Мефистофель у Гете – это не только сила зла, для Гете вообще было не присуще разделять добро и зло, а идея постоянного движения вперед, борьбы

В первой сцене Фауст предстает как ученый, который посвятил всю свою жизнь поискам истины, знания, он показан уже в старческом возрасте и понимает, что успел мало сделать того, к чему стремился всю жизнь. Ради этого знания, он вызывает духа Земли, но не понимает его языка. Затем он думает о самоубийстве, чтобы ценой собственной смерти постичь тайну жизни и смерти, но отказывается от этой мысли, т.к. знания, полученные таким способом, не сможет донести людям. Это свидетельствует об альтруизме, т.е. знания нужны не для него самого, а для помощи людям. Таким образом, к моменту появления Мефистофеля, Фауст находится в кризисном состоянии духа и поэтому легко идет на сделку с Мефистофелем. Перед тем как появляется Мефистофель, Фауст переводит Евангелие и переводит начало не «сначала возникло слово», а «сначала возникло дело». «Остановись мгновение – ты прекрасно», - таким образом Фауст признает, что наступит такой момент, когда лучшего ничего не может быть. Почему Фауст соглашается? Он не верит, что Мефистофель сможет остановить его в движении вперед, в его развитии.

Первое искушение – вином и веселой компаний. Самое сложное искушение – это искушение любовью, проверка чувства. В связи с этим появляется образ Маргарита.

Маргарита – идеальный женский образ, идеальной женственности, самопожертвования и самоотверженности в любви, вся отдается этому чувству, вследствие этого погибают три ее близких человека – мать, брат и умирает ребенок, которого она сама убивала (раньше ребенок в не браке – считалось позором). В финале Маргарита показана в тюрьме за убийство своего ребенке, показана в безумии, но она сознательно отвергает бегство, предложенное ей Фаустом, т.к. она не хочет бежать от себя, она ожидает казни, чтобы искупить свою вину. Трагедия Маргариты в том, что изначально у них с Фаустом были разные стремления. Для Маргариты главным была семья, у Фауста же были совсем другие взгляды на жизнь.

Вторая часть – более сложная, Фауст много перемещается в пространстве и во времени, так было и в народной легенде и в трагедии Гете. На протяжении второй части раскрываются три важных темы:

Обличение феодального режима, крушение Империи, когда Фауст и Мефистофель попадают в Императорский Дворец. В докладе канцлера сообщается о беззаконии, взятничестве, заговорах и об ожидаемом финансовом крахе. Сцена заканчивается большим пожаром, который должен был быть знаком начала революции.

Тема поэта, раздумья поэта и его раздумья над задачами литературы и искусства. Именно в это время создается концепция веймарского классицизма и по мысли Гете искусство должно содействовать улучшению нравов в обществе, т.е. именно подчеркивается, что моральное искусство должно изменять людей в лучшую сторону. Возникают античные мотивы и образы. В частности, появляется образ прекрасной Елены, которая показана как символ античной красоты и образ не столь реальный, как образ Маргариты в первой части. От брака Елены и Фауста появляется сын Эвфорион, который в результате разбивается. Сам Гете, создавая этот образ, имел в виду символ нового искусства, которое отождествлялось у него с образом Байрона. «Байрон – это воплощение нового искусства, нового времени с его вечной неудовлетворенностью и воинственным нравом». Вместе со смерть Эвфориона исчезает и Елена. Таким образом, Гете хотел показать, что искусство должно соприкасаться с реальной жизнью, оно гибнет вне ее, поэтому нельзя копировать античность, следует взять лишь форму и наполнить ее современным содержанием. Гете приходит к выводу, что стоит не созерцать, а преображать действительность и тогда появится красота.

3. Пятый заключительный акт – поднимается одна из трех основных тем: тема преобразования старого мира, прогресса, когда Фауст строит плотину. Никакой прогресс не существует без разрушения старого мира, при строительстве гибнет их хижина. В финале Фауст снова стар и он приходит к выводу, ради чего стоит жить и когда он бы произнести слова о прекрасном мгновении. Он говорит, что мог бы сказать те заветные слова, когда его край и народы станут прекрасными, но для этого нужно трудиться, поэтому он прожил свою жизнь не напрасна и его труд достанется его потомкам. Помимо плана земного произведение имеет небесный план, когда возникают библейские образы. Они нужны Гете не как самоценные образы, связанные с христианством, а для самооценки нравственности человека и его душевных качеств. Ими спасена Маргарита, поскольку душа ее осталась душа после всего совершенного, также ее оправдывает и любовь к Фаусту. Фауст также удостоен спасения души за его беспокойную деятельную жизнь, кроме того его спасает и любовь Маргариты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: