Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством

В области управления качеством в обучении и повышении ква­лификации следует выполнять следующие специальные функции: про­гнозирование, установление перспективных потребностей в персо­нале и их планирование; нормирование требований, установление параметров качества и методов оценки; организация, выполнение учебных планов, в том числе готовность образовательных учрежде­ний к ведению учебного процесса; обеспечение стабильности прове­дения учебного процесса, увязка всех организационных, идеологиче­ских, экономических, методических и технических мероприятий; методическое обеспечение учебного процесса, использование высо­кого качества взаимосвязанных учебно-методических материалов; подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров; контроль, выявление отклонений показателей качества обучения и повышения квалификации от установленных требований; информа­ционное обеспечение.

На основе анализа и накопленного опыта обучения в вузах и сис­теме повышения квалификации персонала по управлению качеством можно рекомендовать, ч т о б ы конкретные программы обучения включа­ли следующие разделы:

1. Базовый раздел, содержащий темы по методологии системного управления качеством.

2. Раздел, содержащий темы по квалиметрии как науки и ее прак­тическому использованию в управлении качеством.

3. Раздел, охватывающий темы по обеспечению управления каче­ством (организационно-проектному, сертификационному и др.).

При составлении структуры и конкретного содержания программ необходимо использовать экспертный метод с привлечением препо­давателей. Следует учитывать предложения заказчиков, отдельных экспертов и обучающихся. Для оценки структуры содержания и ка­чества такой программы целесообразно применять системный под-


ход. Результативность обучения и повышения квалификации спе­циалистов в значительной мере зависит от используемых методов обучения. Только традиционными методами (лекциями, семинарами и т.п.) основных целей учебного процесса достичь практически не­возможно. Наибольший эффект, как известно, дает сочетание тради­ционных занятий с активными методами обучения.

Группы специалистов и студентов, повышающих свою квали­фикацию или изучающих вопросы управления качеством, имеют, как правило, определенные знания и опыт обеспечения качества и управления им. Эффективное изучение специальных дисциплин, в том числе курса «Управление качеством», как показывают иссле­дования и подтверждает практика организации учебного процесса, реально может быть достигнуто проведением (на семинарских за­нятиях) тематических дискуссий по наиболее актуальным пробле­мам и вопросам управления качеством. Очевидно, что в условиях рыночных отношений и децентрализованного управления эконо­микой центр тяжести всех работ по организации обучения и ква­лификации кадров по управлению качеством находится на пред­приятиях, но нельзя недооценивать возможность районных, городских и других вышестоящих органов управления по оказанию помощи в во­просах организации этих работ. Примером тому могла бы служить деятельность, осуществляемая территориальными и центральными государственными органами Японии (особенно в 1950-е гг.); полез­но использовать также отечественный теоретический и практиче­ский опыт.

Для студентов, изучающих учебную дисциплину «Управление ка­чеством», структура курса, безусловно, может быть различной и зави­сеть от получаемой во время обучения специальности. В частности, для обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление инновациями» тематический план рассматриваемой учебной дисциплины может соответствовать оглавлению данного учебника.

Независимо от структуры программы изучаемой дисциплины, методов и форм обучения и повышения квалификации в учебном процессе, необходимо опираться на действующее законодательство, подзаконные акты и другие нормативные и методические документы в области управления качеством, в частности Федеральные законы «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», ГК РФ, ГОСТ Р ИСО серии 9000, 14 000 и др.

В последние годы в российское образование широко стали вне­дрять метод тестирования. При изучении вопросов управления каче­ством данный способ также можно применять, используя для этого различного вида тесты (Приложение 9).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: