Общение является ведущей деят-тью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии псих. разв-я

Ведущая деят-ть – это деят-ть соответствующая месту ребенка в системе общественных отношений и определяющая основные линии развития ребенка:

Во первых – деят-ть, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деят-ти: манипулятивная деят-ть с предметами во взаимодействии со взрослыми; ребенок может осуществлять простые манипуляции с предметом вложенным в его руку, однако они осуществляются без контроля зрения (3- 4, 6 мес). реб-к осуществляет первые манипуляции под контролем зрения: постукивание размахивание подтягивание предмета с после – м рассматриванием выбрасывание, похлопывание(5-7 мес). в 7-10 месяцев ребенок манипулирует двумя предметами (вставляет кубик в кубик, ложку в чашку). К концу 11-12 мес реб-к выделяет функции предмета – пытается надеть носок на ногу а шапку на голову.

Во – вторых – деят-ть в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы, для которых данный возраст сензитивен: сенсорика и эмоции(удовл\неудовл потребности).

Особ-ти сенсорного развития младенца:

- складывается акт рассматривания предметов.

- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения.

- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки.

- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его названием взрослым.

Особ-ти эмоционального развития в младенческом возрасте:

- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами.

- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми.

- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения.

- в ситуативно-деловом общении у ребенка проявляется удовольствие от совместных манипуляций, обида и гнев при порицании.

В – третьих – деят-ть от которой зависят основные изменения личности: активность. Активность, ребенок проявляет ее в общении со взрослыми, используя те возможности, которые у него есть в данном возрасте (крик, плач).

Структура ВД: Потребность: в доброжелательном внимании; Мотив: личностный; Цель: внимание взрослого; Действия и операции: невербальные ср-ва общения (комплекс оживления). Комплекс оживления – это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Появление комплекса оживления разрешает кризис новорожденности и является показателем возникновения потребности в общении со взрослыми. Заканчивается к 1году. В 1,5–2 месяца у новорожденного появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

Этапы развития ВД:

1. Ранее младенчество – от 2 до 6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения со взрослым. В основе общения лежит потребность в доброжелательном внимании взрослого.

2. Позднее младенчество – 7-12 месяцев – ведущей формой общения становится ситуативно – деловое общение со взрослыми. Здесь ведущая потребность – общение с ребенком по поводу предмета определяемое деловым мотивом. На передний план выступает не взрослый, а деят-ть с предметом.

Ср-вами общения являются экспрессивно-мимические; предметно – действенные (позы, во втором полугодии предметные действия и локомоции); вербальные (к концу позднего младенчества)

Проблемы возраста: У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.) отмечается задержка псих. разв-я. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: