Продуктивная парадигма: что делать?

Существует ли выход из сложив­шейся ситуации? Что делать школь­ным психологам, чья профессио­нальная деятельность была и будет связана с необходимостью психоло­гического обследования детей с це­лью выявления их интеллектуальных возможностей? Психологами-прак­тиками накоплен богатый опыт ис­пользования психологических мето­дик в рамках парадигмы развития личности, которая меняет требова­ния к целям психологического тести­рования и определяет новые формы психологической работы с детьми. Перечислим некоторые элементы та­кого опыта.

1. Многократность обследования
на достаточно длительном отрезке
времени
с использованием множества
психологических методик в зависи­
мости от особенностей интеллекту­
ального развития ребенка и его ин­
дивидуальности в целом.

2. Использование отдельных пси­
хометрических тестов интеллекта
в рамках процедуры психолого-педа­
гогического мониторинга,
т. е. отсле­
живания динамики интеллектуаль­
ного развития каждого конкретного
ученика (или учеников с учебными
либо личностными проблемами) с
целью индивидуализации учебной и
внешкольной деятельности. Таким
образом, результатом психологичес­
кого тестирования должна стать вну­
тренняя дифференциация
обучения с


разработкой для каждого ученика индивидуальной траектории его пси­хического развития за счет оказания ему необходимой психолого-педаго­гической помощи.

3. Включение психологического
тестирования в учебный процесс
и его проведение в связи с учебной де­
ятельностью
ребенка.

4. Проведение тестирования для
оценки действительных интеллекту­
альных возможностей ребенка в той
предметной области, которая соот­
ветствует склонностям и интересам
ученика. Такое тестирование предо­
ставляет испытуемому самостоятель­
ность в выборе линии интеллекту­
ального поведения в ситуации психо­
логического обследования.

5. Использование в качестве
средств получения информации
об ученике не только стандартизи­
рованных методик (психометричес­
ких тестов интеллекта, личностных
опросников), но и качественных ме­
тодов,
в том числе наблюдения, бе­
седы, анкетирования, анализа про­
дуктов деятельности, самоописания
(методики незаконченных предло­
жений, словесного портрета, напи­
сания сочинения на определенную
тему), игровых и тренинговых ме­
тодов.

Таким образом, использование психометрических тестов интеллекта изменяет свой вектор: они оказыва­ются ориентированными на созда­ние условий для развития интеллек­туальных ресурсов личности, спо­собствуя тем самым выстраиванию индивидуальной интеллектуальной биографии.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Психология — это не только наука об общих закономер-


тестирование и право личности на собственный вариант развития 75


ностях человеческой психики, но и наука о принципах защиты прав лич­ности. Психологическое тестирова-


ние, как область психологического знания, в полной мере должно отве­чать этим критериям.


Литература


Анастази А. Психологическое тести­рование. Кн. 1.2. М.: Педагогика, 1982.

Дружинин В.Н. Интеллект и продук­тивность деятельности: модель интел­лектуального диапазона // Психол. журн. 1998. Т. 19. №2. С. 61-70.

Поддьнков А.Н. Тест творчества — «синяя птица» психологии // Знание - си­ла. 2003. № 5. С. 101-104.

Равен Дж. Педагогическое тестиро­вание: Проблемы, заблуждения, перспек­тивы. М.: Когито-Центр, 1999.

Траст Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, универси-


тете, на работе // Иностр. психол. 1999. № 11. С. 19-27.

Холодная М.А. Психология интеллек­та: парадоксы исследования. СПб.: Пи­тер, 2002.

Herrnstein R.J., Murrey Ch. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N. Y.: Free Press, 1994.

Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional performance // International handbook of research and development of giftedness and talent / Heller K.A. (Ed.) Oxford: Pergamon, 1993. P. 311-324.



 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: