Энгельс 559


этом этапе фейербахианская критика христианства воспринимается Э. как блестящее дополнение к спеку­лятивному учению Гегеля о религии. Э. еще не вос­принимает Гегеля п Фейербаха как прямых антипо­дов. Симпатии Э. целиком на стороне «философии са­мосознания» бр. Бауэров и атеистич. «Союза свобод­ных» (см. там же, с. 497—99), что проявилось в сати-рич. поэме «Библии чудесное избавление...» (см. там же, с. 466—96), написанной в соавторстве с Э. Бауэ­ром.

С марта 1842 Э. начал сотрудничать в «Rheinische Zei-tung», редактором к-рой с окт. 1842 стал Маркс, при­давший газете революц.-демократич. направление. Нек-рые статьи Э. («К критике прусских законов о пе­чати», «Фридрих-Вильгельм IV, король прусский» и др.) по своим идеям близки работам Маркса того пе­риода, а «Фридрих-Вильгельм» написана под их непо-средств. влиянием. Однако социалистом Э. становится только в Англии, куда отправляется по коммерч. де­лам отца. По пути в Манчестер Э. побывал в Кёльне, где встретился с Марксом, принявшим его довольно холодно, видя в нем одного из лидеров группы «сво­бодных», к-рые к 1842 выродились в сектантский фи-лос. кружок. Несмотря на это, Маркс и Э. договори­лись, что Э. будет корреспондентом газеты в Англии. С этого момента лит. деятельность Э. приобрела от­крыто социалистич. характер; уже первые корреспон­денции Э. из Англии (с нояб. 1842 по 1843) содержат глубокий анализ экономич. положения наиболее раз­витой капиталистич. державы, борьбы классов и пар­тий в ней, вывод о неизбежности социальной револю­ции, гл. силой к-рой будет англ. пролетариат. Книга Э. «Положение рабочего класса в Англии в 1844» стала, по существу, одним из первых серьезных социо-логич. исследований, обогативших марксистскую лит-ру ценным фактич. материалом и глубокими обоб­щениями (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 280).

В Манчестере Э. близко сошелся с деятелями социа­листического и рабочего движения, с вожаком мест­ных чартистов, первой политич. партии англ. проле­тариата, рабочим-ткачом Джеймсом Личем. В Англии Э. постепенно избавляется от своего увлечения геге­левской схемой историч. процесса и вступает на путь формирования материалистич. взгляда на историю и общество.

Материалистич. тенденция приобретает все более осязаемую форму с каждой новой статьей Э. в «Rheini­sche Zeitung», особенно в серии статей в «Schwei-zerischer Republikaner» за май — июнь 1843, извест­ных под общим заголовком «Письма из Лондона». В них Э. уже подходит к идее об историч. роли проле­тариата; «...в Англии,— пишет он,— наблюдается тот замечательный факт, что, чем ниже стоит класс в обществе, чем он „необразованнее" в обычном смысле слова, тем он прогрессивнее, тем большую будущ­ность он имеет» (там же, т. 1, с. 513). Э. изучает труды и деятельность англ. социалистов-утопистов, учеников Г. Оуэна, связь их социалистич. устремле­ний с материалистич. философией. В статье «Положе­ние Англии. 18 век» (февр. 1844) Э. открыто заявляет, что венцом науки 18 в. был материализм — результат процесса развития естеств. наук.

1843—44 — годы наибольшего увлечения Э. антро­пология, материализмом Фейербаха. Влияние Фейер­баха заметно в таких статьях Э., как «Положение Англии. Томас Карлейль», «Прошлое и настоящее» и «Наброски к критике политич. экономии», написан­ных в 1843 для издаваемого Марксом и А. Руге «Не-мецко-франц. ежегодника». «Мы хотим,— пишет Э. в этот период,— устранить всё, что объявляет себя сверхъестественным и сверхчеловеческим, н тем са­мым устранить лживость, ибо претензии человеческого


и естественного быть сверхчеловеческим, сверхъестест­венным есть корень всей неправды и лжи» (там же, с. 592). С материалистич., демократич. позиций Э. кри­тикует аристократич. устремления, элитаризм Кар-лейля, проповедуемый им культ героев, культ лично­сти.

Под влиянием произведений Оуэна и его учеников, направленных против бурж. политэкономии, в 1843 Э. сам занялся политич. экономией и создал «...гениаль­ные,— по словам Маркса,— наброски к критике эко­номических категорий...» (там же, т. 13, с. 8). Маркс отмечал, что в этих «Набросках» «...были уже сформу­лированы некоторые общие принципы научного социа­лизма» (там же, т. 19, с. 241, см. также т. 1, с. 558).

В «Набросках» науч. анализ экономич. процессов перемежается с этич. критикой капитализма, воспри­нятой Э. от утопия, социалистов, гл. обр. Фурье. У Фурье Э. ценит строгое, свободное от предрассуд­ков, движение науч. мысли, его социальную филосо­фию, его учение о свободном труде по способностям и склонностям каждого, идею экономич. целесообраз­ности ассоциации свободных тружеников.

Предвидя реальную опасность грубых уравнит. тен­денций в утопия, социализме, Э. резко выступил про­тив «казарменного коммунизма» бабувистов (см. Ба­бе ф); критику «уравнительного коммунизма» см. в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 586—87, а также в их Соч., 2 изд., т. 1, с. 527, 529—30.

Критикуя попытки франц. утопистов объединить коммунистич. учение с христианством, Э. выделяет из их плеяды Прудона и оценивает его кн. «Что такое собственность?» как «...наиболее философский труд из всего написанного коммунистами на французском языке...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 533). Интерес Э. к филос. обоснованию социалистич. доктрины не случаен. К 1843 в нем. со­циалистич. движении складывается особое направле­ние — «философский коммунизм», лидеры к-рого М. Гесс, К. Грюн и др. осуществляли своеобразный синтез франц. утопич. социализма и нем. философии. О влиянии этой группы на мировоззрение Э. свиде­тельствует его ст. «Успехи движения за социальное преобразование на континенте». Близость Э. к группе Гесса и Грюна продолжалась вплоть до весны 1845, когда в его филос. эволюции начался период окончат, преодоления идей Фейербаха и его учеников, последо­вателей «филос. коммунизма». Однако внутр. расхож­дение с группой началось у Э. уже в 1844: в отличие от ее теоретиков Э. не понимал коммунизм как сугубо логич. завершение классич. философии, рассматривая коммунистич. доктрину как закономерный результат, возникающий при анализе классовых конфликтов бурж. общества.

«Общение с Энгельсом,— писал Ленин,— бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться поли­тической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот» (Соч., т. 2, с. 10).

1844 год — начало тесной дружбы между Марксом и Э. В авг. 1844 Э. встречается в Париже с Марксом и оба они приходят к выводу о необходимости высту­пить с книгой против младогегельянцев, дезорганизую­щих прогрессивные силы Германии своей антидемо-кратич. проповедью роли идей и выдающихся лично­стей — носителей этих идей — в развитии общества. Такая книга была ими написана и в 1845 вышла под назв. «Святое семейство, или критика критпч. кри­тики. Против Бруно Бауэра и компании» (см. «Святое семейство»). Этой книгой Маркс и Э. как бы подвели итог совместного процесса преодоления идеализма в своем мировоззрении, выступили как последователь­ные воинствующие материалисты и непосредственно подошли к осн. идее материалистич. понимания исто-


560 ЭНГЕЛЬС


рии — мысли о решающем значении способа произ-ва в жизни общества, к тезису о всемирно-историч. роли пролетариата как творца нового коммунистического общества.

Во время своего десятидневного пребывания в Пари­же Э. начал сотрудничать в издававшейся на нем. яз. газете «Vorwarts» («Вперед»), на страницах к-рой опуб­ликовал две статьи: «Положение Англии.— Англий­ская конституция» и «Положение Англии. 18 век», где коснулся проблемы отчуждения. Тут несомненно влияние статей Маркса «К еврейскому вопросу» и «Эко-номическо-филос. рукописей», с к-рыми Э., видимо, познакомился в Париже. Впоследствии Э. никогда не возвращался к проблеме отчуждения.

С сент. 1844 Э. в Германии занимается организацией пропаганды коммунизма. В письмах Марксу в этот период Э. говорит о необходимости создания фунда­ментальных трудов как теоретич. основы коммунп-стич. учения (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 5). В апр. 1845 Э. переезжает в Брюссель к Марксу, где оба начинают разработку теоретич. фундамента их будущего учения. «Когда мы весной 1845 г. снова встретились в Брюсселе,— вспоминал потом Э.,— Маркс...уже завершил в главных чер­тах развитие своей материалистической теории исто­рии, и мы принялись за детальную разработку этих новых воззрений в самых разнообразных направлени­ях» (там же, т. 21, с. 220). С сент. 1845 до сер. 1846 Маркс и Э. работают над «Немецкой идеологией», завершая критику младогегельянства в его последней форме — анархистского индивидуализма Штирнера, показывая непоследовательность материализма Фейер­баха и реакционно-утопич. направленность модного среди части нем. интеллигенции «истинного социа­лизма». В «Нем. идеологии» Маркс и Э. впервые дали развернутое изложение гл. принципов науч. комму­низма, сформулировали основы учения о социально-экономич. формациях (см. Формация общественно-эко­номическая).

Параллельно с теоретич. работой в Брюсселе Маркс и Э. приступили к организации революц. партии. Уже в 1846 они создают Коммунистич. корреспондентский комитет, призывая своих сторонников в др. странах повсюду формировать подобные комитеты с целью ус­тановления постоянной связи между различными со-циалистич. и коммунистич. орг-циями и в перспекти­ве — создания Коммунистич. партии.

Стремясь привнести в рабочее и социалистич. дви­жение науч. теорию и очистить его от мелкобуржуаз­ных и утопич. тенденций, Маркс и Э. развернули борьбу против Вейтлинга и «истинного социализма». В авг. 1846 Э. в Париже проводит большую теоретич. и организац. работу с нем. рабочими, членами «Союза справедливых». В 1847 Маркс и Э. реорганизовали «Союз справедливых» в «Союз коммунистов», ставший прообразом Коммунистич. партии. После первого кон­гресса «Союза коммунистов» в июне 1847 программные вопросы революц. борьбы пролетариата стали гл. предметом внимания Маркса и Э. К этому периоду от­носится работа Э. над «Принципами коммунизма», к-рая представляла собой проект программы «Союза коммунистов» и легла в основу «Манифеста Коммуни­стической партии». В «Манифесте» марксизм представ­лен как цельное мировоззрение в единстве трех его составных частей — политич. экономии, философии и науч. социализма. «Манифест» дал определение ком­мунизма как ассоциации, «...в которой свободное раз­витие каждого является условием свободного разви­тия всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447).

Первой серьезной историч. проверкой жизнеспособ­ности нового — марксистского — мировоззрения ста­ла революция 1848—49, к-рая продемонстрировала,


что науч. коммунизм является единств, учением, спо­собным верно оценить расстановку классовых сил в мире, позиции различных партий и классов, законо­мерности их борьбы и последствия этой борьбы.

1 нюня 1848 в Кёльне вышел первый номер «Новой Рейнской газеты», задуманной Марксом и Э. как орган демократии, «...выдвигавшей повсюду, по каждому отдельному случаю, свой специфический пролетар­ский характер...» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 16). В своих статьях, почти ежедневно появлявшихся в «Новой Рейнской газете», Э. с позиций науч. комму­низма проанализировал сущность различных классов и партий и их роль в герм, революции, показал место и значение в ней национально-освободит. движений и уделил особое внимание рассмотрению вопросов рево­люц. тактики вооруж. борьбы. С мая 1849 репрессии прусских властей сделали невозможным издание «Но­вой Рейнской газеты», и Э. уезжает в Юж. Германию (Пфальц, Баден), где участвует в повстанч. движении. В ноябре 1849 он переезжает в Лондон, где вместе с Марксом приступает к изданию теоретич. журнала «Новая Рейнская газета. Политико-экономич. обо­зрение», а также помогает Марксу в реорганизации «Союза коммунистов». В этот период гл. предмет науч. интересов Э.— анализ опыта революций и массовых нар. движений, дальнейшая разработка революц. тео­рии. Он пишет «Крест, войну в Германии», где с пози­ций материалистич. понимания истории исследует со-цнально-экономич. причины крест, войны 1524—26 и показывает истоки политич. и религ. борьбы того вре­мени. В 1851—52 выходит работа Э. «Революция п контрреволюция в Германии», представляющая со­бой фплос. анализ революц. событий 1848—49 и со­держащая выводы, к-рые имели принципиальное зна­чение для стратегии и тактики классовой борьбы про­летариата.

Работа Маркса и Э. по созданию революц. теории обобщена в написанном ими совместно в марте 1850 документе «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов» о необходимости организовать самостоятельную пролет, партию, проводящую само­стоят, революц. политику; здесь формулируется идея о непрерывной революции — идея, лежащая в ос­нове ленинской теории перерастания бурж.-демокра­тия, революции в революцию социалистическую.

Параллельно с теоретич. деятельностью Маркс и Э. продолжали руководить «Союзом коммунистов», борясь за революц. характер и самостоятельность пролет, партии, против сектантской фракции Вилли-ха — Шаппера внутри союза и ее попыток толкнуть союз на авантюристич. путь заговоров и преждеврем. выступлений, против грубого уравнит. «казарменного» коммунизма. На заседании ЦК союза 15 сент. 1850 «Союз коммунистов» раскололся, несмотря на все уси­лия Маркса и Э. предотвратить раскол, и в нояб. 1852 был объявлен распущенным.

В 1850 Э. начал работать в торговой фирме «Эрмен и Энгельс» в Манчестере. Пожертвовав своими собств. творческими планами, Э. 12 лет оказывал материаль­ную поддержку Марксу и его семье. «...Не будь по­стоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса,— писал Ленин,— Маркс не только не мог бы кончить „Капитала", но неминуемо погиб бы под гнетом нищеты» (см. Соч., т. 21, с. 32).

Замечат. памятником дружбы Маркса и Э. является их переписка, в к-рой они обмениваются мыслями по различным вопросам коммунистич. теории и рабочего движения, философии и истории, естествознания и техники, политэкономии, языкознания, дипломатии и военного дела. «Если попытаться одним словом опре­делить, так сказать, фокус всей переписки,— отмечал Ленин,— тот центральный пункт, к которому сво­дится вся суть высказываемых и обсуждаемых идей,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: