4 уровень был выделен сравнительно недавно, теоретически с 2000 годов, в практическом – по сей день идет переосмысление уровневой периодизации.
Логопедическая работа с детьми 4 уровня речевого развития связана с дальнейшим совершенствованием фонетического, лексико - грамматического стоя языка, связной речи, а так же подготовки детей к овладению грамотой.
Дети с ОНР оказываются в «группе риска» по возможности возникновения нарушений в овладении письменной речью.
Поэтому в системе логопедической работы обязательно должна быть включена работа над предпосылками формирования письменной речи (то есть осуществлена профилактика нарушения чтения и письма).
В процессе логопедической работы внимание уделяется развитию у детей способности к сосредоточению, умение войти в общий ритм и темп работы, способность удерживать его в течение занятия, умение следовать замыслу индивидуальной и коллективной работы, умение доводить начатую деятельность до предполагаемого результата.
|
|
Работа над языковыми средствами ориентирована на осмысление языкового материала, закрепление умений в тренировочных упражнениях, закрепление навыков в коммуникативной деятельности.
Содержание логопедического занятия реализует следующие направления работы:
1. развивать у детей умение дифференцировать на слух оппозиционные звуки (различать по одному из признаков).
2. закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных. В работе над звуко - слоговой структурой слова акцент делается на включение сложных слов в высказывание.
3. формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза (звуковой = фонематическому).
4. Развитие выразительности речи
5. развитие навыков произнесения гласных и согласных звуков, имеющихся в речи ребенка.
6. коррекция нарушений звукопроизношения.
7. расширение словаря детей, включение в него слов сложной звуко – слоговой структуры и звуконаполняемости.
8. совершенствование грамматического строя языка.
Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи
Не столько количественных, сколько качественных параметров развития лексики и грамматики.
В логопедической работе осуществляется:
· уточнение и расширение значений слов
· активизация словообразовательных процессов
· формирование семантической структуры слова
· введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь.
· Закрепление навыков употребления в речи уже усвоенных грамматических форм
· Обучение новым навыкам изменения различных частей речи
· Совершенствование навыков употребления предложных конструкций
|
|
Работа по развитию связной речи.
Содержание занятий включает:
§ Сравнение и описание предметов сходных по внешнему виду и назначению (стул – табурет, ваза - бутылка)
§ Самостоятельное составление загадок на основе отличительных особенностей предмета
§ Перечисление составляющих единого процесса, что позволяет сформировать умение последовательно и логично передавать последовательность событий (как сварить борщ).
§ Составление коротких рассказов по сериям сюжетных картинок
§ Составление предложений по опорным словам и включение их в рассказ.
§ Составление коротких рассказов с элементами небылиц
§ Придумывание рассказов по началу и концу
§ Составление пересказов, рассказов, сказок.
§ Составление рассказа по сюжетной картине
§ Заучивание текстов.
Подготовка к овладению грамотой.
Основное содержание занятий включает:
o развитие произвольного внимания
o развитие фонематического восприятия
o развитие звукового и слогового анализа и синтеза
o ознакомление детей с буквами (печатный шрифт)
o развитие графомоторных навыков (раскрашивание, обводка, штриховка, печатание букв в тетради в клеточку)
o развитие зрительно пространственных представлений
o ознакомление детей со схемами слов и предложений.
Теоретические основы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи (на основе «Программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (под ред. Л. В. Лопатиной).
• - концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений;
(Популяцию дошкольников с ОНР составляют дети с остаточными явлениями поражения ЦНС, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями пси-хической деятельности. Исходя из концепции системного строения дефекта, Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные, т.е. непосредственно вытека-ющие из биологического характера нарушения, и вторичные – возникающие опосредованно в про-цессе аномального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или поврежде-ния (часто их сочетание). Механизм появления вторичных нарушений различен. Н-р могут страдать функции, которые непосредственно связаны с повреждённой, или функции, которые в момент воз-действия вредоносных факторов находились в сензитивном периоде.)
• - учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей;
(В соответствии с концепцией Выготского об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей, в структуре речевого дефекта детей с ТНР прежде всего следует определить об-щее, свойственное всем детям с системным недоразвитием речи, а затем специфическое, хар-е лишь определённым группам детей. Соотношение общих и специфических закономерностей речевого раз-вития дошкольников с данным видом речевой патологии может стать причиной характерных осо-бенностей тсруктуры речевого дефекта, что обуславливает необходимость осуществления диффе-ренцированного подхода в процессе комплексной коррекционно-образовательной работы).
• - концепция о соотношении мышления и речи;
(Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребёнка имеющего системное недоразвитие речи, в известной мере ли-митируется состоянием его речи, системный речевой дефект часто приводит к возникновению вто-ричных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Возникнове-ние речи существенным образом перестраивает мышление, память и восприятие. Речь оказывает огромное влияние на мышление, она позволяет совершенствовать мыслительные операции. Слово становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребёнка.)
|
|
• - Концепция о целостности языка как системы и о роли речи в психическом развитии ре-бёнка;
(При диагностике и коррекции ОНР необходимо учитывать, что язык представляет собой функцио-нальную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство об-щения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определённых отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Язык су-ществует и реализуется через речь. В сложном строении речевой функциональной системы выделя-ются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), кото-рые тесно связаны на всех этапах развития речи ребёнка. Развитие психики ребёнка с нарушениями речи подчиняется в основном тем же закономерностям, что и развитие психики ребёнка в норме. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Ни она форма психической деятельности не проходит без участия речи.).
• - концепция о соотношении элементарных ВПФ в процессе развития ребёнка;
Психологические данные о соотношении ВПФ и элементарных в процессе онтогенеза свидетель-ствуют о том, что на начальных этапах развития сложная сложная психическая деятельность опира-ется на элементарные функции (Лурия, Выготский). В раннем возрасте поражение или недоразвитие какой-либо зоны коры ГМ, обеспечивающей формирование элементарных психических функций, неизбежно приводит к вторичному недоразвитию, т.е. к недоразвитию ВПФ.
• - Современные представления о структуре речевого дефекта;
Системное недоразвитие речи представляет синдром в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вто-ричного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление должно осуществляться в процессе многоаспектного воздействия, т.е должно быть направлено на весь синдром в целом.
|
|
• - современные концепции дошкольного образования, рассматривающие процесс развития ребёнка как многоаспектный, целостный процесс.
13.Принципы воспитания и обучения детей с ОНР.
1. Структурно – системный: речь следует рассматривать как функциональную систему, а поэтому эффективность коррекционного воздействия зависит от того насколько оптимально и рационально идет воздействие на всю систему, а не последовательно и изолированно на какие то ее компоненты. Кроме этого принцип системного подхода опирается и на концепцию Выготского о структуре дефекта.
2. Принцип комплексности: предполагает комплексное воздействие медико – психолого – педагогическое и использование различных технологий работы. Должно быть взаимодействие и согласованность. Смотри вопрос о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя.
3. Принцип дифференцированного подхода осуществляется через обучение и воспитание детей в подгруппах, которые формируются в соответствии с возможностями развития, механизмом ОНР, потребностями (10-12 детей + 4-6 расширение контингента, примерно 18). Комплексное обследование (деление на 1 и 2 подгруппы, отдельное планирование для двух подгрупп). Такие подгруппы сохраняются и на других занятиях.
4. Принцип концентризма и цикличности в учебном процессе. Распределение программного материала в пределах единой лексической темы, не зависимо от вида занятий.
5. Принцип последовательности и параллельности. От простого к сложному.
6. принцип коммуникативного подхода. Организация условий естественного общения или максимально приближенных к ним. Используются на занятиях ситуации реального общения, организация акта творческой деятельности, вовлечение детей в комплексную общую деятельность.
7. принцип индивидуального подхода. Учет индивидуальных способностей, возможностей, потребностей.
8. общедидактические принципы наглядности (предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств) и доступности (предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей: возрастные и двигательные возможности детей, влияние речевого нарушения на их личность и степень трудности заданий).