double arrow

Психолго-педагогические особенности развития младших школьников. Методы и приемы работы учителя в начальной школе

Мл. шк. возраст-это период детства, ведущим в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений.

В процессе уч. деят-ти ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов,

личностная ориентация определяется направленностью на внешний

предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и

эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается

актуальной игровая деятельность.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

В начальной школе учитель может использовать три метода обучения: словесные методы, наглядные, практические.

Словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

Наглядные: демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.

Практические: устные и письменные упражнения, графические работы.

Сила учительского рассказа в глубокой идейной убежденности. Эмоциональное отношение учителя к излагаемому, его убеждения оказывают большое влияние на формирование убеждений учащихся.

Не менее важным является умение учителя мобилизовать и удержать внимание учащихся во время рассказа.Для начальной школы характерны относительная непродолжительность рассказа (15—20 мин), его расчлененность на логически законченные части (после изложения каждой части учитель проверяет глубину и качество восприятия учениками материала), яркость, образность, эмоциональность языка, широкое использование средств наглядности.

Наиболее важными вопросами методики объяснения являются ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися и последовательное изложение материала.

В конце объяснения учитель дает точную формулировку вывода, правила. Обязательным элементом урока, на котором использовалось объяснение, является проверка качества усвоения материала, анализ фактов и примеров, приведенных детьми.

Беседа используется учителем для установления связи предыдущего материала с новым, сообщения новых знаний, а также закрепления и проверки их.

Вопросы должны быть содержательными, четкими и определенными по форме.

Учителю приходится считаться с желанием учеников, которые хотят участвовать в беседе, вызывать их, по вместе с тем учитывать и свой план. Активность учащихся возрастает, если учитель будет различными способами поощрять их.

В. А. Сухомлинский проводил обучение грамоте в форме путешествий к истокам слова. В обучении широко использовались наблюдения за природой и жизнью людей, рисование, слушание музыки, Пробуждению интереса к чтению способствует оформление букваря, книг для чтения, использование разнообразных наглядных пособий.

По мере овладения учащимися техникой чтения их нужно вооружать умениями самостоятельно изучать материал по учебнику и книге, уметь выполнять следующие действия: определить тему, вопрос и дать себе отчет в том, что нужно узнать, в чем разобраться; внимательно прочитать материал, разбить его на части и составить план прочитанного; дать устные ответы на вопросы (краткие и развернутые); научиться приводить свои примеры к прочитанному; уметь формулировать выводы по всему прочитанному.

В начальных классах широко применяется демонстрация предметов: орудий труда, образцов горных пород, сельскохозяйственных растений. Иногда учитель раздает некоторые предметы учащимся. В этом случае демонстрация сочетается с методом наблюдений. Дидактика формулирует следующие правила демонстрации предметов: предмет надо показывать так, чтобы он воспринимался различными органами чувств. При этом условии сильное впечатление окажут на учащихся наиболее значимые стороны объекта. Важно показать предмет в изменении и развитии.

Для начальной школы созданы самые разнообразные диафильмы. Важно широко использовать все их многообразие в учебной работе с младшими школьниками.

В практику учебной работы все шире входит демонстрация учебных фильмов. Использование кино требует от учителя более тщательной подготовки. Прежде всего преподавателю приходится предварительно самому познакомиться с содержанием картины, чтобы решить вопрос о сочетании кино с другими методами обучения. Как правило, необходимые предварительные разъяснения учитель дает перед демонстрацией фильма, отдельные замечания делает в ходе его демонстрации, чтобы дети увидели главное, а после окончания демонстрации использует содержание фильма для более глубокого овладения изучаемым материалом.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

В первые годы обучения большое внимание уделяется овладению учебным материалом, но и в этом процессе значительное место занимает творческий подход учащихся. Поощряйте стремление детей решить задачу другим способом, придумать свое название статьи, по-своему изложить материал, внести элемент самостоятельности в рисунок, лепку, изготовление тех или иных поделок — все это значительно усилит влияние обучения на развитие творческих способностей детей. Хотелось бы особенно подчеркнуть роль творческого начала в обучении младших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование некоторых способностей. Поэтому по мере роста учащихся разнообразные работы творческого характера должны занимать все более важное место в учебном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: