Основные типы систем массового обслуживания

Для описания СМО используется обозначение <×|×|×> (×).

Первое место в этом обозначении характеризует входной поток, а именно, характеризует распределение вероятностей промежутков поступлений между соседними клиентами.

Второе место является характеристикой обслуживающих приборов, а именно, характеризует распределение вероятностей времени обслуживания.

Третье место характеризует число обслуживающих приборов.

Четвертое место характеризует дисциплину очереди.

В основном мы будем изучать системы, когда в качестве распределения, стоящих на первом и втором местах, будет использоваться показательное распределение. Это связано с тем, что такие СМО адекватно описываются процессами гибели и размножения, которые мы изучали выше. И, такие системы будут обозначаться следующим образом:

< M | M | m > (очередь длины N) или < Ml | Mm | m > (очередь длины N).

Рассмотрим подробно некоторые известные системы.

1. Система < M | M |1> (с очередью)

Предположим, что X (t) – число клиентов в системе в момент t, и интенсивность поступления и обслуживания клиентов не меняется, т.е. lk =l, k = 0, 1,... mk = m, k = 1, 2,... Диаграмма выглядит так:

 
 


Cоставляем систему дифференциальных уравнений для нахождения вероятности P k (t) = P(X (t) = k). Для этого исследуем сходимость ряда

 
 


Обозначим.

 
 

Если r < 1, то S < ¥ и стационарный режим существует. Если же r ³ 1, то S = ¥. Таким образом в данной системе стационарный режим существует тогда и только тогда, когда

В условиях существования стационарного режима найдем:

среднее число клиентов в системе:

среднее число клиентов в очереди:

Еще одной важной характеристикой системы является qвремя ожидания начала обслуживания в стационарном режиме.

Лемма 1. Если r < 1, то вероятность того, что P(q ³ x) равна

Т.е. прежде чем начнут обслуживать, придется ждать как минимум x единиц времени. Отсюда можно получить (проверьте самостоятельно) с реднее время ожидания начала обслуживания, или среднее время, проведенное в очереди:

Величина E q является важной характеристикой «качества» обслуживания»: чем меньше E q, тем обслуживание лучше.

Обозначим через E vсреднее время, проведенное в системе:

 
 


Тогда

2. Система < M | M | m > (с очередью)

Пусть X (t) – число клиентов в системе в момент t. Предположим, что

Найдем условие стационарности. Для этого исследуем сходимость ряда S.

Если, то S < ¥ и стационарный режим существует. Таким образом в данной системе стационарный режим существует тогда и только тогда, когда r < m.

В условиях существования стационарного режима

Предположим, что q – время, проведенное в очереди.

Лемма 2. При r < m вероятность того, что P(q ³ x) равна

- вероятность того, что все приборы заняты.

Тогда среднее время, проведенное в очереди (проверьте самостоятельно)

3. Система < M | M |¥>

Это система, когда любому вновь прибывшему клиенту находят прибор.

Предположим, что lk = l, k = 0, 1, ¼; mk = km, k = 1, 2, ¼ Диаграмма выглядит так:

Найдем условие стационарности.

Т.е. независимо от того, какой r, стационарный режим существует всегда. Отсюда,

Для системы <М│М│∞> можно вывести формулы:(самостоятельно)

.

Также можно привести формулы для оценки P k(t) и в случае, когда процесс еще не достиг стационарного режима.

, где .

Как видно, и для неустановившегося режима X (t) подчиняется пуассоновскому распределению. Очевидно, что EX (t) = α.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: