этом этапе фейербахианская критика христианства воспринимается Э. как блестящее дополнение к спекулятивному учению Гегеля о религии. Э. еще не воспринимает Гегеля п Фейербаха как прямых антиподов. Симпатии Э. целиком на стороне «философии самосознания» бр. Бауэров и атеистич. «Союза свободных» (см. там же, с. 497—99), что проявилось в сати-рич. поэме «Библии чудесное избавление...» (см. там же, с. 466—96), написанной в соавторстве с Э. Бауэром.
С марта 1842 Э. начал сотрудничать в «Rheinische Zei-tung», редактором к-рой с окт. 1842 стал Маркс, придавший газете революц.-демократич. направление. Нек-рые статьи Э. («К критике прусских законов о печати», «Фридрих-Вильгельм IV, король прусский» и др.) по своим идеям близки работам Маркса того периода, а «Фридрих-Вильгельм» написана под их непо-средств. влиянием. Однако социалистом Э. становится только в Англии, куда отправляется по коммерч. делам отца. По пути в Манчестер Э. побывал в Кёльне, где встретился с Марксом, принявшим его довольно холодно, видя в нем одного из лидеров группы «свободных», к-рые к 1842 выродились в сектантский фи-лос. кружок. Несмотря на это, Маркс и Э. договорились, что Э. будет корреспондентом газеты в Англии. С этого момента лит. деятельность Э. приобрела открыто социалистич. характер; уже первые корреспонденции Э. из Англии (с нояб. 1842 по 1843) содержат глубокий анализ экономич. положения наиболее развитой капиталистич. державы, борьбы классов и партий в ней, вывод о неизбежности социальной революции, гл. силой к-рой будет англ. пролетариат. Книга Э. «Положение рабочего класса в Англии в 1844» стала, по существу, одним из первых серьезных социо-логич. исследований, обогативших марксистскую лит-ру ценным фактич. материалом и глубокими обобщениями (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 280).
|
|
В Манчестере Э. близко сошелся с деятелями социалистического и рабочего движения, с вожаком местных чартистов, первой политич. партии англ. пролетариата, рабочим-ткачом Джеймсом Личем. В Англии Э. постепенно избавляется от своего увлечения гегелевской схемой историч. процесса и вступает на путь формирования материалистич. взгляда на историю и общество.
Материалистич. тенденция приобретает все более осязаемую форму с каждой новой статьей Э. в «Rheinische Zeitung», особенно в серии статей в «Schwei-zerischer Republikaner» за май — июнь 1843, известных под общим заголовком «Письма из Лондона». В них Э. уже подходит к идее об историч. роли пролетариата; «...в Англии,— пишет он,— наблюдается тот замечательный факт, что, чем ниже стоит класс в обществе, чем он „необразованнее" в обычном смысле слова, тем он прогрессивнее, тем большую будущность он имеет» (там же, т. 1, с. 513). Э. изучает труды и деятельность англ. социалистов-утопистов, учеников Г. Оуэна, связь их социалистич. устремлений с материалистич. философией. В статье «Положение Англии. 18 век» (февр. 1844) Э. открыто заявляет, что венцом науки 18 в. был материализм — результат процесса развития естеств. наук.
|
|
1843—44 — годы наибольшего увлечения Э. антропология, материализмом Фейербаха. Влияние Фейербаха заметно в таких статьях Э., как «Положение Англии. Томас Карлейль», «Прошлое и настоящее» и «Наброски к критике политич. экономии», написанных в 1843 для издаваемого Марксом и А. Руге «Не-мецко-франц. ежегодника». «Мы хотим,— пишет Э. в этот период,— устранить всё, что объявляет себя сверхъестественным и сверхчеловеческим, н тем самым устранить лживость, ибо претензии человеческого
и естественного быть сверхчеловеческим, сверхъестественным есть корень всей неправды и лжи» (там же, с. 592). С материалистич., демократич. позиций Э. критикует аристократич. устремления, элитаризм Кар-лейля, проповедуемый им культ героев, культ личности.
Под влиянием произведений Оуэна и его учеников, направленных против бурж. политэкономии, в 1843 Э. сам занялся политич. экономией и создал «...гениальные,— по словам Маркса,— наброски к критике экономических категорий...» (там же, т. 13, с. 8). Маркс отмечал, что в этих «Набросках» «...были уже сформулированы некоторые общие принципы научного социализма» (там же, т. 19, с. 241, см. также т. 1, с. 558).
В «Набросках» науч. анализ экономич. процессов перемежается с этич. критикой капитализма, воспринятой Э. от утопия, социалистов, гл. обр. Фурье. У Фурье Э. ценит строгое, свободное от предрассудков, движение науч. мысли, его социальную философию, его учение о свободном труде по способностям и склонностям каждого, идею экономич. целесообразности ассоциации свободных тружеников.
Предвидя реальную опасность грубых уравнит. тенденций в утопия, социализме, Э. резко выступил против «казарменного коммунизма» бабувистов (см. Бабе ф); критику «уравнительного коммунизма» см. в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 586—87, а также в их Соч., 2 изд., т. 1, с. 527, 529—30.
Критикуя попытки франц. утопистов объединить коммунистич. учение с христианством, Э. выделяет из их плеяды Прудона и оценивает его кн. «Что такое собственность?» как «...наиболее философский труд из всего написанного коммунистами на французском языке...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 533). Интерес Э. к филос. обоснованию социалистич. доктрины не случаен. К 1843 в нем. социалистич. движении складывается особое направление — «философский коммунизм», лидеры к-рого М. Гесс, К. Грюн и др. осуществляли своеобразный синтез франц. утопич. социализма и нем. философии. О влиянии этой группы на мировоззрение Э. свидетельствует его ст. «Успехи движения за социальное преобразование на континенте». Близость Э. к группе Гесса и Грюна продолжалась вплоть до весны 1845, когда в его филос. эволюции начался период окончат, преодоления идей Фейербаха и его учеников, последователей «филос. коммунизма». Однако внутр. расхождение с группой началось у Э. уже в 1844: в отличие от ее теоретиков Э. не понимал коммунизм как сугубо логич. завершение классич. философии, рассматривая коммунистич. доктрину как закономерный результат, возникающий при анализе классовых конфликтов бурж. общества.
«Общение с Энгельсом,— писал Ленин,— бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот» (Соч., т. 2, с. 10).
1844 год — начало тесной дружбы между Марксом и Э. В авг. 1844 Э. встречается в Париже с Марксом и оба они приходят к выводу о необходимости выступить с книгой против младогегельянцев, дезорганизующих прогрессивные силы Германии своей антидемо-кратич. проповедью роли идей и выдающихся личностей — носителей этих идей — в развитии общества. Такая книга была ими написана и в 1845 вышла под назв. «Святое семейство, или критика критпч. критики. Против Бруно Бауэра и компании» (см. «Святое семейство»). Этой книгой Маркс и Э. как бы подвели итог совместного процесса преодоления идеализма в своем мировоззрении, выступили как последовательные воинствующие материалисты и непосредственно подошли к осн. идее материалистич. понимания исто-
|
|
560 ЭНГЕЛЬС
рии — мысли о решающем значении способа произ-ва в жизни общества, к тезису о всемирно-историч. роли пролетариата как творца нового коммунистического общества.
Во время своего десятидневного пребывания в Париже Э. начал сотрудничать в издававшейся на нем. яз. газете «Vorwarts» («Вперед»), на страницах к-рой опубликовал две статьи: «Положение Англии.— Английская конституция» и «Положение Англии. 18 век», где коснулся проблемы отчуждения. Тут несомненно влияние статей Маркса «К еврейскому вопросу» и «Эко-номическо-филос. рукописей», с к-рыми Э., видимо, познакомился в Париже. Впоследствии Э. никогда не возвращался к проблеме отчуждения.
С сент. 1844 Э. в Германии занимается организацией пропаганды коммунизма. В письмах Марксу в этот период Э. говорит о необходимости создания фундаментальных трудов как теоретич. основы коммунп-стич. учения (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 5). В апр. 1845 Э. переезжает в Брюссель к Марксу, где оба начинают разработку теоретич. фундамента их будущего учения. «Когда мы весной 1845 г. снова встретились в Брюсселе,— вспоминал потом Э.,— Маркс...уже завершил в главных чертах развитие своей материалистической теории истории, и мы принялись за детальную разработку этих новых воззрений в самых разнообразных направлениях» (там же, т. 21, с. 220). С сент. 1845 до сер. 1846 Маркс и Э. работают над «Немецкой идеологией», завершая критику младогегельянства в его последней форме — анархистского индивидуализма Штирнера, показывая непоследовательность материализма Фейербаха и реакционно-утопич. направленность модного среди части нем. интеллигенции «истинного социализма». В «Нем. идеологии» Маркс и Э. впервые дали развернутое изложение гл. принципов науч. коммунизма, сформулировали основы учения о социально-экономич. формациях (см. Формация общественно-экономическая).
|
|
Параллельно с теоретич. работой в Брюсселе Маркс и Э. приступили к организации революц. партии. Уже в 1846 они создают Коммунистич. корреспондентский комитет, призывая своих сторонников в др. странах повсюду формировать подобные комитеты с целью установления постоянной связи между различными со-циалистич. и коммунистич. орг-циями и в перспективе — создания Коммунистич. партии.
Стремясь привнести в рабочее и социалистич. движение науч. теорию и очистить его от мелкобуржуазных и утопич. тенденций, Маркс и Э. развернули борьбу против Вейтлинга и «истинного социализма». В авг. 1846 Э. в Париже проводит большую теоретич. и организац. работу с нем. рабочими, членами «Союза справедливых». В 1847 Маркс и Э. реорганизовали «Союз справедливых» в «Союз коммунистов», ставший прообразом Коммунистич. партии. После первого конгресса «Союза коммунистов» в июне 1847 программные вопросы революц. борьбы пролетариата стали гл. предметом внимания Маркса и Э. К этому периоду относится работа Э. над «Принципами коммунизма», к-рая представляла собой проект программы «Союза коммунистов» и легла в основу «Манифеста Коммунистической партии». В «Манифесте» марксизм представлен как цельное мировоззрение в единстве трех его составных частей — политич. экономии, философии и науч. социализма. «Манифест» дал определение коммунизма как ассоциации, «...в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447).
Первой серьезной историч. проверкой жизнеспособности нового — марксистского — мировоззрения стала революция 1848—49, к-рая продемонстрировала,
что науч. коммунизм является единств, учением, способным верно оценить расстановку классовых сил в мире, позиции различных партий и классов, закономерности их борьбы и последствия этой борьбы.
1 нюня 1848 в Кёльне вышел первый номер «Новой Рейнской газеты», задуманной Марксом и Э. как орган демократии, «...выдвигавшей повсюду, по каждому отдельному случаю, свой специфический пролетарский характер...» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 16). В своих статьях, почти ежедневно появлявшихся в «Новой Рейнской газете», Э. с позиций науч. коммунизма проанализировал сущность различных классов и партий и их роль в герм, революции, показал место и значение в ней национально-освободит. движений и уделил особое внимание рассмотрению вопросов революц. тактики вооруж. борьбы. С мая 1849 репрессии прусских властей сделали невозможным издание «Новой Рейнской газеты», и Э. уезжает в Юж. Германию (Пфальц, Баден), где участвует в повстанч. движении. В ноябре 1849 он переезжает в Лондон, где вместе с Марксом приступает к изданию теоретич. журнала «Новая Рейнская газета. Политико-экономич. обозрение», а также помогает Марксу в реорганизации «Союза коммунистов». В этот период гл. предмет науч. интересов Э.— анализ опыта революций и массовых нар. движений, дальнейшая разработка революц. теории. Он пишет «Крест, войну в Германии», где с позиций материалистич. понимания истории исследует со-цнально-экономич. причины крест, войны 1524—26 и показывает истоки политич. и религ. борьбы того времени. В 1851—52 выходит работа Э. «Революция п контрреволюция в Германии», представляющая собой фплос. анализ революц. событий 1848—49 и содержащая выводы, к-рые имели принципиальное значение для стратегии и тактики классовой борьбы пролетариата.
Работа Маркса и Э. по созданию революц. теории обобщена в написанном ими совместно в марте 1850 документе «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов» о необходимости организовать самостоятельную пролет, партию, проводящую самостоят, революц. политику; здесь формулируется идея о непрерывной революции — идея, лежащая в основе ленинской теории перерастания бурж.-демократия, революции в революцию социалистическую.
Параллельно с теоретич. деятельностью Маркс и Э. продолжали руководить «Союзом коммунистов», борясь за революц. характер и самостоятельность пролет, партии, против сектантской фракции Вилли-ха — Шаппера внутри союза и ее попыток толкнуть союз на авантюристич. путь заговоров и преждеврем. выступлений, против грубого уравнит. «казарменного» коммунизма. На заседании ЦК союза 15 сент. 1850 «Союз коммунистов» раскололся, несмотря на все усилия Маркса и Э. предотвратить раскол, и в нояб. 1852 был объявлен распущенным.
В 1850 Э. начал работать в торговой фирме «Эрмен и Энгельс» в Манчестере. Пожертвовав своими собств. творческими планами, Э. 12 лет оказывал материальную поддержку Марксу и его семье. «...Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса,— писал Ленин,— Маркс не только не мог бы кончить „Капитала", но неминуемо погиб бы под гнетом нищеты» (см. Соч., т. 21, с. 32).
Замечат. памятником дружбы Маркса и Э. является их переписка, в к-рой они обмениваются мыслями по различным вопросам коммунистич. теории и рабочего движения, философии и истории, естествознания и техники, политэкономии, языкознания, дипломатии и военного дела. «Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки,— отмечал Ленин,— тот центральный пункт, к которому сводится вся суть высказываемых и обсуждаемых идей,