Этап (70-80 годы). Связано с появлением движения «Бури и натиска», которая развивала идеи сентиментализма и трансформировали их

Этап (80-90 года). Складывается художественная система «Веймарский классицизм», получившая теоретической воплощение в трудах Гете и Шиллера.

Движение «Буря и натиск»

Новый этап в развитии немецкой культуры связано с движением «Бури и натиска». Название получается по названию одной пьесы Макса Клингера «Буря и Натиск», второе название этого движения - «штюрмерство», а участники называли себя «штюрмерами». В основе движения были идеи Лессинга и Жан Жака Руссо. Они развивают идеи сентиментализма, в особенности им были близки идеи Руссо о естественном человеке; выступают против диктата разума и здравого смысла, считая их проявление мещанской ограниченности. В противовес выдвигается культ сердца и чувства. Человеку, обезличенному цивилизацией, противопоставлен естественный человек с его индивидуальностью, свободой и неповторимостью.

Само название указывает на бунтарский характер движения - участники хотели вмешиваться в жизнь общества и изменять его. В основном они хотели обращаться к представителям низших и средних слоев общества, так как считали что именно в них начало естественного человека. У истоков движения стоял Гете и Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803).

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)

Три важнейших положения эстетической концепции Гердера:

 Развитие литературы одной страны связано с жизнью не только этой страны, но и с единым мировым культурным процессом;

 Положение об историзме литературы и культуры, а именно на развитие литературного процесса сказывается развитие истории — они идут параллельно;

 Положение о народности литературы

Гердер считал, что каждая эпоха включает в себя культуру разных народов - больших и малых, и культура малых народов должна также изучаться и быть доступной для других народов. Кроме того, Гердер считал, что именно фольклор должен был в основе культурной и литературной традиций каждого народа, и современная немецкая литература также должна ориентироваться на национальные корни, т. к. именно народные произведения свободны от влияния обезличенной салонной культуры.

В 1778-79 годах Гердер издает сборник, который называется «Голоса народов в песнях», куда вошли песни разных народов, многие в переводе самого Гердера (он был полиглотом).

Заключение: начало движения относится к 70 годам, у истоков стояли Гете и Гердер, позже к ним присоединились Михаэль Ленц, Генрих Вагнер, Иоганн Мерк и уже выше названный Максимилиан Эггер. В 1772 году они начинают выпускать журнал «Франкфортские ученые известия», в котором начали печатать свои труды, однако в произведениях «штюрмеров» присутствовал индивидуализм и пафос бунтарства, но доминировала авторская точка зрения, не было объективной картины действительности и не было предложено конструктивной программы борьбы. Поэтому постепенно движение исчерпало свои возможности, но и испытанием времени выдержали только произведения Гете и Шиллера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: