Роковой в романе оказывается и любовь, причем для всех героев. Именно любовь толкает Квазимодо на убийство своего отца

В основе характеров лежит контраст, например, архидьякон – человек сильный и умный, но его поражает любовь. Характеры в романе гротескны, соединяют противоположные черты – прекрасные и безобразные. Прием гротеска связан и с собором, который является важным лицом романа. Гротеск проявляется также на внешнем уровне (соединение разных стилей), помимо этого это культовое сооружение должно нести радость людям, но оно напротив отнимает свободу духа у тех, кто с ним соприкасается. Можно сказать, что собор – это главный символ романа, несущий в себе смысл произведения, а также композиционный символ романа, - автор наделяет его свойствами живого существа.

Описание собора и всего Парижа в целом дается писателем с целью того, чтобы читатель мог увидеть прошлое. Кроме этого, произведение отличается напряженно развивающимся сюжетом и неординарными героями.

В 30-40 годы появляются поэтические сборники писателя – «Осенние листья», «Песня сумерек», «Лучи и тени». Общая проблематика соединяется с лирическими мотивами. В 1872 году выходит еще один сборник «Грозный год», который был посвящен Французской коммуне и Франко-русской войне. В 1883 году был завершен цикл «Легенды веков». В предисловии автор говорит, что хочет запечатлеть человечество в циклической эпопее, изобразить его последовательно в разных планах - в легендарном, философском и научном, сливающихся в единое целое. «Легенды веков» - это цикл небольших поэм, которые отражают историю человечества. В 1860-1880 годы пишется ряд известных романов автора – «Человек, который смеется», «Девяносто третий год», «Труженики моря» и «Отверженные».

«Девяносто третий» - произведение о трагических событиях Французской революции, в котором решается проблема добра и зла.

«Отверженные» (1862)

«Отверженные» - эпическое полотно. В этом произведении описываются события, которые охватывают 10 лет из жизни героя и показывают жизнь разных слоев общества, политические партии. Название всегда значимо для автора: оно либо посвящено проблеме, которая отражается в произведении, либо имени героя. С французского слово «отверженные» переводится как «несчастные». Роман призван рассказать о несчастных героях, тех, кто не вписывается в рамки закона и общепринятые нравственные рамки.

Гюго проводит идею, что закон, который нарушил человек, может не соответствовать его вине. В основе произведения лежит конфликт добра и зла, который связан с силой закона, при этом закон не тождественен понятию высшей справедливости. Конфликт просматривается на противоречиях двух людей – полицейского Жавера и каторжника Жана Вальжана.

Жавер – последовательный слушатель закона, даже после того как Жан Вальжан становится добрее. Жавер не может смириться с тем, что бывший каторжник стал выше его нравственно, - Вальжан, спасая раненого, отдается в руки правосудия. Гюго пишет, что Жавер всю жизнь был рабом закона, исполняя его и не думая о справедливости, но однажды впервые за много лет понимает, что есть нечто высшее, чем исполнение долга чиновника, в результате чего кончает жизнь самоубийством.

Помимо проблемы добра и зла, в системе образов лежит гротеск, фигуры главных героев неоднозначны. По ходу романа происходит романтическое изменение характеров героев – оба героя переживают нравственный перелом. Проблема противостояния добра и зла приобретает социальные черты.

«Фауст» Гете

Изменяются творческие замыслы, поэтому части написаны по-разному. При написании первой части Гете являлся участником штюрмирского движения, что отразилось на этой части. Вторая часть создавалась позже, когда была создана концепция веймарского классицизма. «Фауст» был задуман в 1773 году и первая часть писалась с этого года и примерно до 1801. В 1735-1831 годах создавалась вторая часть. Почему именно к этой легенде обращается Гете? Впервые на образ Фауста обращаешь внимание Лессинг, говоря о необходимости создания национальной драматургии и национальной литературы в целом. Размышляя об этом, он говорит, что в немецкой литературе должна использоваться немецкая национальная тематика без подражания иноземным образцам, в качестве одного из вариантов предлагается сюжет о Фаусте.

Легенда о Фаусте – это немецкая народная легенда, возникшая в 16 веке. Фауст – это реально существовавшая историческая личность, он родился в 1445 году, учился в нескольких университета и имел степень бакалавра. Много странствовал по стране, помимо знаний, получаемых в университете, увлекался магией и астрологией. Умирает около 1540 года. Постепенно рождается легенда о его сделке с дьяволом.

Первая литературная обработка была сделана Иоганном Шписом в 1587 году. Помимо этого Фауст являлся героем кукольного театра и Гете неоднократно видел эти представления и в своей биографии писал о сильных впечатлениях, которые произвела эта легенда и сама личность Фауста. В легенде о Фаусте Гете привлекает стремление героя проникнуть в тайны природы, его бунтарский характер, неудовлетворенность книжными знаниями и мечта о могуществе человека.

По жанру «Фауст» можно определить как философскую трагедию. Естественно, трагедия – это условное название, потому что Гете не предполагал ставить ее в театре. Используется фольклорный материал, усложнено античными образами, обращением к различным философским произведениям.

Композиционно трагедия делится на две части, которые структурно оформленные по-разному. Первая часть делится на 25 отдельных сцен, которым предшествуют посвящения и два пролога. Вторая часть оформлена по другому, содержит также вступление и пять крупных актов. Завершает трагедию общий эпилог. Трагедия держится на единстве идеи, т.е. сквозная тема – это размышление о человеке и человечестве, а именно в чем смысл жизни и в чем предназначение человека. В посвящении показывается личное отношение писателя к своему произведению, он говорит, что замысел возник давно – в эпоху «штюрмирства» и взгляды автора с того времени изменились, кроме того, он выражает мнение, что новому поколению будет чужд пафом произведения и то, что высказывает автор.

Далее два пролога: первый из двух прологов – пролог на сцене, - в нем раскрывается чем обусловлена эстетическая форма произведения. Написан пролог как беседа между директором театра, поэтом и актером, которые показывают три возможных подхода к произведению искусства. Тезис, который важен для всех – произведение искусства должно доставлять удовольствие. Директора устраивает любое зрелище лишь бы оно привлекало публику и приносило доход. Второй взгляд – поэт, которые не хочет снисходить до низменных вкусов толпы, а вот актер выбирает третий, средний путь – сочетать занимательность с жизненно важным содержанием. Таким образом читатель видит, что его ожидает. Второй пролог – пролог на небесах. Здесь раскрывается идейный замысел произведения. Представляется картина гармонии, во главе которой Бог, нарушает ее появление Мефистофеля, который поднимает тему страданий человека. По мысли Мефистофеля, человек живет тяжело и плохо из-за искры божественного разум, что худшее, что есть для человека – это разум, - просветительский спор о человеческом разуме. Напротив Бог говорит, что без разума жилось бы плохо, разум – это лучшее, что есть у человека. Этот спор должен быть разрешен экспериментальным путем и в качестве объекта выбирается Фауст, которого и будет сопровождать и искушать Мефистофель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: