Работа ведется в нескольких направлениях:
§ Уточнение и расширение словаря
§ Усвоение практических навыков словообразования
§ Усвоение практических навыков словоизменения.
Уточнение и расширение словаря
По уточнению и расширению словаря работа с лексикой зависит от сложности звукослоговой структуры слова и ведется в следующей последовательности:
· односложные слова – лук, кот, лес, ком;
· двусложные слова с ударением на 1 слоге - бусы, рыбы, каша;
· трехсложные слова с ударением на первом слоге – ягоды, дерево;
· трехсложные с ударением на 2 слоге – машина, собака, корова;
· трехсложные с ударением на последнем слоге – молоко, самолёт)
работа по расширению словаря ведется последовательно и параллельно.
Продолжается использование приема наращивания слога.
Работа над лексикой ведется с соблюдением принципа тематического планирования (по лексическим темам).
Усвоение практических навыков словообразования
Работа предполагает различение на слух, а затем и самостоятельное употребление в речи слов с уменьшительно ласкательным значением. В работе используется пара предметов разной величины – игра «большой - маленький».
|
|
Актуализируют хорошо знакомые детям слова, называние частей тела (у мамы, у дочки). В последствии дети продолжают предложение начатое логопедом, продолжают начатое слово (3 медведя).
Усвоение практических навыков словоизменения.
Логопед учит детей подбирать названия субъектов к названию действий (Идет кто? Кушает кто?).
Работа ведется с картинками или по демонстрации действий.
Подбирать действия к названию субъектов (Что Лиза делает?).
Подбор признаков к названию предметов: согласование существительных и прилагательных (яблоко какой? большое)
Детей учат передавать связи слов с помощью окончаний, в работе используется прием акцентированного произнесения окончаний.
Работа ведется так же над образованием слов по аналогии, над сопоставлением различных форм слов (упал - упала).
Работа ведется над умением употреблять существительные единственного и множественного числа.
Работа ведется над умением составлять простые предложения по следующим моделям: кто? что делает? Кошка спит.
Кто? Что делает? Что? Мама купила конфеты.
Кто? Что делает? Что? Чем? Мама мыла голову шампунем.
Формирование правильного звукопроизношения.
На занятиях формируют:
· Правильное произношение звуков раннего и среднего онтогенеза (заднеязычные, губно-губные, губно – зубные, переднеязычные)
· Совершенствуется фонематический слух (фонематическое восприятие). В работе тесно связанно с развитием слухового восприятия вообще)
|
|
· Формирование ритмической и слоговой структуры речи.
Содержание работы.
o Различение на слух коротких и длинных слов (машина, кот).
o «отхлопывание» ритмического рисунка слова
o Воспроизведение сочетаний слогов с разным ударением: пАпапа, папАпа, папапА.
o С разной силой в произнесении: ма мА ма.
o Воспроизведение разных слоговых рядов с разными гласными: да ду ды.
o Воспроизведение слоговых рядов включающих стечение согласных.
Формирование связной речи.
§ Составление простых предложений с опорой на картинку и демонстрацию действий.
§ Совершенствование диалогической речи (умение отвечать и задавать вопросы), участие в драматизации, воспроизведение потешек и стихотворений по ролям.
§ Подготовка детей к восприятию и воспроизведению коротких текстов (работа ведется по рассказам – описаниям, рассказам – повествованию, пересказ с опорой на серию сюжетных картинок).