементы мироздания: первоначальные материальные тела — атомы, и занимаемое ими пространство — пустота. Атомы и пустота вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. «...Эпикур,— писал Энгельс.— по-своему уже знал атомный вес и атомный объем» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф.,
ЭПИКУР — ЭПИКУРЕИЗМ 567
■Соч., 2 изд., т. 20, с. 368). Это — одно из существенных видоизменений атомистич. учения Левкиппа — Демокрита, внесенное Э. Неизменные свойства атомов Э. отличал от изменчивых свойств сложных предметов. Пустое пространство, не имеющее свойств и разграничивающее атомы и сложные тела, является не причиной, а условием движения атомов. Э. отвергал мнение Аристотеля о существовании во Вселенной абс. верха и низа и в противоположность Демокриту признавал наличие относительных пространств, направлений верха и низа в пустом пространстве. В системе Э. время и пространство, а также движение существуют объективно, вечно и бесконечно. По Э., в пустоте все атомы имеют одинаковую скорость и совершают троякое движение: 1) по прямой, 2) отклоняющееся от этой прямой и 3) движение во все стороны, связанное с взаимным отталкиванием атомов. Мысль Э. •о свободном отклонении атомов, высоко оцененная Марксом и Лениным, была смелой попыткой найти имманентный материи источник движения и изменения; в этом состояло существ, отлпчие натурфилософии Э. от атомистич. теории Демокрита.
Э. решительно отверг «мир идей» Платона, «первый двигатель» Аристотеля и др. сверхъестеств. силы, выдвигавшиеся в качестве первопричины мпра. Вселенная находится в вечном изменении. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материн. Мате-риалистич. и атеистич. по своей сути учение Э. о не-•бесных явлениях противостояло астрономпч. взглядам платонизма. Принятый Э. метод аналогий был плодотворной попыткой применения гипотезы для объяснения явлений природы.
В учении о богах Э. отрицает традиц. нар. мифологию: боги блаженны и бессмертны, они живут в ме-такосмиях (интермундиях) — пространствах между мирами, и не вмешиваются в земные дела; в этом смысле они выступают в учении Э. как некий этнч. идеал. Боги же, почитаемые народом,— вымышленные существа, а религ. представления — мифы.
Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души. Смерть тела означает и смерть души, ибо сущность души заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувств, состояние тела.
В своей канонике Э. признавал познаваемость мира. Цель каноники Э. видел в отыскании критериев истины, истинного познания (Diog. L., X, 31). Такими критериями у Э. являются ощущения, чувства и понятия, или общие представления. Ощущения Э. считал источником знания, начальным актом познания, связующим звеном между объектом и субъектом. Образование ощущений Э. объяснял теорией истече-лий: от предметов отделяются истечения — их образы, к-рые, направляясь к субъекту, воспринимаются его ■органами чувств.
Этика, или и р а к т и ч. ф п л о с о ф и я Э., непосредственно связанная с его физикой и кано-никой, должна была указать путь к счастливой жизни, в силу чего она становилась прежде всего житейской мудростью. Счастье, по Э., состоит в удовольствии, в удовлетворении желаний, а удовольствие он видел не в чувств, наслажденпи, как киренанки (см. Киренская школа), а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности {атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Жизнеутверждающая этика Э. противостояла этике стоицизма, скептицизма, неоплатонизма. Э. не был проповедником грубых чувств, наслаждений, наоборот, он решительно выступал против них (ср., напр., Письмо к Менекею, 131—132). По Э., нравств. жизнь требует соблюдения надлежа-
щей меры во всем. Разделяя желания людей на естественные и надуманные, или вздорные, он видел идеал в удовлетворении первых, подразделяя их на необходимые и не необходимые и рекомендуя ограничиваться самыми необходимыми.
Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Эти идеи Э. явились одной пз предпосылок теории общественного договора. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью: мудрость — благо смертное, а дружба — благо бессмертное.
Мудрость Э. рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Изучение философии и как его результат — мудрость не только обогащает людей знаниями, но и доставляет им величайшие духовные наслаждения. Высший жизненный идеал мудреца — атараксия. Безмятежность, проповедуемая Э., достигается не уходом от жизни и отшельничеством, как в учениях стоицизма и скептицизма, а изучением природы, знанием ее сокровенных тайн. Мудрец в понимании Э.— это знаток жизни, поднявшийся выше обыденной мирской суеты.
Идеи Э. и созданной им эпикурейской школы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания.
Классики марксизма-ленинизма высоко ценили философию Э. Маркс подробно проанализировал взгляды Э. и эпикурейцев в своей докторской дисс. «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Э.» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17—98) и «Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептич. философии» (там же, с. 99—215). Ленин, защищая Э. от нападок Гегеля и др. идеалистов (см. Соч., т. 38, с. 286, 288), подчеркивал огромное значение Э. и его последователей в борьбе против религии и идеализма.
Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, 3, 20 (по указат. имен); Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38 (по указат. имен); Гюйо М., Мораль Э. и ее связь с совр. учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Б о-р и ч е в с к и й И. А., Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.— Л., 1925; его же, Демокрит и Э. в борьбе за основы атомизма, «Архив истории науки и техники. Сер. 1», 1936, вып. 8; МаковельскийА. О., Псевдо-Демокрит (Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности), М., 1925; его же, Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Диоген Лаэрций, 10 книга (Диоген Лаэрций об Э., три письма Э. и главное учение), в кн.: Столпи ер Б. Г. и Ю ш к е в и ч П. С, История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Материалисты Др. Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Э., М., 1955; Ш а к и р - 3 а д е А. С, Эпикур, М., 1963; Зубов В. П., Развитие атомистич. представлений до нач. 19 в., М., 1965; Поварков Я. Я., Четыре проблемы Э., «ВФ», 1966, М» 8; Gassendi P., Animad-versiones in decimum librum Diogenis Laertii, qui est de vita, moribus, placitisque Epicuri, Lugduni, 1649; В i g n о n e E., Epicure, Bari, 1920; Bailey C, Epicurus, Oxf., 1926; его же, The Greek atomists and Epicurus, Oxt., 1928; A t a-naseviceva K., L'atomisme d'Epicure, P., [1927]; Diane C. [ed.], Epicuri ethica, Florentiae, 1946; G i-gon O., Epicurus, Z., 1949; Okal M., Grecki atomisti a Epikuros, Brat., 1953; De Witt N. W., Epicurus and his philosophy,Minneapolis, 1954; в еобанби X., 'Eniy.oupog aX\\- Oivn o{|>T| tov ipxraiov koojxov, 'АОтр'а, 1954; К б v e n d i D.. Az epikureus lizika es ethika Lucretius alapjan, [Bdpst], 1955; Pakciriska M., Hedonistyczna etyka Epikura, Warsz., 1959; Cresson A., Epicure. Sa vie, son oeuvre avec un expose de la philosophie, [2 ed.], P., [1959].
А. Шакир-Заде. Баку.
ЭПИКУРЕИЗМ — античное и новоевропейское учения, исходящие из идей философии Эпикура. Об Э. в античности см. Эпикурейская школа. В новое время широкое усвоение и переосмысление идей Эпикура, прежде всего этики, а также атомистич. учения начинается в эпоху Возрождения (Валла, Уарте, Монтенъ^ Шаррон и др.) и продолжается в 17—18 вв., в особен^ ности в материалистической и просветительской фило-
ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА—ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
Софии (см. Французская философия). Крупнейшим представителем новоевроп. Э. был Гассенди. Как этич. принцип Э. в своем первонач. виде родствен антич. эвдемонизму, хотя впоследствии (в особенности в новое время — у философов Возрождения, франц. просветителей и др.) Э. нередко переосмыслялся в духе гедонизма и получал вульгарное толкование в обыденном сознании как синоним стремления к чувств, удовольствиям и т. п.; см. также Атараксия.
Лит. см. при ст. Эпикур, Эпикурейская школа, Гедонизм, Эвдемонизм.
ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА (конец 4 в. до и. а — нач. 6 в.) — материалистич. фплос. школа Др. Греции, основанная Эпикуром. Э. ш. прошла три оси. этапа развития: 1) школа Эпикура в эллшшстпч. эпоху (4—3 вв. до н. э.) (ранний, или древний «Сад»); 2) гре-ко-рим. эпикуреизм 2—1 вв. до н. э. (средний «Сад»); 3) эпикуреизм в Риме (в т. ч. эпикуреизм периода Римской империи 1 — 6 вв. н. э., поздний «Сад»).
К первому периоду относится творчество самого Эпикура и его ближайших друзей — Метро-дора из Лампсака, известного математика Полнена из Лампсака и Эрмарха из Митилены. Метродор, Полнен и Эрмарх создали ряд работ по различным вопросам натурфилософии; к сожалению, почти все их огромное наследие погибло. К непосредств. окружению Эпикура принадлежали также уроженцы Лампсака — Леоитей и его жена Фемпста, Колот и Идо-меней. Учениками Эпикура в раннем «Саду» были и его младшие современники Геродот, Пифокл и Менекей, к-рым адресованы его три сохранившихся письма. К древнему «Саду» принадлежали также братья Эпикура Неокл, Хайредем и Аристобул, брат Метродо-ра Тимократ, далее Аминомах, Тимократ, Клеон, Анаксарх, Апеллес, Ктесипп, Аполлодор и Метродор Стратонский, перешедший впоследствии к платонику Карнеаду, основателю Новой академии (см. Академия платоновская). Главой школы после Эрмарха был Полистрат, а после него — Дионисий и Ба-силид (2-я пол. 3 в. до и. э.). В Э. ш. царили демокра-тич. порядки, о чем свидетельствует участие в ней женщин, а также рабов. Осн. методом преподавания в Э. ш. были устные беседы, дополняемые и закрепляемые перепиской. На «ночыых сходках», к-рые устраивались Эпикуром и его последователями, происходили беседы па философские и политич. темы.
Второй период существования Э. ш. охватывает греко-римский мир. Из мпогочпсл. участников среднего «Сада» известны Филонид, Аполлодор Афинский (написавший св. 400 книг), его ученик Зенон Си-донский (также плодовитый писатель), Деметрий Лакейский, Филодем из Гадары, разрабатывавший вопросы индуктивной логики, и др. К среднему «Саду» относятся двое Птолемеев из Александрии по прозванию Черный и Белый, Диоген из Тарса. Наибольшего расцвета средний «Сад» достиг во 2-й пол. 2 в. до н. э., когда главой школы был Аполлодор Афинский.
Третий период истории Э. ш. связан в основном с рим. рабовладельч. обществом. Первым известным рим. эпикурейцем был Кай Амафпний (2-я пол, 2 в. до н. э.). В числе первых рим. эпикурейцев был Филодем из Гадары, переехавший в Италию и организовавший вместе с эпикурейцем Сироном филос. школу близ Неаполя. Наряду с греч. эпикурейцем Федром, у к-рого учился Цицерон, Филодем сыграл большую роль в распространении антич. атомистики в Риме. Полагают, что он был учителем Лукреция. Известны имена рим. эпикурейцев нач. 1 в. до н. э. Марка Помпилия Андроника (из Сирии), Кая Катия (инсумбрийский галл). Наивысшего расцвета рим. эпикуреизм достиг в 1 в. до н. э. в творчестве Лукреция.
Эпикуреизм существовал в Риме до нач. 6 в. Правда, в конце 1 в. н. э, (ок. 90) Э. ш., как и ряд др. фплос. школ, была закрыта имп. Домицианом. Однако эпикуреизм и после этого сохранял свое влияние и имел выдающихся представителей. Среди восстановленных ими. Марком Аврелием во 2-й пол. 2 в. четырех филос. школ была и Э. ш.
Широкое распространение эпикуреизма в рпм. обществе имело и отрнцат. последствия — искажение учения Эпикура. Представители высших слоев восприняли из огромного научно-филос. наследия Эпикура лишь отд. стороны его этич. учения, да и то в извращенном виде: эпикуреизм был истолкован ими как призыв к неограниченному наслаждению.
Крупнейшим представителем эпикуреизма эпохи
Рим. империи был Диоген из Эноанды в Малой Азии
(2 в.). В 1884 найдены отрывки из его сочинений, на
чертанные на камнях и именуемые часто «камни из
Эноанды». В числе находок — фрагменты четырех его
соч., из к-рых два посвящены вопросам этики, а в двух
других — «О природе» и «О бесконечных мирах» —
изложены основы эпикурейской натурфилософии. Под,
влиянием эпикурейской философии находились зна
менитые рим. поэты Гораций, Вергилий, Овидий. По
следователем эпикуреизма являлся и Лукиан, резко
выступивший против вульгаризированного эпикуре
изма, выродившегося в гедонизм. Материализм и ате
изм Э. ш. оказали большое влияние на дальнейшее
развитие философии и материалистич. естествознания.
Лит.: Keim A., L'epicurisme, P., 1924; Nizan P.,
Les materialistes de l'antiquite. Democrite, Epicure, Lucrece,
P., 1936; A m e r i о R., L'epicureismo, Torino, 1953; S a n n-
w a 1 d R., Marx und die Antike, Z., 1957; D u m о n t J.-P.,
La philosophie antique, P., 1962. См. также лит. при ст.
Лукреций, Филодем, Эпикур. А. Шакир-Заде. Баку,
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. кмахуци — знание и Xoyog — слово, учение) — термин, употребляемый в странах англ. и франц. языка для обозначения теории познания.
ЭПИХАРМ ('Ея7ъсфц.ос,) (550—440 до н. э.) — др.-греч. комедиограф и философ. Об Э. известно, что он слушал Пифагора (Diog. L. VIII, 78), был связан с деятельностью пифагорейцев (Jambl. V. Pyth. 266), осн. часть жизни провел в Сицилии.
Э.— автор множества небольших комедий, в к-рых в острой форме излагал и критиковал филос. системы Парменида, Гераклита и др. Филос. сторона творчества Э. подчеркнута в т. п. «Письмах Алкима Аминте» (Diog. L. Ill, 9 —17), в к-рых утверждается, что именно у Э. заимствовал Платон нек-рые важнейшие идеи своей философии: вечность богов и их неподверженность изменению, абс. характер блага, априорную природу знания и роль воспоминания в познании, различие между необходимостью и свободой. В рим. лпт-ре (Цицерон, Баррон) реконструируется космого-нпч. теория Э. Элементы мира: огонь, земля, дыхание п солнце. Душа человека — огонь, взятый от солнца. Небо и земля образовались из огня и воды, а природа— через смешение теплого н холодного, сухого и влажного. Мать-земля порождает людей и возвращает пх в свое лоно (Varro d. re. г. I 4,1; I 1, 64). Несколько особняком стоит свидетельство Ямвлиха, по к-рому Э. во многом предвосхищает философию Эмпедокла п Парменида (Jambl. V. Pyth. 166).
Э. известен также как автор множества популярных в древности этич. сентенций (Xenoph. Mem. I 1, 20; Plat., Axioch. 336 С; Arist. Phet. 1394 b).
Фрагменты: D i e 1 s H., Die Fragmente der Vorso-kratiker, 5 Aufl., Bd 1, В., 1934.
Лит.: Д ы н н и к М. А., Очерк истории философии клас-
сич. Греции, М., 1936. М. Петров. Ростов-на-Дону.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (Erasmus Koterodamus, Desiderius), псевд. Гер харда Герхардса (Gerchard Gerhards; 28 окт. 1469, Роттердам,— 12 июля 1536, Базель) — ученый-гума-
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ—ЭРН 569
нист, писатель, богослов, виднейший представитель «северного Возрождения». В юности испытал значит, влияние со стороны «братьев общей жизни» (см. Фома Кемпийский), затем — со стороны т. н. «оксфордских реформаторов», в первую очередь — Джона Колета. Под воздействием этих факторов сложилось мировоззрение Э. Р., которое сам он называл «философией Христа» (philoso-phia Christi). Суть его — «возрождение» идей и идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во всех областях жизни. Т. о., возрождение ан-тич. наук и искусств (Ренессанс в узком смысле слова) оказывается составной частью хрпст. Ренессанса в понимании Э. Р. В богословии Э. Р. избегает любых догматич. дискуссий, сводя все к изучению п толкованию Писания в историческом и нравственно-аллегорпч. смысле. Применение методов гуманистич. филологии позволило Э. Р. осуществить первопечатное издание Нового завета (Baseleae, 1517) с обширными комментариями и новым лат. пер. (в пзд. 1519); оно не только стало важнейшим шагом на пути к Реформации, но и положило основы науч. экзегезы и критики текста Нового завета. Реформации Э. Р. не принял, отпугнутый фанатичностью Лютера, его жестким догматизмом и особенно бесчеловечностью догмата о несвободе воли [полемика с Лютером — «О свободе волн» («De libero arbitrio», Baseleae, 1524) и «Заступник» («Hyperaspis-tes», Baseleae, 1526—27)], однако критику пороков като-лич. иерархии не прекращал до самой смерти. Известнейшее из произведений Э. Р. — шутливая декламация «Похвала Глупости» («Mcopiexg £Y%o>j.uov, [sive] stultitiae laus»), написано в 1509, впервые напечатано в 1511 в Париже; лучшее крптнч. изд., Hagae, 1898; рус. пер., М., 1840, М., 1960. Это своего рода «сумма» (по ср.-век. терминологии), свод взглядов автора по всем вопросам человеч. существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная (мы бы сказали — диалектическая) двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослеп-ленности. Социальные, полптнч. п экономпч. воззрения Э. Р. не вполне поддаются описанию ввиду пх сугубо моралистпч. окрашенности (см., напр., «Воспитание христ. государя» — «Institutio principis Christiani», Baseleae, 1516). В целом Э. Р.—сторонник сильной, но просвещенной и гуманной монархпч. власти, хотя личные его симпатии явно на стороне самоуправляющихся гор. общин. Очень важны педагогич. взгляды Э. Р., решительно отвергавшего ср.-век. систему образования и воспитания; великие педагоги-просветители 17 и 18 вв. (Коменский, Песталоццп) идут по его стопам. Для оценки фнлос. воззрений Э. Р. особое значение имеет трактат «Кинжал христ. воина» («Enchiridion militis Christiani», Antw., 1502), свидетельствующий о последовательном, рано сложившемся и неизменном в течение всей жпзнн мировоззрении.
Э. Р.— бесспорный глава того течения в гуманизме, к-рое обычно наз. «хрнст. гуманизмом» (Дж. Колет, Т. Мор, Г. Бюде, Лефевр д'Этапль, Кастелло, И. Рейх-лин) и к-рое пыталось синтезировать культурные традиции антнч. древности и раннего христианства. Сущность эразмианства — свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. В оппозиции к понятию эразмианства стоит прежде всего фанатизм, затем невежество, насилие, лицемерие, нарочитая интеллекту-
альная усложненность (отсюда — отвращение Э. Р. к поздней схоластике, в первую очередь — к Иоанну Дунсу Скоту). Из этих вполне мпрских компонентов складывается п первостепенно важное для Э. Р. представление о благочестии.
Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., cura et impensis Petri Yander, Lugduni Batavorum, 1703—1704 [reprint], v. 1 —10, [L.—Hildesheim, 1962]; Opuscula. A supplement to the opera omnia, ed. by W. K. Ferguson, The Hague, 1933; Opus epistolarum, v. 1—12, Oxf., 1906—58; в рус. пер.— Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире, М., 1963; Разговоры запросто, М., 1969.
Лит.: История нем. лит-ры, т. 1, М., 1962; S e e b о h m F., The Oxford reformers. John Colet, Erasmus and Thomas More, 3 ed., L., 1887; Mestwerdt P., Die Anfange des Erasmus, Lpz., 1917; Kalkhoff P., Erasmus, Luter und Friedrich der Weise, Lpz., 1919; Fly ma A., The youth of Erasmus, Ann Arbor, 1930; Phillips M. M., Erasmus and the Northern Renaissance, L., 1949; Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Oelrich K.-H., Der spate Erasmus und die Reformation, Munster, 1961; Smith P., Erasmus. A study of his life, ideals and place in history, N. Y., 1962; M a r c'-h a d о u r G., L'univers de Thomas More. Chronologie critique de More, Erasme et leur epoque (1477—1536), P., 1963; Woo d-ward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and the method of education, N.Y., 1964; Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Basel, 1966.
Б и б л.: Bibliotheca Erasmiana. Repertoire des oeuvres
d'Erasme, ser. 1—3, Nieuwkoop, 1961; Margolin J. C,
Douze annfies de bibliographie erasmienne (1950—1961), P.,
1963. _ С. Марпиш. Москва.
ЭРДЕНИ (Erdelyi), Янош (1814—1868) — венг. фплософ-левогегельянец, эстетик и лит. критик. Своими эстетнч. исследованиями и работами в области поэтич. творчества Э. способствовал становлению направления нар. литературы (Петёфи, Арань).
Соч.: Aesthetikai elotanulmanyok, Bdpst, 1888; в рус. пер.— О народной поэзии. Индивидуальное и идеальное. Настоящее отечеств, филос, в сб.: Избр. произв. венгерских мыслителен. Конец 18 — середина 19 в., М., 1965.
Лит.: Хевеши М. А., Мировоззрение венгерских революц. демократов (40-е годы XIX в.), М., 1962.
Л. Ленкен. Будапешт.
ЭРДМАН (Erdmann), Бенно (30 мая 1851—7 янв. 1921) — нем. философ-неокантпанец и психолог, ученик Гельмгольца. Проф. (с 1879) в Киле, Бреславле, Галле, Бонне п в Берлине (с 1909). Э. сыграл важную-роль в изучении и издании наследия Канта; был преемником Дильтея на посту руководителя академич. изданий Канта п Лейбница. Фплос. позиция Э.— крайний феноменализм. Осн. назначенцем философии и познания вообще считал их эшч. функцию.
Э. известен как представитель ассоциативной психологии и последователь Гербарта. Защищал психофизический параллелизм, считая, что «...всякая форма психологического материализма является недопустимою» («Науч. гипотезы о душе и теле», М., 1910, с.170). Гл. предмет исследования Э.— психология мышления. Э. различал формулированное и неформу-лпрованное (интуитивное) мышление, причем в последнем, согласно Э., нужно, в свою очередь, различать гипологич. мышление, имеющее место у детей и животных и представляющее собой предварительную (по отношению к гпперлогическому) стадию мышления. В гл. соч. «Логика» (Logik, Bd l, Halle/Saale, 1892) Э. поддерживал т. зр. психологизма. Истолковывая логику как нормативную науку, он считал, что-традиционные (аристотелевы) правила (нормы) мышления не являются нормами всякого возможного мышления и что наше мышление не вечно будет с ними связано.
Соч.: Psychologische Untersuchungen iiber das Lesen, Halle/Saale, 1898; Die Psychologie des Kindes und die Schule, Bonn, 1901; I. Kant, Bonn, 1904; Umrisse zur Psychologie des-Denkens, 2 Aufl., Tubingen, 1908; Grundziige der Reprodukti-onspsvchologie, В., 1920.
Лит.: Becher E., В. Erdmann, Lpz., 1921; R i e f-fert 3. B.^ B. Erdmann, «Kant-Studicn», 1932, Bd 37.
ЭРЕТРЙИСКАЯ ШКОЛА— см. ЭлиОо-эретрийская школа.
ЭР1ГУГЁНА — см. Иоанн Скот Эриугена.
ЭРН, Владимир Францевич (29 апр. 1881 —11 мая 1917) — рус. религ. философ. Окончил Моск. ун-т;