Регулировка усилий в вантах

Если ванта конструктивно не способна воспринять усилие сжатия (гибкие КЭ), то она выключается из работы с той стороны от пилона, где суммарные прогибы балки меньше. Статическая схема моста меняется, поэтому в вантах создается достаточный запас растяжения за счет предварительного натяжения вант.

Начальное натяжение ванты моделируется «подвешенными» монтажными блоками весом Sp1 и Sp2 в узлах крепления каждой ветви к балке без ее изгиба (тс, «+» вниз / «–» вверх, рис. 7.12).

7.2.4. Инструкция по подготовке исходных данных

[ ] – необязательный параметр или таблица;

{…} – допустимые значения;

(k…) – корень данного: если k = 0, то фактическое данное w = w_tab;

если k ≠ 0, то w = k * w_tab.

Можно использовать выборочную симметрию для балок, пилонов, анкерных массивов и кабелей, что сокращает объем исходных данных.

Вводятся следующие нумерованные таблицы, разделенные пустыми строками.

1. Описание системных констант и параметров; обязательная таблица в виде одной строки данных.

[k_ord] i_syst ±x_sym ei_b ei_p ea_k ea_v [±grad alfa]

где общие для системы параметры:

k_ord – порядок масштаба линейных размеров + {0..3}; применяется для больших растянутых балок (d ≥ 100 м) для исключения численного переполнения:

если k_ord = 1..3, m = 10 … 1000 (dx / m, dy / m);

если k_ord = 0, m = 1 (без изменений линейных размеров);

i_syst – номер расчетной схемы (РС), соответствующей этапу монтажа {1..5};

x_sym – координата оси симметрии для узлов / элементов, м;

ei_b, ei_p – коэффициенты для жесткостей балок и пилонов;

ea_k, ea_v – коэффициенты для жесткостей кабелей и вант;

grad – температура нагрева «+» или охлаждения «–», °С, действует на все сочетания нагружений;

alfa – коэффициент линейного температурного расширения, м/град.

2. Описание балок с учетом их симметрии; обязательная таблица.

В таблицу входят блоки данных по числу балок, разделенные пустой строкой (признак окончания). Каждый блок состоит из заглавной записи и строк описания участков (элементов).

bal n s $1 [z] Xo ei [± p_bal] [± h_bal]!начало блока

1 $2 [z] [nel] d (k_ei) (k_p) (k_h) [no]! уч-к 1

2 $2 [z] [nel] d (k_ei) (k_p) (k_h) [no]! уч-к 2

Здесь в начальной строке параметры балки: n – ее номер; s – признак ее симметрии; $1 – код 1-го узла; Xo – координата левого края балки, м;
ei – приведенная изгибная жесткость, тс/м2 (фактическая жесткость балки EI = ei * ei_b); p_bal – погонный вес балки, тс/м; h_bal – продольная сила, тс; z – код продольного нагружения 1-го узла.

На каждом участке задается: i – его порядковый номер; $2 – код 2-го узла; nel – код нелинейности; d – длина, м; k_ei – корень для ei; k_ p – корень для p_bal; k_h – корень для h_bal; no – число информационных точек.

s – символьный признак симметрии балки: ‘_’, 0 – нет; L – балка на оси; S – балка вне оси; A – узел на оси симметрии.

$ – символьный код опирания балки: K – шарнирно-неподвижное; L – шарнирно-подвижное; M – жесткое защемление; F – свободный край; * – шарнир в сечении; ‘_’ – интерфейс (в местах изменения жесткости и крепления КЭ).

z – код восприятия узлом продольного нагружения: Z – да; ‘_’ – нет.

nel – код конструктивной: ‘_’ без учета нелинейности; ‘+’ допускается растяжение; ‘–‘ допускается сжатие; ‘*’ не учитывается продольная сила.

[ 3 ] Описание пилонов с учетом симметрии. В таблицу входит n блоков (для каждого пилона), разделенных пустой строкой. Каждый блок состоит из заглавной записи и строк описания ярусов.

pil n s [no] ±Yo ei [p_pil] ±Xo! начало

1 z Y (k_ei) (k_p) [U]! ярус 1

3 z Y (k_ei) (k_p) [U]! ярус 3

Здесь в начальной строке параметры пилона: n – его номер; s – признак его симметрии; Xo, Yo – координата узла в заделке; ei – приведенная изгибная жесткость, тс×м2 (фактическая EI = ei * ei_p); p_pil – погонный собственный вес, тс/м.

На каждом ярусе задается: i – его порядковый номер; z – код крепления kz_pil; Y – высота (уровень), м; k_ei – корень для ei; k_ p – корень для p_pil;

no – число ИТ – не задается; U – данное не используется.

s – символьный признак симметрии пилона:

‘_’, N – симметрия не учитывается; S – пилон вне оси; A – пилон на оси симметрии.

[ 4 ] Описание АМ. Определяется координатой узла условного центра АМ.

i s ±X ±Y! АМ № 1

i s ±X ±Y! АМ № 2

s – символьный признак симметрии АМ: ‘_’, N – нет; S – узел вне оси;
A – узел на оси (не сдвоенный); i – нумерация узлов АМ по порядку ввода в таблицу.

[ 5 ] Описание системы кабелей с учетом их симметрии. В таблицу вводят блоки данных для кабелей. Блоки состоят из заглавной записи и строк, описывающих каждую ветвь кабеля. Между собой блоки разделяются пустой строкой.

xxx n s n1 it [km kb kd kr ki] ea g_cab [h_cab]!нач блока

1 n2 # ±fo [e1] [e2] [±p_cab] [b_cab] [no]!вет1

2 n3 # ±fo [e1] [e2] [±p_cab] [b_cab] [no]!вет2

Здесь в начальной строке параметры кабеля: n – его номер; s – признак его симметрии; n1 – номер 1-го узла; it – «ключ итераций» начального значения распора {+ – 0.. 9}; коды km, kb, kd, ki; ea – приведенная продольная жесткость, тс (фактическая EA = ei * ea_k); g_cab – погонный собственный вес, тс/м; h_cab – сосредоточенный распор, тс; ki – номер включения кабеля в расчетную систему [ 0..5].

km – код формы кабеля [ 0, 1]; kb – код баланса весов [ 0, 1]; kd – код начального состояния балки [ 0, 1]; kr – код учета вертикальной реакции оттяжек [ 0, 1].

Для каждой ветви задается: i – ее порядковый номер; n2 – номер 2-го узла; fo – стрела провиса, м («+» ветвь провисает; «–» ветвь опадает);
e1 – левый элемент, e2 – правый элемент подвешенного участка балки; p_cab – усилие натяжения подвесками, тс/м («+» вниз, «–» вверх); b_cab – доля воспринятого веса балки { 0..1}; no – число ИТ.

s – символьный признак симметрии кабеля:

‘_’, N – нет; S – ветви кабеля вне оси; L – ветвь на оси симметрии (без разрыва).

Топология ветви определяется первым n1 и вторым n2 узлами крепления к балке, пилону или АМ. Символьный код [#] для узлов кабеля здесь не используется.

xxx – ключевое слово для типа исполнения: кабель, арка, стержень { cab, arc, rod }.

Если введено h_cab ≠ 0, то g_cab, p_cab и b_cab игнорируются программой.

[ 7 ] Описание системы сдвоенных вант. В таблицу вводят блоки данных для вант вокруг пилона, разделенные пустой строкой.

pil n Av ± Sp [g] [Eo] начало

1 n1 n2 n3 [km kz ki kr] (k_a) (k_1) (k_2) [z_1] [z_2] it!в1

2 n1 n2 n3 [km kz ki kr] (k_a) (k_1) (k_2) [z_1] [z_2] it!в2

Здесь в начальной строке параметры вант: n – номер несущего его пилона; Av – площадь сечения, м2; Sp – начальное усилие натяжения, тс
(«+» вниз; «–» вверх); g – объемный вес материала ванты, тс/м3; Eo – модуль упругости прямолинейной ванты, тс/м2 (с масштабным коэффициентом). EA = Av * ea_v – фактическая продольная жесткость, тс.

Для каждой ванты задается: i – ее порядковый номер; n1, n2, n3 – узлы крепления к балке и пилону; коды km, kz, ki, kr; k_a – корень для Av; k_1 – корень Sp для ветви 1 и k_2 – для ветви 2; z_1 – напряжение G (Sp + p + q) для ветви 1; z_2 – для ветви 2 (тс/м2, без учета масштабного
коэффициента).

it – «ключ итераций» определяет начальные усилия в вантах {+ – 0.. 9}.

km – код формы ванты [ 0, 1]; kz – код крепления на пилоне [ 0, 1, 2, 3];

kr – код вертикальной реакции ванты [ 0, 1]; ki – номер включения в РС [ 0..5].

8. Нагружения – обязательная таблица. Состоит из «load» блоков, описывающих сочетания нагружений {1..5}. Каждое сочетание состоит из mp нагрузок {1..10}:

nag j! сочетание j

1 d N k ± W a b! нагрузка 1

2 d N k ± W a b! нагрузка 2

Для каждой нагрузки задаются:

i – ее номер в блоке сочетания; N – номер балки или узла;

d – символьный тип объекта нагрузки: 'b' – элемент балки; 'n' – узел балки;

k – символьный код элементной {q, F} и узловой нагрузки {F, U, H};

W – величина нагрузки или перемещения («+» вниз; «–» вверх);

x – привязка сосредоточенной силы F(x), м; {0..L} гск;

a – привязка начала q(x), м; [0..L} a < b гск;

b – привязка конца q(x), м; [0..L} гск.

Узловая нагрузка на балку:

F_nod – вертикальная сила, тс; +–[0..} + вниз;

H_nod – горизонтальная сила, тс; +–[0..} + вправо;

U_nod – вертикальное перемещение, м; +–[0..} + вниз.

«END» признак окончания

Некоторые из перечисленных таблиц могут отсутствовать, но порядок их следования не должен меняться.

При последовательном вводе таблиц ИД «балка – пилон – АМ» формируется описание топологии узлов модели, поэтому нумерация расчетных узлов сквозная, а их общее число ограничено (см. n_elem в прил. 2). При вводе таблиц «кабелей» и «сдвоенных вант» задается привязка к этим узлам.

В исходных данных необходимо соблюдать правила:

· нули записываются в виде «0»; все управляющие символы – в «латинице»;

· целое число записывается без дробной точки, а на отведенном ему поле прижато вправо;

· вещественное число записывается с дробной точкой и может свободно помещаться в отведенном поле.

В программе для ИД допустима любая совместимая система единиц. Но решение численно устойчивее, если применяются геометрические размеры в метрах, нагружения – в тонно-силах, а модули упругости –
в тонно-силах на метр квадратный.

7.3. Примеры расчета висячих мостов

Рассмотрим характерные расчеты ВМ и БВМ с помощью программы "Интэл". Ниже будут приведены примеры подготовки ИД для комбинированных систем, нашедших применение в современном мостостроении.

В текстовых файлах содержатся соответствующие им заполненные таблицы ИД. На рис. 7.13–7.15 приведена нумерация узлов, схемно обозначены ОЧ для балок и пилонов. Узлы интерфейса (УИ) балки разделяют участки с различными жесткостями EI, весами p_bal или с изменением p_cab.

Введем вертикальные временные расчетные нагрузки на балку:

q – погонную интенсивность от полос автомобилей А-12;

F – сосредоточенную силу от одной тележки А-12.

Будем считать, что балка работает полным сечением EI на восприятие: постоянной и временной нагрузок, собранных со всей ширины проезжей части (без учета коэффициента поперечной установки); поддерживается одной плоскостью вант / подвесок с суммарной осевой жесткостью вант / кабеля EA.

Условные обозначения:

e6 = 1000 000; L – длина пролета; d – длина участка; p – длина панели;

{... } – общие параметры для следующих ниже примеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: