Виктор Гюго (1802-1885)

Драма «Кромвель». В своем предисловии Гюго поднимает вопрос о роли историзма в диалектики. Два понятия в основе представления писателя о развитии общества, т.е. важно не изменение общественных отношений, а изменение общественного сознания. Выделяется три эпохи развития человеческого общества: первобытная, античная и новая.

На первом этапе пробуждается не сознание, а эмоции, и возникает поэзия, а также Бог и религия без догматов. Второй этап характеризуется тем, что религия обретает форму. На этом же этапе появляется эпос и вершина эпоса – поэма Гомера, на этом этапе эпична и трагедия. Третий этап – религия показывает духовное и телесное составляющие, автор отмечает, что идея двойственности появляется именно на этом этапе, т.е. с появлением христианства.

Идея двойственности была важна для Гюго и для творчества того времени. По его мнению, двойственность приводит к новому виду искусства, т.е. драма, в которой возникает конфликт. Идея двойственности опять же лежит в основе концепции Гюго, - она соединяет ужасное и прекрасное, гротескное и возвышенное, трагедию и комедию. Вершиной драмы были произведения Шекспира. В основе гротеска также идея двойственности, т.е. сочетание несочетаемых противоположностей и таким образом включая все многообразие шире.

В основе характеров также лежит гротеск и они, как правило, неординарны. Гюго затрагивает вопрос и о принципе отражения действительности. Отражение действительности сравнивается с образом зеркала, т.е. искусство в романтизме отражает, но не копируя, а усугубляя ее. Как следствие в произведениях романтиков мы видим напряженные драматические события, герои могут быть как положительными, так и отрицательными, но эти образы противоречивы. Гюго также размышляет об историзме:

• 1 тип – историзм для историка;

• 2 тип – историзм для художника

Искусство воспроизводит историю как жизнь, а не как историю – историческая концепция в основе всего романтизма Франции, т.е. рассматривает духовную жизнь общества на определенном этапе, добавив к этому ее внешне материальное выражение и колорит.

Автор затрагивает мысль о трех единствах, однако право на существование, по его мнению, имеет только единство времени, с которой связан смысл драмы. В 1829 году было написано первое значительное драматическое произведение Гогю «Эрнани». В последующие 30-е годы создается романтический театр Гюго. Пьесы: «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджиа» (1835), «Рюи-Блас» (1838).

«Собор Парижской Богоматери» (1831 год)

«Собор Парижской Богоматери» - первый значительный роман писателя, создание которого обязано таинственной надписи «’AN’AГКH», которая переводится как «рок». Гюго считает, что существует три формы проявления рока – рок догмы, рок закона и рок природы. В этом романе речь идет о роке догмы, рок закона рассматривается в его произведении «Отверженные», рок природы – в «Тружениках моря».

В произведении три героя – архидьякон собора Клод Фроло, звонарь собора Квазимодо и уличная цыганка Эсмеральда. Каждый из них жертва догмы, а именно религиозной догмы и суеверия, которые искажают человеческую природу, а в прекрасном (в любви и искусстве) все видят только лишь греховное. Женщина – порождение порока, а искусство это ее дьявольская сила, благодаря которой она привлекает к себе людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: