Творчество Андре Жида (1869-1951)

Рецепция Достоевского и Ницше. Искушение судьбы и испытание вседозволенностью. Повесть «Имморалист»: абсолютизация вседозволенности, на почве которой вырастают немотивированные преступления. Экспериментальный роман «Фальшивомонетчки»: калейдоскоп персонажей, многоголосие сюжетных линий, проблемы морали, аморальности и конформизма. «Роман в романе».

Литература экзистенциализма: Ж.-П. Сартр (1905-1980) и философские основания экзистенциализма.

Проблемы человеческого существования, богооставленность, обреченность на свободу. Религиозный и атеистический экзистенциализм в литературе. Ранняя новеллистика («Стена»). Война и возникновение «новой морали», осознание детерминизма и ответственности. Своеобразие философского романа «Тошнота» и представление о новообретенном состоянии героя. Рокантен – герой абсурдного мира. «Ангажированный экзистенциализм» Сартра. Сартр – политик, публицист, теоретик «ангажированного экзистенциализма» («Экзистенциализм – это гуманизм», «Что такое литература?»).

Романтический экзистенциализм» Альбера Камю (1913-1960).

Камю и Достоевский. Сизиф как герой абсурдного мира («Миф о Сизифе»). Роман «Посторонний»: метафизический и социальный смысл романа. «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью. Искусство как способ одолеть судьбу. Камю и классическая литературная традиция. Историческая основа аллегоризма в романе «Чума». Жанр романа – хроника-притча. Идея ответственности, приобщенности к судьбе других людей. Система персонажей, осуществляющих выбор относительно реальности абсурда.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944).

Философичность творчества. Тайны бытия конкретного человека, взаимосвязь его со Вселенной, утверждение величия человека, постижение общечеловеческих ценностей. Не романы, а эссе о пережитом. Идея детства как грандиозного источника человечности. Великая сказка ХХ века «Маленький принц»: невозможность логического постижения, законы вселенского миропорядка, афоризмы и маленькие притчи устами героев, характерология как продолжение традиций французских афористов XVIII века. Неомифилогогизм в основе повествования и создания персонажей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: