Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.
Укрупнено инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.
Задачи инновационного менеджмента
Планирование инновационной деятельности организации;
формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
выбор инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления
Организация инновационной деятельности;
Мотивация участников инновационной деятельности;
Систематическая оценка результатов инновационной деятельности и использование всего нового;
Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка стратегии самих инноваций и мер, направленных на их воплощение в жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Задачи инновационного менеджмента
разработка планов и программ инновационной деятельности предприятия;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами;
наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.
Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив.
Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании — составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение — осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.
Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях — это образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука — производство — конечный потребитель». Сегодня в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражается прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких и высокотехнологичных изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.
2. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.
В настоящее время государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны.
Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.
К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:
· аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
· координация инновационной деятельности;
· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
· создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
· кадровое обеспечение инновационной деятельности;
· формирование научно-инновационной инфраструктуры;
· институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
· обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
· повышение общественного статуса инновационной деятельности;
· региональное регулирование инновационных процессов;
· регулирование международных аспектов инновационных процессов.