Классификатор причин брака в производстве


Таблица 3.5.2


Шифр Причина брака Виновники брака и их шифры
Испол­нитель Мастер Админи­страция цеха Отдел главного конструк­тора Отдел главного технолога Отдел техни­ческого контроля Отдел снабже­ния
01 02 03 04 05 06 07
  Неточность в конструкторской доку­ментации              
  Неточность в технологической доку­ментации              
  Небрежность в работе              
  Нарушение технологической документации              
  Неисправность инструмента, приспо­соблений и оснастки              
  Неисправность оборудования              
  Повреждение изделий при транспор­тировке              
  Несоответствие материалов, покупных изделий технологической документации              
  Скрытые дефекты сырья, материалов идр.              
  Несоответствие ТУ и стандартам              
  Несоответствие чертежам              
  Нарушение технологического процесса              
  Несоответствие внешнего вида этало­ну (образцу)              
  Невнимательность контролеров              
  Несоответствие характеристикам при приемосдаточных испытаниях              
  Не выдержана маркировка              
017 Прочие виды брака              

Использование единого для предприятий классификатора воз­можных причин брака позволит систематизировать и классифи­цировать встречающиеся при производстве продукции дефекты и производить обработку всей информации по качеству с примене­нием компьютерной техники. Кроме того, наличие классификато­ра предоставит возможность решать не только задачи, связанные с оценкой КП и труда, но оперативно и объективно определять зна­чение обобщенных показателей качества и уровней качества. Большие возможности появятся также при определении значимо­сти дефектов, необходимых для инспекционного контроля, каче­ства работы аппарата ОТК, качества сырья и материалов, постав­ляемых заводами-поставщиками, получении оперативной инфор­мации по дефектам производства с использованием микроэлек­троники, установлении значимости отказов и неисправностей из­делий при испытаниях, удовлетворении претензий потребителя и учете рекламаций. Помимо этого, применение классификатора позволяет отслеживать технико-экономическую информацию о качестве, расширить номенклатуру его показателей, а также улуч­шить внутрипроизводственный учет и отчетность и технико-экономический анализ качества. Использование его службами ОТК позволяет повысить объективность статистической отчетности по качеству.

Обнадеживающие практические результаты получаются при об­работке статистической информации о качестве с использованием метода диаграмм Парето. Так, с помощью этого метода можно по всем классифицированным видам брака объективно и полно оцени­вать потери предприятий в целом, выявить важность тех или иных факторов в показателях качества. Исследования с помощью этого метода показали, что многие виды брака (около 50-60%), приводя­щие к материальным потерям, являются основными и составляют почти 80 % всех потерь в производстве.

Метод диаграмм Парето является эффективным средством выра­ботки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качест­ва разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве, повышения объективности оценки КП и труда Диаграммы объективно показывают фактическое состояние производства на отдельных участках и решают целый ком­плекс вопросов, связанных с качеством. В частности, они определя­ют: число случаев брака по его видам; суммы потерь от брака; затра­ты времени и материальных средств на исключение брака; содержа­ние поступающих рекламаций; число случаев поломок изделий в процессе их транспортирования; затраты, вызванные удовлетворен-


ем рекламационных претензий, и т.д. Кроме того, они помогают най­ти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, за­траты труда и др.).

Обработка статистической информации о качестве за год, по данным ОТК ряда заводов, с помощью метода диаграмм Парето по­казала, что 70 % брака в производстве является следствием некачест­венной отработки конструкторской и технологической документа­ции. Большое значение в повышении объективности оценки качест­ва продукции и труда, возможности ее сопоставимости по предпри­ятиям имеет унификация представления технико-экономической информации о качестве по единым формам. В эти формы целесооб­разно включать показатели для характеристики качества продукции и труда на предприятии, технико-экономического анализа реклама­ций, изменений и состояния качества. Данная информация на пред­приятии накапливается, обобщается, систематизируется и анализи­руется службами совместно с ОТК. Все формы учетно-отчетной до­кументации по качеству должны быть едиными для всего предпри­ятия. По результатам технико-экономического анализа качества спе­циализированное подразделение должно выявлять динамику изме­нения показателей на предприятиях с целью выработки мероприятий по улучшению качества.

Важным направлением работ, проводимых на предприятии по автоматизации системы сбора и обработки информации о качест­ве, является создание автоматизированной системы информации как элемента СУ. Основой такой системы может стать взаимосвя­занная компьютерная сеть, о которой говорилось выше. Внедре­ние автоматизации в практику работы предприятий позволяет на­ладить четкий и оперативный учет информации о надежности и качестве, сократить трудоемкость обработки информации, выда­вать обобщенную информацию по качеству изделий конкретного вида, а также осуществлять действенный контроль за изменением характеристик качества на различных этапах жизненного цикла изделий.

Информационное обеспечение управления качеством в связи со своей значимостью в управлении должно стать приоритетным. В составе документации системы управления качеством это следу­ет отразить в соответствующем комплексе НТД и НМД. Так, на предприятии должны быть соответствующие процедуры, описы­вающие эти процессы. Таковыми, в частности, могут быть доку­менты в виде процедур управления, определяющих процесс про­ведения:

• заседаний координационного совета по качеству;

• очного рапорта руководителей;


• диспетчерского совещания по селектору;

• собрания трудового коллектива;

• совещаний «День оценки качества»;

• работ по взаимосвязанному использованию сетей интранет, экс-транет, интернет;

• информационных совещаний по качеству в цехах, отделах, рабо­чих местах;

• диспетчерских совещаний по качеству.

Комплекс мероприятий по улучшению информационного обес­печения управления качеством следует включать также в ЦП К.

Ответственность за управление и поддержание в работоспо­собном состоянии процессов, связанных с информационным обес­печением управления качеством, несет, как правило, директор по качеству.

Практическая реализация методов систематизации, обобщения и обработки информации о качестве улучшает проведение технико-экономического анализа качества результатов деятельности предпри­ятий, расширяет состав задач, решаемых системой управления каче­ством, и повышает эффективность системы информационного обес­печения СУ предприятием.





Подборка статей по вашей теме: