Теоретические вопросы:
1. Отличие литературного святочного рассказа от фольклора. Развитие темы Рождества в литературе для детей.
2. Рождественская тематика в зарубежной европейской литературе (У. Диккенс «Рождественские повести», В. Гюго «Отверженные» в гл. «Козетта», Э.Т. Гофман «Щелкунчик», Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками»). Развитие мотива рождественского чуда.
3. Несоответствие действительности идее праздника как мотив русской литературы. Символика холода, образы зимнего мира, место ребенка в этом мире – в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Практическое задание:
1. Опишите символику праздника Рождества: елка, свечи, игрушки, ангел – как презентация небесного Рая.
2. Укажите место ребенка – Сашки – в этом раю (рассказ Л. Андреева «Ангелочек»).
3. Проанализируйте историю, описанную Л. Улицкой в рассказе «Капустное чудо». Что сильнее: любовь или нелюбовь?
Литература:
1. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке: собр. соч. – М., 1972. – Т. 10.
2. Андреев Л. Ангелочек. Избр. рассказы и повести. – Мн., 1981.
3. Гюго В. Отверженные (гл. «Козетта»). – М., 1985.
4. Улицкая Л. Капустное чудо: сб.: Истории про зверей и людей. – М., 2007.
Практическое занятие № 13