Классицизм. Корнель считается создателем драматургического театра 17 века

Корнель считается создателем драматургического театра 17 века. Часто называют трагедией политической.

"Сид" (Лазинский) (Корнеев - грешит известной языковой безвкусицей, в некоторых сценах неправильно расстанавливает смысловые акценты) - первое великое произведение, стала поворотной в развитии французского театра. Сначала Корнель назвал это произведение трагикомедией, потом он переосмыслил жанровую специфику пьесы и, начиная с 40-х годов, стал называть трагедией. Хотя в Сиде и были некие особенности, свойственные трагикомизму, но тем не менее именно в этом произведении сложились все особенности корнелевской классицистической трагедии.

"Гораций" – произведение, котором классицистическая поэтика достигает наибольшего блеска. (Рыкова передаёт особенности стиха Корнеля, его афористичность.)

"Родогуна" (Курошев) - сохраняется архаиский налет/Линецкая - язык трагедии максимально приближен к современному) - трагедия Корнеля «второй манеры» - классицизм взаимодействует с барокко. Влияние барокко здесь на столько сильно, что некоторые критики относят произведение всецело к барокко, но это крайность.

Жан Расин, в отличие от Корнеля, писал трагедии философско-этические, то есть Расин является создателем нового типа трагедии.

"Андромаха" - первая великая трагедия Расина, в которой обозначились все особенности расиновского построения трагедия и в частности то, что эта трагедия, в отличии от трагедии Корнеля, строится не на категории героического, а на категории трагического.

"Британика" – повторяется концепция трагического; сохраняет философско-этический характер; появляется ощутимый политический подтекст.

"Федра" - видоизменившаяся концепция трагедии и новый тип трагического героя.

Расина почитают не только как драматурга, но и как поэта. Но в русском переводе все великолепие стиха невозможно. Язык Расина в своём возвышенном колорите очень прост и прозрачен. Перевести Расина мог бы только такой поэт как Мандельштам, который очень интересовался французским классицизмом. Не случайно именно ему принадлежит определение специфики классицистической трагедии:

Театр Расина! Мощная завеса


Нас отделяет от другого мира;


Глубокими морщинами волнуя,


Меж ним и нами занавес лежит.


Спадают с плеч классические шали,


Расплавленный страданьем крепнет голос,


И достигает скорбного закала


Негодованьем раскаленный слог...

Мандельштам подчёркивает пластичность, красоту расиновской трагедии, но в отличие от других он показывает, что за этой красотой, гармоний скрывается огромная сила внутреннего напряжения. Пространство расиновской трагедии – пространство прекрасного слова. Условность превращается в действие, а потому за гармонией, за пластичностью обнаруживается великая сила внутреннего напряжения.

Трагедия - самый главный и престижный жанр 17 столетия. Жанр, в котором остро-романтическое и остро-трагическое мироощущение эпохи находило своё наиболее полное и адекватное выражение. Но наряду с трагедией развивалась и комедия, создателем которой был Мольер.

Мольер трилогия высоких комедий Мольера (условное название, поскольку на сюжетных уровнях между собой не связаны, сильно отличаются друг от):

"Тартюф" (Лазинский лучше передаётся сквозная образность пьесы тема несовпадения в человеке лица и маски/ (Донской)) - высокая классицистическая трагедия, однако с элементами фарса.

"Дон Жуан" (Федоров) – порочная трагикомедия

"Мизантроп" (Гиппиус/ Щепкина, Куперник) – совершенный образец классицистической трагедии.

Эти пьесы объединяются особой серьёзностью постановкой центральных философско-этических проблем своего времени. Эта серьёзность впоследствии позволила Пушкину сказать, что высокая комедия 17 века очень близко подходит к трагедии.

Буало

"Поэтическое искусство" (Нестерова,)Линецкая передаёт специфику, Смирницкая) Буало: афористичность, чеканность, склонность у эпиграмматическим формулировкам.

Дополнительная литература.

Драматургия - жанр, который в 17 веке достиг наибольшего расцвета.

Сборник "Европейская поэзия 17 века"

Английский - Джон Донн

Немецкий - Обиц и Грифиус

Испанский - Кефего и Отгара

Итальянский - Марино

В отличие от поэзии, романная проза в 17 веке достигла меньших высот. Роман считался вполне второстепенным жанром. Буало, выстраивая свою жанровую систему в трактате «Поэтическое искусство», не нашёл для романа никакого места, ограничившись замечанием: "Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен». Но были и свои достижения.

Плутовской роман Кеведо " История жизни пройдохи по имени Дон Паблос"

Философско-аллегорический роман Грасиана "Критикон" (Лысенко)

Наряду с романной прозой развивалась проза афористическая. Наибольших высот она достигла во французской литературе.

Франсуа де Ларошфуко "Максимы и моральные размышления"

Паскаль "Мысли"

Лабрюйер "Характеры" (том БВЛ, пер. Линецкой)

Афористическая проза – короткие изречения, построенные на философском парадоксе. В этом жанре происходят размышления над миром человека, над особенностями природы человека, над его пороками. Его место в обществе не разгадано.

Моралистически-афористическая проза французских писателей помогает лучше проникнуть в духовную атмосферу 17 века

Эпическая поэма Мильтон "Потерянный рай" (Штейнберг) - венчает собой развитие классического жанра эпоса в европейской литературе. Монументальное произведение, написанное на библейский сюжет. Речь идет о восстании сатаны против Бога и об изгнании Адамы и Евы из рая. Библейская история освещается Мильтоном в соотношении с духовными проблемами современности, то есть библейские проблемы оказываются вечными проблемами человеческой истории.

18 век (в отличие от 17) пользовался вниманием ученых на протяжении двух последующих веков, потому что, как писал? "мы обременены наследием древности, средневековья и ренессанса». При этому каждому поколению давалось свое прочтение литературы 18 века. В последнее время в просвещение видели подготовку к великой французской революции 1789 года и потому в первую очередь акцентировался узкоклассовый характер просветительских идей и отсюда возникает упрощенная классификация упрощенных литературных направлений этого века. В последнее десятилетие возобладал другой подход: перенесен акцент на общечеловеческое содержание просветительской идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: