По своему экономическому содержанию и методам расчета можно выделить 3 основные части:
1) прямые затраты;
2) накладные расходы;
3) сметная прибыль.
где
- прямые затраты;
- накладные расходы;
- сметная прибыль.
Прямые затраты связаны непосредственно с выполнением строительно-монтажных работ, определяются прямым счетом в зависимости от объема работ и соответствующих сметных затрат.
где
- единицы измерения объемов работ должны соответствовать единицам измерения сметно-нормативной базы;
- сметные затраты:
где
- материальные ресурсы;
- оплата труда работников строительства;
- эксплуатация машин, в т.ч. зарплата машиниста.
Сметные затраты на материальные ресурсы:

- цена отпускная;
- транспорт;
- заготовительно-складские.
Размер отпускной цены зависит от размера «ФРАНКО» - место или адрес расчета (пер. «свободный»), обозначает, что покупатель свободен от транспортных расходов до указанного адреса расчета.
Транспортная схема доставки металлических конструкций:
2 Станция отправления ж/д 3 Станция назначения
ж/д а/т
1 Завод металлоконструкций 4 Приобъектный склад
1 «Франко-транспортное средство» на территории завода поставщика ФТС (Франко-вагон, франко-боравтомобиль);
ФТС:
+ отпускная цена конструкции и погрузка в транспортное средство;
2=1+ «Франко-вагон», станция отправления
+ подача и уборка вагонов под погрузку;
3=2+ «Франко-вагон», станция назначения;
+ стоимость перевозки по ж/д;
4=3+ «Франко-приобъектный склад»:
+ подача и уборка вагонов;
+ разгрузка на прирельсовый склад;
+ хранение на прирельсовом складе;
+ погрузка в автотранспорт;
+ перевозка автотранспортом до приобъектного склада.
Транспортные расходы в текущих ценах определяются по фактическим затратам, подтвержденными первичными документами (накладными, счетами).
В базисном уровне цен транспортные расходы определяются по сборникам сметных цен на перевозку грузов для строительства с последующей индексацией и переводом в текущий уровень стоимости.
Базисный уровень цен – стоимость, зафиксированная на определенную дату (01.01.2000 г.).
Размер заготовительно-складских расходов принимается не более 2% от отпускной цены материалы.
Сметные затраты на оплату труда рабочих, строителей – определяется в соответствии с
МДС 83-1.99 «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство».
где
- нормативная трудоемкость данной работы, определенная на основании ЕНиР (чел.-час);
- разряд – тарифная ставка, соответствующая среднему разряду данной работы (руб./чел.·час); соответствует среднему разряду звена рабочих, выполняющих данную работу.
Размер-свес на оплату труда в договорных ценах на строительство определяется заказчиком и подрядчиком в процессе заключения договора подряда по согласованным расчетам.
Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин а автотранспортных средств определяется в соответствии с МДС 81-3.99 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств». Определяется методом калькулирования:
1) затраты единовременные – перебазировка машины от одной площадки на другую, при необходимости учитывается погрузка-разгрузка и демонтаж-монтаж;
2) годовые - соответствуют годовой сумме амортизационных отчислений на полное восстановление данной машины;
3) эксплуатационные расходы, в т.ч. зарплата машиниста.
Накладные расходы в строительстве – определяются в соответствии с МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве».
Накладные расходы связаны с обеспечением общих условий строительства, его организации и управления.
Ступени накладных расходов:
1) административно-хозяйственная (45%):
- заработная плата ИТР и служащих;
- канцелярские расходы;
- почтово-телеграфные расходы;
- содержание парка машин (служебных);
- представительские расходы;
2) расходы на обслуживание работников строительства (40%):
- подготовка/переподготовка кадров;
- обеспечение охраны труда и техники безопасности;
- обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий работников строительства;
3) расходы на организацию и производство работ на строительной площадке (10%):
- пожарная, сторожевая охрана;
- благоустройство и содержание строительной площадки;
- подготовка объекта к сдаче;
4) прочие накладные расходы (5%):
- страхование имущества организации;
- оплата рекламных услуг.
Накладные расходы определяются косвенным способом в процентах от этой величины.
ФОТ – фонд оплаты труда строителей и машинистов.
Расчет ведется в зависимости от стадии проекта:
I. Проект – в зависимости от вида строительства:
- промышленное строительство 106%; приложение 3 МДС
- жилищно-гражданское строительство 112%.
II. Рабочая документация (проект) → вид СМР.
3 Вариант - применение индивидуальной нормы приложение 4 МДС
накладных расходов, согласованных между
заказчиком и подрядчиком.
С 01.01.2011 нормативом накладных расходов применяется понижающий коэффициент 0,85.
где
- прямые затраты;
- накладные расходы.
Сметная прибыль в строительстве – определяется в соответствии с МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве», письмо федерального агентства по строительству ЖКХ от 08.11.2004 г. о порядке определения нормативов сметной прибыли в строительстве: АП 5536/06.
Сметная прибыль – нормативная прибыль, заложенная в цене строительной продукции.
где
- себестоимость;
- сметная прибыль.

Определение сметной прибыли ведется косвенным способом в процентах от ФОТ. Расчет ведется в зависимости от стадии проекта:
I. Проект – общеотраслевой норматив сметной прибыли:
- новое строительство 65%;
- ремонтные работы 50%.
II. Рабочий проект (документ) → вид СМР (приложение 1, письмо).
3 Вариант – применение индивидуальной нормы сметной прибыли, согласованной между заказчиком и подрядчиком.
С 01.01.2011 г. нормативом сметной прибыли применяется понижающий коэффициент 0,8.






