double arrow

Классификация газет второй половины 19в.: тематика, аудитория

Благоприятные экономические условия, рост читательской аудитории, профессионализация журналистики => развитие газетной периодики.

В 1850-е. Введение электромагнитного телеграфа. Внутрегос-ная связь и телеграфная связь с друг ос-ми => необходимость в телеграфных агентствах. 1866г. Первое информационное агенство печати России (РТА) 1872 г. – Международное телеграфное агентство (МТА). Это частные предприятия, которые снабжали i газеты. Развитие газет началось в провинциях. 1870-е скоропечатные машины. Бумага дешевеет, развитие железных дорог и других средств связи.

До 60х гг. газет распространялись по подписке, розничная цена значительно превышала подписную. С 58 разрешено продавать в своих конторах, с 62 торговать на улицах. В 78 в СПБ организована Артель уличных продавцов и общий склад газет и журналов. После закона 65 года, когда большинство газет получило право выходить без предварительной цензуры, частное издание газет увеличилось.

1845-1854 – 6 новых газет

1856-1864 – 60 газет

1870 г. – 38 еженедельных газет и 132 газеты иной периодичности.

Типология:

1. Универсальная общественно-политическая газета

Большая и малая пресса.

Малая пресса формировала «нижний» i-ный уровень, отражавший обыденные читательские интересы: местные материалы, криминальные новости, сенсации. Аудитория этих издания разная по социальному составу, преимущественно малообразованная.

Большая пресса подавала качественную i, представленную не только i-ными и развлекательными блоками, но и аналитикой.

Конкуренция. Каждая газета пытается найти своего читателя, от того зависит ее жанровое разнообразие, i, стоимость подписки.

2. PR: бесплатные приложения (чаще литературные, листки мод, объявления, воскресные приложения с картинками), вторые издания газет в виде вечерних выпусков, система льгот и скидок, благотворительные акции, выпуски юбилейных номеров, реклама в др. изданиях. Появляется новый слой читателей, купцы, приказчики, ремесленники, извозчики. Газетное дело из чисто журналистского становится бизнесом. Все это привело к новому типу газеты -

дешевые массовые издания, рассчитанные на «среднего» читателя. В СПБ начало таким газетам положил «Сын Отечества» Старчевского, а в М «Русская газета» Поля. Газета поднимала о-п и э вопросы, которые трактовала в умеренно-либеральном духе. Рассчитана на «средний и недостаточный круг».

3. В 1860-1870 гг. получили распространение вечерние выпуски, которые отличались более свежей i. Первое такое издание было в СПБ при газете «Посредник промышленности и торговли». Газета «Московские ведомости» с переходом к Каткову в 63 году практически стала вечерней (она выходила в 5 часов).

4. Бульварная газета. Сенсации, криминальная хроника, интерес к городским сплетням. «Петербургский листок. Газета городской жизни и литературная». У нее были отделы: «Слухи и вести», «Мимоходом», «Уличный листок» и др. выходила 4 раза в неделю.

5. Специализированная пресса. Торговые, экономические, медицинские, музыкальные, юридические и т.д.

6. Иллюстрированные еженедельники. Среднее положение между газетами и тонкими журналами.

7. Официальные издания под натиском сложившейся конкуренции вынуждены были перестраиваться. Раньше были только на иностранном языке. В 1862 году по инициативе Валуева создана «Северная почта». Там публицистам платили больше, чем в частных изданиях, подписная цена была гораздо ниже. Однако, несмотря на это, и на то, что служащие были обязаны на нее подписываться, газета тиражом в 3000 экземпляров расходилась с трудом.

Газеты пореформенного периода отличаются жанровой разнообразностью. В этот период возникает передовая статья, которая находится на первой полосе и выражает мнение всей редакции по тому или иному вопросу. Возрастает роль фельетона. Либо для легкого развлекательного чтения, либо остросатирического характера. От фельетониста во многом зависел успех тиража газеты. Все больше места газеты отводят рекламе.

В провинциях развиваются частные газеты (особенно в последнее десятилетие века), «Губернские ведомости» уходят на второй план для читателя. Правительство создает газету губернской церковной администрации «Епархиальные ведомости». Они как и «ГВ» состояли из официальной и неофициальной части. В истории «ев» важны, так как сыграли большую роль в краеведении, давая историко-культурную и религиозную i-ю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: