Билет № 15. Хар-ка социальной ситуации развития и ведущей деят-ти младенца

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года.

Соц ситуация развития в младенчестве, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Выгодский назвал ее ситуацией «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого). Ребенок заинтересован во взрослом т.к. без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают.

Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая соц потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деят-ти ребенка – деят-ти общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Ведущим видом деят-ти в младенческом возрасте является непосредственно - эмоционально-личностное общение (по Эльконину)со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Или ситуативно – личностное общение (поМ.И.Лисиной)

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: