Английский

В трактатах Джона Локка, и в первую очередь в трактате "Опыт о человеческом разуме" были сформулированы те главные идеи, которые затем определят развитие просветительской идеологии на весь период.

Раннее английское просвещение: Дефо "Жизнь и удивительное приключение Робинзона Крузо моряка из Йорка в трех частях" (Шишмарева и Журавская) - роман кажется очень простым, но жанровая специфика отличается большой сложностью: здесь соединяется традиция плутовского романа, традиция романа-путешествия и традиция мемуарного романа. Некоторые критики утверждают, что это роман-притча, другие видят в этом произведении особенности, свойственные роману воспитания, третью полагают, что это роман аллегория. Все эти разнообразные определения имеют определенные основания, потому что элементы всех этих жанровых форм присутствуют. Эта жанровая сложность выделяет это произведение среди других произведений писателя, потому что остальные произведения писателя создаются в рамках плутовского романа. Героями являются знаменитые авантюристы, пираты, куртизанки («Радости и горести знаменитой Молль Флендерс»).

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» (Франковский). Этот роман критики часто называют романом-памфлетом. Черты памфлета для эпохи присущи, однако романом мы называем это произведение чисто условно, потому что «Путешествие Гулливера» - это не роман, а как определил Мелетинский «сатирическое обозрение исполненное аллегорической фантастики и лишь маскирующееся под роман». Эта жанровая форма подходит тех жанров, которые охарактеризовал Бахтин.

расцвет просвещения: Генри Филдинг «История Тома Джонса, найденыша» (Франковский). Роман критики часто описывали с помощью термина просветительский реализм, который считается спорным – взаимодействие рококо, классицизма и сентиментализма. Сам Филдинг избегал именовать свое произведение романом. Вообще просветители не любили этого термина, потому что этот термин ассоциировался у них с развлекательным вариантом шаржа. Именно поэтому просветительский роман часто выступал под именованием эпопеи. Филдинг два своих произведения (История Тома Джонма, найденыша» и «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абрахама Адамса») комическими эпопеями, или комическим эпосом в прозе. Этим определением он прежде всего указывал на связь своих произведений с древней эпопей, с тем определением, которое давал Аристотель в своей «Поэтика». Указывал при этом, что в отличие от древних эпопей его написаны в прозе, и что в его книгах смешное будет превалировать над возвышенным, то есть следование древним обычаям будет происходить в плане комической стилизации. Филдинг таким образом сохраняет представление о романе как о комическом повествовании. Такое представление о романе было свойственно многим романистам предыдущего 17 века. Но сохраняя это представление о романе как о комическом повествовании, Филдинг одновременно делает роман не самым низким жанром, как это было до него, а жанром высокого и все еще очень престижного в литературе жанра эпопеи. Этим Филдинг подчеркивал то новое положение, которое жанр романа начинает занимать в жанровой системе эпохи. Если в 17 век пренебрежительно относился к жанру романа, то в 18 веке роман оказывается в центре жанровой системы, становится самым главным жанром. Не случайно 20 век называли золотым веком романа.

кризис просвещения: Лоренс Стерн «Жизнь и мнение Тристрама Шенди, джентльмена» - произведение очень усложненное. Первый опыт создания жанра романа в романе, который будет очень популярным в XX веке (особенно во второй половине). В этом произведении событийный план сочетается с драматизацией творческого процесса. Непоследовательность повествования, постоянное нарушение хронологии событий, которое затрудняет чтение, становятся следствием мук сочинительства. Это произведение отмечено взаимодействием рококо и сентиментализма. Значительно опередило свое время. Те открытия возможностей романного жанра, которые сделал Стерн по-настоящему будут реализованы лишь в XX столетии. Не случайно писатели-модернисты объявили Стерне своим предтечей. Что касается сентиментального путешествия, это произведение отличается простотой повествования и восприятия.

«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» - отмечено влиянием не только сентиментализма, но и рококо. Стерн развивает здесь традицию романа-путешествия, и не только развивает, но и переосмысляет. Хотя главы этого произведения, как и положено в романе-путешествии названы тех мест, тех городов, которые посещает главный герой, однако, как справедливо пишет Елистратов, «перед нами развертываются не дорожные пейзажи, а пейзажи человеческой души. Дорожные впечатления здесь всего лишь повод для того, чтобы погрузиться во внутренний мир человека. Причем этот внутренний мир Стерн изображает очень сложным, противоречивым, самому себе нетождественным. Отсюда, как подчеркивают критики, перед нами возникают стремительные взаимопереходы от возвышенного прекраснодушия к низменному себялюбию. Стремление главного героя всегда быть добрым и великодушным наталкивается на непреодолимую преграду – эгоистические движения своей собственной души. Происходит переосмысление просветительского представления о человеческой природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: