Изложенные в разделе 3 настоящего пособия концепции учета затрат на качество, активно пропагандируемые в период становления всеобщего менеджмента качества, в настоящее время уступают место новой концепции управления затратами на изделие, учитывая, что цели создания системы менеджмента качества направлены на обеспечение конкурентоспособности разрабатываемой продукции в целом. А увеличение конкурентоспособности не всегда требует снижения всех затрат на качество, а только тех затрат, которые способствуют увеличению числа продаж продукции с целью достижения максимально возможной прибыли от деятельности предприятия. Очевидно, что величина затрат зависит не столько от объемов производства, сколько от действий, осуществляемых в процессе реализации жизненного цикла продукции [8]. Принцип системности TQM требует от предприятия оценки эффективности всех процессов со всех мыслимых точек зрения и на всех уровнях организации с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Для принятия правильного управленческого решения в равной степени должна быть доступна как информация о предприятии в целом, так и о любом ее конкретном процессе. В этом случае цели управления предприятием и управления качеством смыкаются. Значит, надо перейти от управления затратами на качество к управлению всеми затратами в рамках единой экономической системы предприятия, что и называется системой управленческого учета. Так стандарт ИСО 9000:2000 рекомендует вести управленческий учет затрат.
В отечественной практике пока не используется понятие управленческий учет. Многие его элементы входят в разные виды учета: бухгалтерский (финансовый) учет (учет затрат на производство продукции, расчет себестоимости продукции); оперативный учет (оперативная отчетность); экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий). В то же время отечественная практика еще слабо увязана с маркетингом, не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных и др.
Основные различия между финансовым и управленческим учетами. Чтобы лучше и нагляднее представить сущность управленческого учета, целесообразно показать различие и сходство между финансовым и управленческим учетом [1]:
а) Обязательность ведения учета. Ведение финансового учета обязательно. Должны быть приложены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой точностью, как это необходимо согласно законодательству и стандартам, независимо от того, считает ли руководство предприятием эти данные полезными или нет. Ведение управленческого учета всецело (до введения ИСО 9000:2000) зависит от воли руководства: никакие посторонние органы не имеют права требовать его ведение. Поэтому нет смысла в сборе и обработке информации, ценность которой для управления ниже затрат на ее получение.
б) Цель ведения учета. Цель финансового учета – составление финансовых документов для пользователей вне предприятия. Когда документы составлены, цель считается достигнутой. Управленческий учет является только средством обеспечения планирования, собственно управления и контроля на данном предприятии.
в) Пользователи информации. Информацией, получаемой в результате ведения финансового учета, пользуются (в весьма ограниченном объеме) администрация предприятия и безликие (своем большинстве) внешние пользователи. Лица, пользующиеся данными управленческого учета (менеджеры, специалисты, экономисты и сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации), как правило, известны поименно. Соответственно известны и их запросы, на которые должна ориентироваться система управленческого учета.
г) Основные правила. Финансовый учет должен вестись в соответствии с нормами и правилами бухгалтерского учета (в том числе международными). Управленческий аппарат предприятия может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил.
д) Привязка во времени. Финансовый учет отражает финансовую историю предприятия. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций. Хотя данные финансового учета и берутся за основу при планировании, они по своей природе носят «исторический» характер. В структуре управленческого учета наравне с информацией «исторического» характера включаются оценки и планы на будущее. Если финансовый учет показывает, «как это было», то управленческий – «как это должно быть»
е) Тип информации. Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат в основном информацию в стоимостном (денежном) выражении. В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении: количество материала и его стоимость, количество проданных изделий и сумма выручки от их продажи и т.д.
ж) Степень точности информации. В финансовом учете точность приведенных данных соответствует значению минимальной денежной единицы. В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, так как ради получения оперативной информации в большинстве случаев можно поступиться точностью данных.
з) Периодичность отчетности. Полный финансовый отчет предприятия составляется по итогам года, менее детальные отчеты – по кварталам. Детализированные отчеты управленческого учета в крупных предприятиях составляются ежемесячно, а отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, реже – ежедневно, а в отдельных случаях – немедленно.
и) Сроки представления отчетов. Учитывая тщательную выверку финансовых отчетов, последние попадают к пользователям сравнительно поздно, обычно не ранее полумесяца после окончания отчетного года. Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую немедленных действий. Отчеты обычно составляются и представляются в течение нескольких дней.
к) Объект отчетности. В финансовых отчетах деятельность предприятия обычно описывается как единое целое. Крупным предприятиям с многоотраслевым производством необходимо отражать выручку и доход по каждой отрасли. В управленческом учете основное внимание обращается на сравнительно небольшие подразделения, обособленные по отдельным производствам, центрам ответственности, видам деятельности и т.д.
Для обеспечения своих целей управленческий учет должен обеспечить следующие функции[2]:
- координацию управленческой деятельности по достижению конкурентоспособности продукции,
- информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений,
- рациональность управленческих решений.
Актуальность появления системы управленческого учета вызвана также следующими причинами:
- смещением акцента в достижении требуемого качества продукции с контроля выполненных работ на анализ будущей деятельности,
- увеличением скорости реакции на изменение требований рынка и повышение гибкости управления предприятием,
- усложнением координации систем управления предприятием и управления качеством.
Все эти причины приводят к необходимости создания общей информационной системы управления на базе CALS-технологий.
Если принять интегрированный процесс управления предприятием, состоящий из этапов планирования, организационной работы, стимулирования, контроля, анализа и принятия решений (отдельные этапы можно совмещать во времени), то роль управленческого учета состоит из следующих операций:
- разработка консолидированного плана предприятия по качеству и конкурентоспособности продукции,
- учет и контроль затрат и результатов в подразделениях предприятия,
- стимулирование выполнения планов по подразделениям,
- сравнение плановых и фактических величин плановых показателей и анализ отклонений,
- выработка решений по уменьшению отклонений,
- разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений.
Управленческий контроль может быть ориентирован как на стратегический аспект решения, так и на оперативный (тактический).
Виды информации для управленческого учета. Все источники информации можно подразделить на учетные и внеучетные. К учетным относятся:
- бухгалтерский учет и отчетность,
- статистический учет и отчетность,
- оперативный учет и отчетность,
- выборочные учетные данные.
В бухгалтерском учете и отчетности наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции с целью контроля выполнения бизнес-процессов.
Статистический учет и отчетность отражают совокупность массовых явлений и процессов, характеризующих их с количественной стороны (в увязке с качественной стороной), позволяют выявить определенные экономические закономерности, служат важным источником информации.
Оперативный учет и отчетность, применяемые на отдельных участках хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивают более быстрое, по сравнению со статистическим и бухгалтерским учетами, получение соответствующей информации. Для текущего управления такая информация неоценима.
К внеучетным источникам относятся:
- материалы ревизий,
- материалы проверок налоговыми органами,
- техническая информация по выпускаемой продукции,
- материалы различных внутрипроизводственных собраний, совещаний, семинаров и т.д.
Организационные аспекты управленческого учета. Организация управленческого учета – внутреннее дело предприятия. Руководство само решает, как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных затрат. На рис.8 представлена схема, на которой отражены основные факторы выбора системы и структуры управленческого учета затрат [1].