Институт губернатора в современной России

Часть 2 ст. 77 РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ в пределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Органами исполнительной власти выступают администрации (правительства). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор), а его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Конституция определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, включающие: обеспечение соответствия конституций и законов, иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; совместную собственность на землю, недра, водные и другие природные ресурсы; разграничение государственной собственности; природопользование; обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры; координацию вопросов здравоохранения; защиту семьи; социальную защиту, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями; установление общих принципов налогообложения и сборов; общее законодательство; кадровое обеспечение правоохранительных органов; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые др.

Исключительное ведение субъектов: принятие, изменение и дополнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов законодательной и исполнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерции; разработка и исполнение региональных социально-экономических, научно-технических, экологических программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов административно-территориального деления региона, организация и развитие местного самоуправления; учреждение и присвоение почетных региональных званий и премий; иные полномочия.

Путин: жесткая вертикаль власти сверху:

1) Создание семи федеральных округов во главе с полпредами Президента.

- установление политического контроля над губернаторами

- выведения из их подчинения силовых и ряда других федеральных структур.

2) Выведение губернаторов и председателей законодательных собраний из верхней палаты парламента. Понижение их статуса с федерального до регионального.

3) введение «института федерального» вмешательства, позволяющего Президенту активно вмешиваться в деятельность губернатора, вплоть до отстранения его от занимаемой должности и инициирования через суд его снятия с губернаторской должности и привлечения к уголовной ответственности.

4) Отказ от демократических институтов избрания губернаторов, переход к фактическому назначению губернаторов. Свертывание федерализма, возврат к унитарному государству.

Президентом РФ установлен порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Кандидатуры представляются руководителем Администрации Президента РФ, а ему полпредом Президента в соответствующем федеральном округе. Законом установлено, что предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ не позднее 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в течение 14 дней.

Высшим должностным лицом может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Назначается на срок не более 5 лет и не может занимать данную должность более 2-х сроков подряд.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами МСУ и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом гос. власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган гос. власти субъекта;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа гос. власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган гос. власти на первое заседание ранее срока, установленного законодательством субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного органа гос. власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

Решение законодательного органа гос. власти о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной стороны, слабость центральной власти и отсутствие продуманной стратегии, в том числе в области регионального управления. С другой стороны, государство, представляя собой главную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно в компетенции региональных властей. Это ведет к дроблению объектов соц.-эконом. управления, их двойному подчинению – региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру управления и процесс принятия решений. С одной стороны, необходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и самостоятельность региональных властей; С другой стороны, стремление центра к всеохватывающему контролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими вопросами вместо сосредоточения его на проблемах стратегического управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: