Внутренняя политика правительства Александра 1

Эпоха переходная => нужно развивать новые отнш т.к. от них зависит развитие гос-ва в целом, но феодально-крепестническая сист еще не отжила.

От сюда 2 направления: реформаторская, охранительная (консервативная). Обеспечивалось развитие новых отнш, но не затрагивалось феодельно – креп. «Тащить и не пущать». Проходят и в политике Ал 1 и Никол 1.

Ал 1 – 1801 г – вступление его на престол носило не совсем легитимн хар-к (дворц переворот). Этот переворот – дворянство объединилось.

Причины дв переворотоа:

Карамзин –Павел-дурачок.

Советская историография – чересчур централизация вл. Влияние ФР, страх пред революцией.

Почему Павел 1 начал сближаться с Францией-из-за причин вн порядка: результаты вн политики гос реформ, которые проводились при Ек 2, гл итогом стала парализация вн гос жизни(безграничные права дворянству: нет обязат гос службы(освобождение от гр обязанностей), безграничное право по отнш к крепостных крестьянам) это все подрывает идею законности вообще. Вместо закона главное воля или произвол помещика. Это приводило к дворянской диктатуре на местах (капитаны исправники, члены судов избирались на дворянских началах). Власть Сената была ограничена (отнята распорядительная (законы писались имп, но на основании этих законов сенат писал указы, имеющие силу подзаконного акта) функция, остается высшая суд власть). Сенат мог эволюционировать в парламентском направлении. Ек 2 боясь ограничения своей власти. Она создала разветвленный полицейский аппарат – вся власть центра мах была сосредоточена в руках императрицы, ее отделял от общ-ва полиц аппарат, который выполнял репрессивную функцию. ЭТО ВСЕ вело к разрушению гос вл, аппарата.

Измайлов 12 раз избирался дворянским губернским предводителем. («Пущевка»-сегодня). Это все ведет к раздробленности. Каждый помещик устанавливал свой символ, награждал своими наградами.

Эта опасность была понята Павлом 1. Он начинает затягивать механизмы: фактически отменяет жал грамоту, дворяне снова на гос службе, вводит телесные наказания для дворян, ввел обязательную трехдневную барщину. Это и стало причиной его гибели.

Причины наполеоновских войн – борьба за первенство на мировом рынке. А наши противоречия с Англией начались еще с Ивана 4 (за Сибирь). Англия не любила Россию, потому что Российские границы выходили на Азию, которая была геополитическим интересом Англии. Витварт финансировал заговор.

Задачи, вставшие перед Ал1:

1. Приведение в порядок гос аппарата. Первым делом нужно было реформировать Сенат. Исполнение дорожной повинности (провоцирование на взятку). Губернатор (соучастие в поборах – артаков – склонял к участию во взятках своего починенного, тот не соглашался, и губ закрыл его в дурке). История с калужским губернатором Лапухиным. Он имел связи при дворе, считал себя неподсудным. Занял у Гончаровых 30 000, когда пришла пора отдавать, он обвинил Гончарова в шулерстве, за закрытие дела 3 000. Вел себя еще и самым неподобающи образов – бил окна. Вершиной неприличия стало то, что он въехал в губернское управление на лошади. Подчеркивал, что он особенный. Когда слухи эти все дошли до ал 1, он отправил Державина проверить это дело, тот отказывается, что типо столько наживу врагов. Провел следствия, когда было возбуждено дело, Лапухин пользуясь поддержкой доился, что самого Державина обвинили в потасовке положений дела. Державин почувствовал, что ал 1 относится к нему с недоверием. Державин вынимает донесение Лапухина, что в его губернии все хорошо и недовольных нет. Это приперло Лапухина. Дело в Сенате длилось 3 года и его все-таки оправдали.

Первыми его мероприятиями были (привык жить на два ума – скрытость, лицемерие=умении лавировать). Укрепить гос аппарат и не задеть интересы дворянсвтва.

2. Начал с отмен приказов Павла 1. «Дней александровых прекрасное начало».

3. Реформа гос аппарата. Май-июнь 1801 дает поручение неприменному комитеты (из екатериненских вельмож) разработать проекты реформы сената. Выявилась борьба мнений: аристократическая(воронцов, державин) за придание сенату функции законадательной власти. 2ое (негласный комитет) за придание только суд функции, 3е карамзин – против реформ. В результате этой борьбы разработан указ сент1801 г сенат получал право делать представления на законы и указы ал 1, если эти указы не соответствуют уже раннее принятым законам. (типо конституционного суда). Сенат так же осущ контроль за действиями исп вла – коллегии преобразуются в министерства.

8 сент 1802 – министерская реформа.

Сенат, его функции:

-контроль над исполнительными органами власти на местах,

-контроль за соблюдением законов

-осущ-ие судебной функции – высший суд орган

-контроль над исполнение бюджета

-производство в чины

-контроль над законодательной деятельностью (в случае если указ от императора не соответствовал раннее существующим законам, сенат имел право приостановить его).

-контроль над министерствами (новыми органами).

Это все давало понять, что реформы пойдут в русле законности.

Одновременно с реформой сената, происходит реформа исполнительной власти(коллегий). Проблема была во вн порядке работы, он был парализован коллегиальной системой принятия решения (пока все решиться пройдет много времени). Они так же были слабо связанны с органами упр на местах (губернствами). Значит нужно было установить такую систему, что их указания были исполнены в губерниях. На основе фр министерств.

В отличие от коллегии:

-строились по принципу централизации(во главе министр). Имели один структуру: департамент, столы(столоначальники),

-первоначально их было 8:

Военно-сух, военно-мрск, МИД(первое вр 3 первых были коллегиями, сохр этот статус), мю, МВД, мин финн, мин коммерции, мин народного просвещения.

-изменялась система взаимоотнш мин и вл на местах: до этого губернатор подчинялся только царю. Теперь губернатор подчинялся МВД, должен отдавать отчет. А губернское правление подчинялось сенату. Губ\правления были по структуре тождественны министерствам. -комитеты мин – решали вопросы, выходившие за рамки компетенции министра.

И по идее эта система должна работать. Но в реальности все это обернулся противоположностью. Сенаторы были вдохновлены своим правом решать дела по указам императора. И вылилось это в издании указа об обязательной службе дворянства и блокировали ее из-за жалованной грамоты. Ал 1 после отказа бросил это на пол и кричал я им дал себя знать. Типо офигели, могут контролировать указ царя. И он выпустил разъяснения: эта их функция касается уже существующих норм, а не вновь выпускаемых законов. Так что это просто фикция. В такой же ситуации было право сената контролировать дело министров, всего два отчета в начале было заслушано всего, а потом и того меньше. Почему они не могли воспользоваться этим правом: потому что у мин было право делать отчеты лично императору. После того как император одобрял их, то сенаторы не могут критиковать их.

Иначе было с мин-ами. Они начинают себя перетягивать власть сената. Мин-ам разрешается рассм все вопросы, которые они считают нужным. => они должны исполнять законы, а не издавать их. Мин-ва подчинило себе всю систему на метах. Все даже мелкие вопросы решались в мин-ве. Это парализовало власть на местах. Система подчинения на местах привела к тому, что сущ-ала межведомственной войной.

Вместо упорядочивания работы был образован хаос.

И 1807 г указ – губернаторы были правомочны обращаться и жаловаться императору.

Люди теперь не знаю, куда обращаться (раньше в сенат), а сегодня куда? Это привело к еще большему произволу.

1807 – в Москве появился сатирический листок о результатах реформ – «грех скончался, парда сгорели ….»

Аракчеев – с 1804 г ему поручаются функции инспектора всей артиллерии, затем они расширяются, он пол право издавать указы, приравненные к императорском. Он был на самом деле хорошим исполнителем. Он знал, на какие рычаги нажимать, что получит желаемое.

Он понимал сложность эк системы. Он ставил на повестку отмену крепостного права.

1801 г – указ, который запрещает в газетах публиковать объявления о продаже крестьян.

Указ о вольных хлебопашцах. Этот указ фактически не менял ситуации (может - обязан). Это как рекомендация.

1804-5 г –Прибалтика- реформа по результатам которой крестьяне этих губерний получили право наследственной передачи своего земельного надела.

Школьная реформа.

Реформа об обеспечении всеобщего образования – разрушение сословных перегородок. Устанавливается ступенчатая структура:

1 – однокласскное училище

2- уездное -3хклассное. Более широкая программа.

3- гимназия – среднее образование – 6 классов

4-университет

Появляются лицеи – при ал. Это оу закрытого типа.

Вне зависимости от сословия вы можете продвигаться по этим ступеням.

Университетская –

Империя была поделена на 6 ун\округов=> создается 5 ун-вильнский, дерптский, харьковский, казанский, петербуржский.

Ун-т получал права уни-й автономии: все вопросы вн жизни решались советом ун-та. Он решал вопросы образования его округа. Вопросы образования решали не чиновники, а профессионалы.

Повышается плата за образования.

Михаил Мих Сперанский- поручает ему делать проект подготовки конституции. Это новый человек, в полном смысле этого слова. Свою фамилию получи, когда учился в академии. От лат – надежда. В учебе он проявил себя блестяще.

Куракин продвигал его по службе. И тут он уже 1801 получает титул коллежского асессора и потомственного дворянина. Кочубей часто посылал его на доклад к Ал 1.

К 1809 г он представляет трактат введение в уложении гос\законов. Этот проект содержит проект конституции = основного закона. Его идеалом была англия, но он понимал, что разу у нас не получится конституционна. он говорил о правильной монархии: вся полнота вл сосредоточена в руках императора (у него право верховного судьи, назначать во-гну и мр). Разделение властей. Все вопросы гос жизни он решает с гос\советом (законосовещательные функции). Гос\дума (высший законодательный орган вл – обсуждает, утверждает законопроекты, но нет законодательной инициативы. Избиралась на 3 года) волостная дума (орган самоупр в данной обл. выборный орган на метах). Уездная дума - губернская дума – гос дума (косвенные выборы).

Гос дума избирается на основе имущественного ценза. Сперанский таким образом выступает за стирание сословных граней: не важно к какому сословию принадлежит человек. Не имели избирательного права крестьяне, крепостные и люди, работающие по найму. Дворяне и ср сословие: купечество, зажиточ крестьяне. Но крепостные кр-не наделялись гражданскими правами: распоряжаться своим имуществом и право переходит к другим сословиям => тем самым могут получить политические права.

Сперанский был сторонником постепенной трансформации крестьянского права. Теперь крестьяне судились по уголовным делам: постепенно расширяются права крестьян. А раньше все решал губернатор. Все это должно было привести к отмиранию кр/права.

Сенат – суд орган. Сенаторы назначаются пожизненно, царем. Волостные суды – окружные –губернские. Все построены на выборных началах. Сперанский вводил суд присяжных: тем самым суд выборные, независимы, всесословный. И она независима от исп, зак вл.

Министерство, которое объединяется под эгидой правительственного сената. Сенат делился на 2 части. И вторая это кабинет министерства –правительство. Имел право от имени императора вносить на обсуждение проекты закона в гос/совет.

Губернаторы подчиняются министрам,

Все эти виды власти сходятся в одном месте: гос/совет: представители сената судебного, правительственного, из гос/думы. Это орган законосовещательного типа. Председатель гос/совета – канцлер.

В итоге: с одной стороны разделение вл и выборность, на основе буржуа. Это переход к конституционной монархии. Элементы демократии.

Фактически реализовано создание гос/совета в 1810г. Следующим шагом было разделение сената, это в 1811 году вынесено на обсуждение гос/совету. Но он был потоплен. Этот проект вызвал волну в народе. Возникает оппозиционное движение.

Карамзин и ко увидели в этом угрозу существования рос гос-0ва. В 1809г. Подает ал 1 записку о древне и новой россии: всякая попытка ограничить вл монарха чревата распадом нашего гос-ва. Законы народа должны быть извлечены и местными обстоятельствами, самого народа. Сакральный характер власти – это лучший зоолог того, что император выражает общенациональные интересы. И слеплен этот проект из наполеоновской декларации. (нажим на патриотич чувства – тильтиз, эйфрут).

Эта записка имела большой резонанс в общ-ве. И александр 1 предпочел пожертвовать сперанским (ссылка в пензенская губерния) к консолидации вокруг власти. Одновременно это завершение попыток реформ гос аппарата. 1812.

Но все эти идеи были положены в основу конституции финляндии.

Помимо этих проектов, ему было поручено оздоровление гос бюджета., а предстояла в-на. В 1809-10 гг, были повышены налоги и подати, усилена раздача гос земель и гос крестьян, установлен налог на помещиков (они были неподатным населением) за каждую крестьянскую душу 50 копеек, повышена плата за выдачу паспортов на предпринимательскую деятельность, промысловую, гильдейский взносы повышены. ЭТО имело положите результат, сборы в казну удвоились.

На основе этого проекта была упорядочено гос/службу. Это было следствие плохого образования, дворянство в ун-ты не спешило. И теперь для того, чтоб получить титул коллежского асессора ему надо было предоставить диплом об окончании университета, либо сдачи курса. Дворянством это было воспринято как покушение на их сословные права. Для них Сперанский выскочка. Но дворяне, вышли из этого тем, что покупать диплом.

Проект, в результате которого придворные лишались права занимать служебные должности, можно было совмещать придворную должность и чиновника. Они использовали службу для своих личных задач. Теперь запрещалось совмещать должность придворных и чиновника. Дво-во восприняло его враждебно.

1809г указ, запрещающий помещику продавать крестьянам оптом на ярмарках. 1809г – казз, запрещающий помещикам ссылать крестьян без суда в Сибирь.

Послевоенный этап вн политики:

Все полны ожиданий. От Ал 1 ждали новых шагов. Особенно активны стали либерально-настроенное дворянство. Они увидели жизнь Европы. Ждали реформ для народа, который выиграл в-ну. Значит власть должна была отблагодарить народ.

1815- указ, запрещающий крестьянам разыскивать вольность: по традиции гос/крестьяне, земли которых продавали помещикам, помещики пытались превратить их в свою собственность. Гос/крестьяне(которые могли это) обращались в суды для восстановления прежнего положения. И это указан направлен против возможности апеллировать суду. Это вело к расширению сферы крепостничества.

1816 – указ о военных поселениях: особая структура армии. Рекрутский набор. 25 лет служили. А в военных повинность военная распространяется на всех крестьян, и одновременно заниматься с\х. Типо армия переведенная на самообеспечение. Гражданское поселение фактически становились военным. При этом хоз/деятельность регламентирована: работали даже в военной форме. Даже бытовая жизнь была построена на военный армейский лад. Новгородс, Петербур губ(первые). Они строились по особому плану: обычно по радикальному типу, тут были четкие улицы, дома (строился по всем требованиям архитектуры, в каждом доме по 4 семьи, они вели совместные хоз-во), весь инвентарь выдан новый, семянной фонд. Все было лучше чем у обычных крестьян. Даже семейная жизнь регламентирована. Кантонист с 7ми лет. Девочки выдавались замуж командирам, с 14 лет.

Это все вызывало недовольство крестьянка, эти военные поселения становятся очагами волнения(чугуевское военное 1819г, новгор). Обычно эта идея привязывалась к Аракчееву, но эта идея уже 1810(первое военной поселение) принадлежит Ал 1. А Аракчеев только реализовывал ее. Система аракчеевщины.

Не гуманны, но в экономическом плане были оккупированы, вскоре окупились все затраты на их создание, и дали прибыль.

Также ал 1 поручает тайно Аракчееву проект об освобождении крестьян=> ряд проектов, подающиеся на имя императора:

• От Репнина: отмена кр/права, но освободить крестьян без земли,

• Мордвин (сенатор): как экономист выступал против кр/права. Личная свобода.

• Балугьянский – юрист, ун-й преподаватель,

Все это порождает думу, что он продолжает политику. Оно ждало конституции. 1815 Ал1 даровал конституцию Польше. 1818 г – открыт польский сейм. Она предполагала автономию польши, верх зак вл был двухпалатный сейм, в основе его дворянство, 1\3 гмины (местное управление), верхняя палата назначалась царем, сейм имел право обсуждения закона, но утверждение принадлежало императору, назначал высшие гос должности, назначение польского наместника (князь Константин). Это было воспринято как пощечина русскому народу (они же против нас воевали).

Почему царское правительство пошло на уступки Польше: по решению венского конгресса, поляки хотели восстановиться в прежних границах(разделы польши). Польша превращалось в яблоко раздора м/у Россией, австро-венгрией, и начался сепаратизм, подогреваемый нашими соперниками. Эта конституция стала смирением польского сепаратизма.

Это породило слухи о готовящейся конституции для России. Проект буд конституции был написан фр эмигрантом Пешалем де Шалли. (Тургенв-он (ал 1) дурачит нас). Напоменал польскую конституцию. Никаких последствий не было.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: