Проблема интерпретации результатов тестирования

Применение психометрических тестов исходит из предположения, что интеллектуальное свойство — это линейное (униполярное) измере­ние, которое может быть описано в терминах «низкий показатель — вы­сокий показатель». На самом деле любое психическое свойство — это многомерное образование, имеющее сложный состав. Индивидуальный интеллектуальный ресурс («уровень интеллекта») определяется сбаланси­рованным сочетанием когнитивных способностей разного типа, сформи-рованностью компонентов метаког-нитивного опыта (в том числе стра­тегий непроизвольного и произволь­ного контроля интеллектуальной де­ятельности), наличием индивидуаль-


тестирование и право личности на сооственлый вариант развития




ных познавательных предпочтений, интенций и т. д.

Кроме того, на меру выраженнос­ти того или иного свойства интел­лекта может влиять множество фак­торов. Так, низкий результат по ме­тодике Векслера, кроме недостаточ­ного развития соответствующих зна­ний и умений, может быть результа­том низкого уровня социализации, высокого уровня тревожности, низ­кого уровня мотивации, высокого уровня творческих способностей и т. д.; при этом все возможные «при­чины» низкого результата действуют не порознь, а в системе взаимо­связей.

Возникают проблемы и с нашей привычкой интерпретировать низ­кий результат психологического тес­тирования как «плохой», а высо­кий — как «хороший». Такая интер­претация не вполне корректна. Су­ществует множество индивидуаль­ных вариаций в характере выражен­ности различных интеллектуальных свойств, которые невозможно подве­сти под нормы традиционного тести­рования (например, наличие у каж­дого ребенка индивидуального по­знавательного стиля изменяет про­филь его способностей, что проявля­ется в варьировании успешности ис­полнения в разных видах интеллек­туальной деятельности). Соответст­венно отклонение показателей тести­рования в сторону снижения или по­вышения нельзя рассматривать как отклонение от нормы (следователь­но, мы в принципе не вправе сразу же ставить задачу «коррекции» той или иной особенности познавательной сферы ребенка). Любопытно, что в быту мы, как люди здравомысля­щие, полностью согласны с тем, что


«наши достоинства — продолжение наших недостатков, а наши недо­статки — продолжение наших досто­инств».

Наконец, при тестировании ре­бенка дошкольного или школьного возраста важно иметь в виду, что его реальные интеллектуальные возмож­ности проявляются только в процес­се психического развития. Следова­тельно, любое констатирующее од­норазовое тестирование «уровня ин­теллекта» неинформативно, по­скольку оценка действительных ин­теллектуальных достижений предпо­лагает учет индивидуальной «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выгот­ский), связанной с целенаправлен­ным обучением и самообучением ре­бенка с помощью взрослого.

Короче, можно применять любую (т. е. относительно надежную и ва­лидную) психологическую методику. Чего, однако, делать нельзя — это на основе результата ставить конкрет­ному лицу (дошкольнику, школьни­ку, взрослому) диагноз и строить прогноз относительно его будущего. Однако именно это и делается под влиянием введенного в свое время (к несчастью, на мой взгляд) термина «психодиагностика», который уже своей семантикой задает практичес­кому психологу неверные ориен­тиры.

На самом деле психологические методики предназначены для сбора информации о конкретном лице в ре­жиме мониторинга, т. е. психологи­ческое обследование должно отве­чать требованиям комплексности, длительности, многократности, экологической валидности (прово­диться в ситуации реальной жизне­деятельности), субъектной направ-



 

 


 




М.А. Холодная. Психологическое



ленности (иметь диалогический характер с обязательной обрат­ной связью, включать элементы эмоциональной поддержки, созда­вать условия для самостоятельнос­ти при выборе способа поведения и т. д.).

Важно подчеркнуть, что предва­рительную оценку интеллектуаль­ных возможностей личности психо­лог должен «держать в голове» в форме некоторого вероятностно­го суждения или общего руководст­ва по созданию условий для продук­тивного интеллектуального разви­тия именно этого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Необщительного ребенка (если он этого захочет и если это ему дейст­вительно нужно) можно научить общаться, слишком говорливого — делать паузы и думать про себя и т. д. Таким образом, психологичес­кий диагноз (если уж пользовать­ся этим термином) всегда являет­ся результатом длительной, нап­ряженной профессиональной ра­боты.

Хотелось бы добавить, что даже грамотно и корректно поставленный психологический диагноз никогда не должен, на мой взгляд, переда­ваться человеку (ребенку в первую очередь) в прямой формулировке в силу крайне опасного эффекта «яр­лыка» (впрочем, и в силу высокой ве­роятности ошибочности этого диа­гноза). В связи с этим вспомним притчу о племени, каждый предста­витель которого получил точную ин­формацию о сроках собственной смерти, — племя быстро вымерло, потому что, получив такую инфор­мацию, люди не захотели жить дальше.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: