Самоуправление в общественных системах

Управление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Причины управления:

1. собственность;

2. разделение труда.

Формы собственности:

1. Личная форма собственности – предмет изъят из системы общественного производства и удовлетворяет личную потребность.

2. Частная форма собственности предмет собственности включен в систему общественного производства и может удовлетворять потребности любого члена общества.

3. Общественная форма собственности – предметом владеет и пользуется все общество, а функция распоряжения отсутствует.

4. Государственная форма собственности смешанная форма собственности:

1. сторона – частная: предметом собственности распоряжается отдельное лицо или узкий круг должностных лиц.

2. сторона – общественная: предметом собственности владеет и пользуется все общество.

Собственности нет, есть предмет, который имеет форму собственности.

Уяснение смысла и значения понятия «местное самоуправле­ние» невозможно без соотнесения его с родственными понятиями «управление» и «местное управление».

Управление, являясь общественным отношением, имеет место лишь при наличии взаимосвязи субъекта и объекта, где осуществляет­ся процесс навязывания воли в виде побуждения или принуж­дения.

Понятие «местное управление» обозначает процесс взаимодей­ствия между субъектами и объектами в пределах административно-территориальной единицы, являющейся нижним уровнем гос. системы управления. Термин «местное» фиксирует уровень управления, на котором навязывается воля.

Развитие форм организации: предуправление, управ­ление и поступравление. Формы организации жизни людей до управления, во время управления, после управления будут обозначаться соответственно терминами – само­организация, управление, самоуправление.

Самоорганизация – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, общины и иных архаичных образований).

Управление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Самоуправление – это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.

Местное управление – данное понятие имеет смысл лишь в сис­теме гос. управления. Оно осуществляется органами местного управления, которые реализуют гос. власть, подчинены ей и осуществляют властные и управленческие функ­ции. Местное управление имеет историю своего развития в каждом государстве, в России оно обрело свои завершенные формы в совет­ский период. Развитые формы местного управления, по сути, послед­ний этап в развитии централизованного гос. управле­ния и объективная предпосылка местного самоуправления.

Местное управление, осуществляемое в пределах административно-терри­ториальных единиц государства, определяется уровнем развития общества и степенью централизации управления. Так, в советской системе гос.о управления «органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соот­ветствующие Советы народных депутатов» (ст. 145 Конституции СССР 1977 г.). К высшим органам гос. власти относились лишь Верховный Совет СССР, Верховные Советы АССР, а все остальные имели статус местных Советов и осуществляли местное управление.

В современной российской системе управления выделены три уровня:

1) федеральный;

2) региональный, которые относятся к госу­дарственному управлению;

3) местное самоуправление (муниципаль­ное управление), где не только сохраняется, но порой и доминирует местное управление.

Самоуправление – это формы самостоятельной организации граждан, обусловленные социально-культурными предпосылками и направленные на развитие гуманистиче­ских начал индивида и общества.

Отличие самоуправления от местного самоуправления заключа­ется в том, что второе имеет элементы управления и самоуправления, а первое исключает управление. В логике движения понятий управле­ния к самоуправлению местное самоуправление есть связующее или переходное звено между ними. Самоуправление как противополож­ность управления, возникает на основании социальных предпосылок и только лишь в тех формах, где управление исчерпало себя, хотя качественное превращение отдельных форм связано с изменениями во всей целостности социального управления. Поэтому местное само­управление - это превращение лишь некоторых управленческих отноше­ний (муниципальных отношений, то есть вопросов местного значения) в свою противоположность.

3. Налоги, их социально-экономическая сущность, функции и виды.

Налог это экономическая категория, выражающая отношения между субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог-это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств. Они взимаются с организаций и физических лиц, в связи с необходимостью обеспечения функционирования государства. Функции налоговой системы: 1) Фискальная, состоящая в том, что налоги рассматриваются как основной источник доходов бюджетов разных уровней; 2) Стимулирующая, осуществляемая путем установления дифференцированных налоговых ставок и предоставления льгот некоторым хозяйствующим субъектам.

Цели налогового регулирования: создание приемлемых для государства и участников рынка и физ.лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального и др. секторов экономики и рост доходов населения путем оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей, реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ликвидация необоснованных налоговых и таможенных льгот.

Государство может оказывать косвенное воздействие на динамику нац.экономики посредством изменения налоговых ставок и сумм налоговых изъятий.

Понижение налогов увеличивает располагаемый доход, однако прирост совокупных расходов в этом случае оказывается меньшим, чем при увеличении государственных расходов. Величина прироста совокупных расходов = только той части прироста дохода, которая направляется на текущее потребление. Поэтому мультипликационный эффект от изменения налогов меньше, чем от изменения государственных расходов. (Мультипликационный эффект состоит в том, что при изменении любого компонента расходов на какую-либо величину происходит многократное изменения объема нац.выпуска).

Налоговое бремя – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислениями средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на 2 принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, налог в дорожный фонд платят владельцы транспортных средств и б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы, тем большим у него должен быть налог.

Переложение налогового бремени – перенесение на определенных налогоплательщиков части или всего налогового бремени путем взимания с них более высоких цен или снижения уровня предоставленных им выплат. Например, налог на добавленную стоимость, налог с продаж переносится на покупателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: