Feltrinelli, an. 6, Mil., 1964, p. 306—09; L'oeuvre de jeunes-se de Marx et Engels dans les etudes publiees de 1945 a 1963/64, там же, an. 7, Mil., 1964—65, p. 215 — 351. См. также библиографию при статьях «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Манифест Коммунистической партии», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Г. Шитлер. Москва.
ЭНЕРГЕТИЗМ — филос. направление, считающее первоосновой всех явлений в мире энергию, к-рая трактуется как неуничтожимая субстанция, способная к разнообразным превращениям, а не как атрибут материальных объектов. Нек-рые формы Э. носят характер мировоззрения, другие же ограничиваются областью к.-л. частной науки — физики, химии, психологии.
Истоки Э. относятся к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии (сер. 19 в.). Напр., Ю. Р. Майер трактовал силу (в совр. терминологии — энергию) в субстанциальном духе — как неразрушимый объект, вызывающий при своем использовании движение (см. «Закон сохранения и превращения энергии», М.—Л., 1933, с. 92). Аналогичные взгляды развивались также англ. физиком М. Ранкином и нем. ученым Г. Хельмом.
Наиболее видным представителем Э. был нем. химик В. Оствальд, с именем к-рого обычно связывается возникновение Э. Согласно Оствальду, «энергия есть самая общая субстанция, ибо она есть существующее во времени и пространстве, и она же есть самая общая акциденция, ибо она есть различимое во времени и пространстве» («Философия природы», СПБ, 1903, с. 106), «все явления природы могут быть подчинены понятию энергии» (там же, с. 110). «Особенно важным результатом энергетического воззрения следует считать замену понятия материи понятием комплекса известных энергий, подчиненного пространству» (там же, с. 176). Материю Оствальд считал тождественной веществу (см. там же, с. 120). Распространив понятие энергии на психические и социальные явления, Оствальд сформулировал «энергетический императив» («не растрачивай энергии, используй ее»). Последний рассматривался им как наиболее общее правило всякого человеч. действия, значение к-рого простирается на все виды деятельности, вплоть «...до самых возвышенных и благородных ее проявлений» («Энергетический императив», СПБ, 1913, с. 137). Культура, по Оствальду, также основана на энергетич. базе («Energeti-sche Grundlagen der Kulturwissenschaft», Lpz., 1909).
Концепция Оствальда была подвергнута критике Лениным за путаницу и непоследовательность в решении осн. вопроса философии. С одной стороны, у Оствальда «...в громадном большинстве случаев, под энергией разумеется материальное движение» («Материализм и эмпириокритицизм», 1963, с. 257), а «сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется» (там же, с. 255). С др. стороны, Оствальд видел в понятии энергии «простое и естественное средство устранить прежние препятствия к слиянию понятий материи и духа...» («Философия природы», с. III), причем слияние это производилось им на ндеалистич. основе: «Все внешние явления можно изобразить как процессы, совершающиеся между энергиями, и именно потому, что наши сознательные процессы, сами суть энергетические процессы и переносят это свое свойство на все внешние процессы» (там же, с. 282).
Иногда ленинскую критику Оствальда переносят на все формы Э., к-рый рассматривается как разновидность идеализма; ее гносеологич. основой при этом считают стремление мыслить движение без материи, использовать понятие энергии для отрицания объективной реальности. Однако такое расширит, толкова-
ние вряд ли оправдано. В частности, и сам Ленин указывал, что «в терминах „энергетики"... можно выразить материализм и идеализм...» («Материализм и эмпириокритицизм», с. 258). Признание энергии субстанцией, а не атрибутом не обязательно осуществляется на базе идеализма. Мн. представители идеали-стпч. философии относят Э. к материализму (см., напр., J. M. Bochenski, Europaische Philosophie der Gegenwart, 2 Aui'I., Munch., 1951, S. 39).
В русле Э. идут непрекращающиеся попытки истолкования эйнштейновского закона взаимосвязи массы и энергии как выражения факта взаимопревращения массы или даже материи (трактуемой как вещество) и энергии. Сам Эйнштейн также склонялся к этому мнению (см. Собр. науч. трудов, т. 2, М., 1966, с. 655; т. 4, М., 1967, с. 115). В духе Э. часто высказывался и В. Гейзенберг (см. «Филос. проблемы атомной физики», М., 1953, с. 98—99; «Физика и философия», М., 1963, с. 131).
С позиций Э. был предпринят ряд попыток решения психофизич. проблемы (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология К. Н. Корнилова). В зарубежной философии идеи Э. продолжают сохранять силу до сих пор (см., напр., J. G. Bennett, Energies: material, vital, cosmic, Surrey, 1964).
Лит.: Философия естествознания, вып. 1, М., 1966, с. 92—102; Поликаров А., Относительность и кванты, пер. с болг., М., 1966, с. 225—31; Helm G., Die Energetik naeh ihrer geschichtlichen Entwicklung, Lpz., 1898; Ost-wald W., Die Energie, Lpz., 1908; Seiler J., Philosophie der unbelebten Natur, Olten, 1948, S. 364—67.
И. Алексеев. Новосибирск.
ЭНЕРГИЯ (от греч. 4vepYeia — деятельность) — одно из фундаментальных понятий совр. физики, обычно определяемое как способность материальных систем совершать работу при изменении своего состояния и непосредственно связываемое с законом сохранения Э. (см. Сохранения принципы). Понимание работы как изменения формы движения, рассматриваемого с его количеств, стороны (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1969, с. 78), позволяет трактовать Э. как единую общую меру качественно различных форм движения материи, сохраняющуюся при их взаимопревращениях, т. е. при переходах от одного вида Э. к другому.
Исторически представления об Э. и ее сохранении сформировались в механике. Одним из источников этих представлений послужило основанное на обобщении опыта положение о невозможности создания вечного двигателя, а другим — спор об истинной мере меха-нич. движения, возникший в конце 17 в. между сторонниками Декарта и Лейбница. Декарт считал мерой ме-ханич. движения количество движения mv, а Лейбниц, опираясь на Гюйгенса,— величину mv2, к-рую он назвал «живая сила» (vis viva). Термин «Э.» впервые употребил в 1807 англ. ученый Т. Юнг, понимавший под Э. «произведение массы или веса тела на квадрат числа, выражающего скорость» («Lectures on natural philosophy and the mechanical arts», v. 1, L., 1807, p. 78).
Первые шаги в распространении понятия Э. (еще в старой терминологии) за пределы механики были сделаны Румфордом (1798) и С. Карно (1824), к-рые установили взаимопревращение теплоты и механич. работы. Успехи физики нач. 19 в., обнаружившие взаимосвязь и взаимопревращение различных «сил» природы — тепловой, химической, электрической, магнитной и механической, создали предпосылки для формулирования и разработки закона сохранения и превращения Э. (Р. Майер, Дж. Джоуль и Г. Гельм-гольц). При этом использовалась старая терминология и речь шла о сохранении «силы». Гельмгольц впервые ввел понятие потенциальной Э. (с помощью термина «сила напряжения») и дал выражения для Э. гравита-
564 ЭНЕСИДЕМ—ЭНТЕЛЕХИЯ
ционных, статических, электрических и магнитных явлений.
Во 2-й пол. 19 в. закон сохранения и превращения Э. занял прочное положение в физике. Тогда же начала употребляться и совр. терминология. У. Томсон (Кельвин) дал в 1853 определение Э., часто цитируемое и поныне. Согласно этому определению, под Э. материальной системы в определ. состоянии понимается измеренная в механпч. единицах работы сумма всех действий, к-рьте производятся вне системы, когда она переходит из этого состояния любым способом в произвольно выбранное нулевое состояние. Дальнейшее развитие понятия Э. заключалось в уточнении представлений о потенциальной Э. и разработке учения о локализации и движении Э. (см. Д. Д. Гуло, Из истории учения о движении энергии, в сб.: История и методология естеств. наук, вып. 2, [М.], 1963, с. 135). К концу 19 в. подавляющее большинство ученых рассматривало 3. как атрибут материальных объектов. Однако нек-рые физики считали Э. особого рода невещественной (но материальной) субстанцией, для к-рой вещество и "поле выступали в качестве резервуара. Крайнее выражение эта т. зр. получила в энергетизме.
Типология видов Э. строится либо по типу материальных объектов — носителей Э. (механическая, тепловая, химическая), либо по типу их взаимодействий (электромагнитная, гравитационная Э.). Механпч. Э. подразделяется на кинетическую (зависящую только от скоростей движущихся тел) и потенциальную (зависящую только от положений тел), но это разделение не всегда может быть проведено. В термодинамике применяется разделение Э. с т. зр. возможности ее непосредств. превращения в механич. работу, на свободную и связанную. Др. способ разделения основывается на различении внешней и внутр. Э., причем под внешней Э. понимается механич. Э., а под внутренней — весь остаток полной Э.
В совр. физике понятие Э. продолжает оставаться одним из центральных. Спец. теория относительности установила закон взаимосвязи массы и Э. (Е=тс2), толкование к-рого породило много филос. споров о характере этой взаимосвязи (см. А. Поликаров, Относительность и кванты, пер. с болг., М., 1966, с. 192—243; Н. Ф. Овчинников, Понятия массы и Э. в их история, развитии и филос. значении, М., 1957). Единодушия в этом вопросе пока не достигнуто. В общей относительности теории ДО сих пор не разрешены тру/гности, связанные с реализацией требований закона сохранения Э. Квантовая теория рассматривает понятие Э. как элементарное, наряду- с понятиями импульса, координаты и момента времени. Оператор Гамильтона, символизирующий полную Э. квантово-механич. системы, является главным матем. средством теоретич. схемы квантовой механики. В релятивистской квантовой теории элементарных частиц основополагающая роль понятия Э. сохраняется, однако там возникают трудности филос. порядка в интерпретации несохранения Э., имеющего место прн виртуальных процессах в рамках соотношения неопределенностей (см. Микрочастицы).
Лит.: Мейерсон Э., Тождественность и действительность, [пер. с франц.], СПБ, 1912, с. 196—225; С одди Ф., Материя и Э., пер. с англ., М., 1913; П л а н к М., Принципы сохранения Э., пер. с нем., М.— Л., 1938; К р а в е ц Т. П., Эволюция учения об Э. (1897—1947), «Успехи физич. наук», 1948, т. 36, вып. 3; Кузнецов Б. Г., Принципы классич. физики, М., 1958, с. 79—140; Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; Гельфер Я., Законы сохранения, М., 1967, с. 16—47, 75—152, 157—73; Theobald D. W., The concept of energy, L., [1966].
И. Алексеев. Новосибирск.
ЭНЕСИДЁМ (Atvnai6r]|ros) (1 в. до н. э.) — антич. философ, учивший в Александрии, представитель скептицизма. Осн. соч. Э.— «Пирроновы речи в восьми
книгах» (известны по изложению Фотия), ему приписываются также соч. «О мудрости» и «Пирроновы очерки». В «Ппрроновых речах» Э. выступил с резкой критикой Новой Академии (Аркесилай, Карнеад), ввел понятия о равновероятных противоположных суждениях и о практич. критерии выбора, к-рый связан с необходимостью «следовать жизни» без предвзятости и «горячего отношения», исследовал противоречия движения, изменения, рождения н гибели, связь рационального и чувственного, логич. непостижимость богов п природы; логич. противоречия причинности; логич. несостоятельность осн. понятий этики. По Сексту Эмпирику, Э. видел в скепсисе предпосылку философии Гераклита (Pyrrh. hyp., 210—226); в отличие от последней, относил противоречивость к миру мнения, а не к миру истинного бытия.
Высшим благом у Э., как и у др. философов эллини-стич. периода, выступает невозмутимость духа (атараксия). Средством ее достижения является, по Э., воздержание от догматич. суждений, претендующих на окончательную и неизменную истинность.
Э. сформулировал 10 «тропов» — гносеологич. аргументов против догматизма, являющихся также и теоретич. основами морали (см. изложение тропов, в кн.: «История философии», т. 1, М., 1941, с. 357—60). Тропы Э., как и дополнит, тропы Агриппы, вскрывают несостоятельность онтологпч. понимания истины как чего-то вечного, неизменного, неподвижного и непротиворечивого. Вслед за Гегелем (см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 431—32) Ленин высоко оценивал тропы позднего скептицизма, видел в их направленности против абсолютов «...зародыш диалектического материализма» (см. «Филос. тетради», 1965, с. 275). Тропы Э. прочно укоренились в истории философии; они были использованы Монтенем, Ф. Бэконом (учение о «призраках»), Юмом, Кантом и др.
Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910; Natorp P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Althertum, В., 1884; Quellenstudien zu Philo von Alexandreia, в кн.; Arnim H. von, Philologisctie Un-tersuchungen, H. 2, В., 1888, p. 53—100; D' О r a z i о A., Ene-sidemo e lo scetticismo greco, Roma, 1901; Capone Brag) G., L'eraclitismo di Enesidemo, «Rivista di Filosofia», 1931, an. 22, № 1, p. 33 — 47. См. также лит. при ст. Скептицтм.
М. Петров. Ростов-на-Дону.
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. EvTe^s/eia — осуществлен-ность, от evxeX-^g — законченный и е^ш — имею) — термин философии Аристотеля, выражающий единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Занимая центр, место в философии Аристотеля, термин этот получает в ней разнообразные определения, к-рые могут быть сведены к следующим: 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, к-рая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития.
Такое сложное понятие, как Э. у Аристотеля, не могло получить популярность в новое время в сравнении с такими более простыми категориями, как форма, материя, причина, цель, субстанция и т. д. Тем не менее Лейбниц (Monadol. 18 —19) прямо называл своп монады Э. из-за их совершенства и самодовления, причем Э. у Лейбница, как и у Аристотеля, это не только Д5*ши, но и все тела. Витализм нового времени тоже многое почерпнул для себя из этой теории Аристотеля (Дриш и др.).
Лит.: Burchard A., Der Entelechiebegritf bei Aris-
toteles und Driesch, Quakenbruck, 1928 (Diss.); Ritter
W. E., Why Aristotle invented the word «Entelecheia»,
«Quarterly Review of Biology», 1934, v. 9, № 1, p. 1—35;
Gar in E., 'TZv&E).i%£ia ivxeXixEia» nelle discussioni uma-
nistiche, «Atene e Roma», 1937, ser. 3, anno 5, № 3, p. 177—87;
Bignone E., Postilla aristotelica sulla dottrina dell'endele-
cheia, там же, 1940, ser. 3, anno 8, № 1, p. 61—64; Chen C.H.,
The relation between the terms energeia and entelecheia in the
philosophy of Aristotle, «Classical Quarterly», 1958, v. 8 (52),
M» 1, p. 12—17; А. Лосев. Москва.