Идеология манипулирования людьми

Финансовые мотивы применения психологического тестирования — это всего лишь верхушка айсберга. Истинные мотивы тех или иных со­циальных мероприятий всегда ле­жат в глубине, и определяются они доминирующей в обществе идеоло­гией.

По мнению британского психоло­га Дж. Равена, практика тестирова­ния в рамках средней и высшей шко­лы есть не что иное, как1 выполнение социального заказа на расслоение людей по культурно-экономическим признакам. Кто инициирует этот за-


тестирование и право личности на собственный вариант развития 73


каз? Правящая элита, которая заин­тересована в создании социального слоя людей с определенными качест­вами (Равен, 1999).

Ведь что такое тест? Это идеаль­ный инструмент для разделения лю­дей по определенным критериям, ко­торые закладываются автором теста в его содержание и конструкцию.

К сказанному следует добавить, что любой тест интеллекта как изме­рительный инструмент чрезвычайно чувствителен к уровню социализа­ции тестируемого (например, по дан­ным большинства американских ис­следований, IQ ребенка имеет высо­кую положительную корреляцию с социально-экономическим стату­сом семьи, при этом особо важную роль играет показатель профессио­нального статуса отца). Те же, кому «не повезло» с условиями своего со­циального развития, в условиях се­лективного тестирования, естествен­но, будут иметь более низкие показа­тели «коэффициента интеллек­та» (IQ).

Нельзя не обратить внимание на одно поразительное обстоятель­ство. По мере развития тестологиче-ских исследований выяснилось, что в понятии IQ содержится колоссаль­ный потенциал социальной агрес­сии, поскольку ни одно другое пси­хологическое понятие никогда не претендовало на роль фактора управления жизнью общества в ре­жиме игнорирования прав личнос­ти. Доказательством сказанного яв­ляется книга американских психо­логов Р. Херрнстейна и Ч. Мюррея «Кривая в форме колокола: интел­лект и классовая структура в амери­канском обществе» (Herrnstein, Murray, 1994). Авторы приводят ре-


зультаты многочисленных корреля­ционных исследований, свидетель­ствующих о том, что лица с низким IQ (от 50 до 90) по своему экономи­ческому положению находятся за чертой бедности, имеют низкий об­разовательный уровень, являются плохими родителями, живут на по­собия, склонны к криминальному поведению, их дети также имеют низкий IQ и т. п. В итоге ими был сделан вывод о необходимости из­менения социальной политики в американском обществе: отказа от программ материальной и образо­вательной поддержки лиц с низким IQ и, напротив, создания благопри­ятных условий для так называемой «когнитивной элиты» (лиц с IQ вы­ше 125). В основе столь радикаль­ных суждений лежит убеждение ав­торов в том, что именно IQ является причиной экономического и соци­ального поведения людей.

Возможность альтернативной ин­терпретации при этом игнорируется, а именно: у людей, выросших и жи­вущих в бедности, не получивших доступа к качественному образова­нию, привыкших к позиции государ­ственного иждивенца в силу невоз­можности получить интересную ра­боту и т. д., складывается такая спе­цифическая среда жизнедеятельнос­ти, которая необратимо затормажи­вает их интеллектуальное развитие и приводит к снижению IQ.

Таким образом, тесты интеллек­та — это не просто набор заданий на раскрытие значений слов, реше­ние арифметических примеров и сло­жение узоров из кубиков. Это — при определенных условиях — мощное средство манипулирования жизнью общества, блокирующее одно из



 

 


 




М.А. Холодная. Психологическое



важнейших прав личности — право быть умным (добавим: быть умным на свой манер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: