Сетевые организационные структуры и их характеристика

Сетевые структуры – новое для нашей страны явление в организационном дизайне бизнес-процессов. За рубежом сетевой принцип формирования структуры известен давно. Бурное развитие сетей в последние десятилетия обусловлен естественным стремлением капитала к экспансии, процессами глобализации в мировой экономике. Сети позволяют реализовать трудно соединимые требования рынка: многообразие, стандартизацию и специализацию.

Принцип построения сетевых структур – многовариантность, поэтому достаточно трудно выделить наиболее общие признаки, которые можно было бы положить в основу их определения. Сети способны выходить за рамки технологических систем, формальных структур, не признают территориальных границ. Возможно, наиболее важным свойством сетей является их способность «выстраивать» структуру в соответствии с общей идеей, целью, стратегией.

Подбор элементов структуры происходит по функциональному признаку. Адаптивность сетевых структур обеспечивается способностью быстро менять набор элементов, функций и характер связей в соответствии с требованиями внешней среды.

Сетевые структуры представляют собой совокупность организаций или центров прибыли, взаимодействующих на основе единого координационного механизма, определяемого спецификой внешней среды.

Торговые сети занимают ведущее положение в торговом бизнесе зарубежных компаний. На их долю приходится 60-90% объема розничного товарооборота развитых стран. В нашей стране они получают все большее распространение, особенно в крупных городах.

Сетевой подход заключается в распределении между организациями или центрами прибыли прав, обязанностей и ответственности, обеспечивающих координацию их деятельности с целью привлечения максимально возможного числа покупателей.

Общими преимуществами функционирования торговых сетей являются:

пространственная мобильность, позволяющая распределить товар в соответствии с территориальным размещением сегментов целевых рынков;

мобильность ассортимента в соответствии с потребительскими предпочтениями;

эффективность в области осуществления диверсифицированных видов деятельности;

способность обеспечить более высокий уровень управления за счет привлечения более квалифицированных руководителей и специалистов;

снижение затрат на единицу продукции за счет наличия скидок в результате закупки товаров большими партиями, снижения удельных транспортных расходов, более рациональной организации торгово-технологических процессов в результате координации взаимодействия, снижения удельных затрат на стимулирование сбыта.

В соответствии с видами, функциональным назначением и специализацией предприятий, входящих в сеть, различают горизонтальные и вертикальные сетевые структуры.

Вертикальные сети строятся на принципах подчинения, распорядительства. Как правило, это торговое предприятие, элементами структуры которого являются центры прибыли – отдельные магазины, управление которыми осуществляется из единого центра. Реже управленческие полномочия реализуются через систему участия в собственности других предприятий (например, магазинов), входящих в структуру сети. В этом случае головное предприятие владеет контрольным пакетом акций (акционерное общество) или долями уставного капитала (общество с ограниченной ответственностью) предприятий, формирующих сеть.

Горизонтальные сети являются формой равноправного кооперирования предприятий, реализующих отдельные функции и работы. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных на принципах кооперации организаций, система скоординированных целей которых обеспечивает реализацию единой стратегии. В качестве сетевого интегратора может выступать одна или несколько организаций. В таких структурах отсутствует иерархия. Функционирование основано на принципах равноправного кооперирования, заменяющего собой контрольно-распорядительные функции. В рамках своей специализации партнеры сохраняют автономность.

В соответствии со спецификой распределяемых функций можно выделить цепные, функциональные и розничные сетевые структуры.

Цепные сетевые структуры представляют собой кооперацию предприятий (или центров прибыли), представляющих по своему функциональному назначению звенья технологической цепи товародвижения: предприятия-производители товаров (промышленные и сельскохозяйственные), транспортные организации, оптовые базы, склады, магазины и другие пункты розничной продажи. Количество и набор звеньев не регламентируется. Такая сеть может включать одно или два оптовых предприятия торговли и несколько розничных. Взаимодействие осуществляется в рамках единой стратегии, а каждое звено последовательно вносит свой вклад в достижение общих целей, ориентированных на целевые рынки. Примером таких сетей является фирменная торговля.

В функциональных сетях кооперирование осуществляется в рамках реализации общей стратегии. При этом, как правило, между организациями – исполнителями распределяются специализированные функции, такие как маркетинг, планирование, информационное обеспечение и т.д., которые реализуются ими в процессе совместной деятельности.

В розничных торговых сетях имеет место кооперирование только розничных торговых предприятий, которые формируются на основе франчайзинга, выкупа существующих, в том числе и нерентабельных предприятий торговли, или строительства новых магазинов. Типичными представителями таких сетей у нас в стране являются: М-Видео (электроника), Старик Хаттабыч (стройматериалы), Седьмой континент (продукты питания), Спорт-Мастер.

В соответствии с приведенной типологией сетей выделяют несколько форм дизайна сетевых структур.

Дистрибьюторская сеть (дистрибьютор – от англ. distribution – распределение) основана на заключении длительных контрактов фирм-производителей с независимыми посредниками на оптовую закупку товара и его сбыт непосредственным потребителям, мелким розничным торговым организациям либо через свою агентскую сеть. В соответствии с договором дистрибьютор берет на себя часть технологических функций (хранение, наладка и предпродажная подготовка товаров, оказание дополнительных услуг по маркетингу, консалтингу, техническому сопровождению товара).

Распространенным способом кооперирования цепных и розничных сетей является франчайзинг  (от англ. franchise - привилегия) – форма отношений и интеграции крупного и малого бизнеса. Головное предприятие – франчайзер – в соответствии с договором предоставляет право другому предприятию – оператору (франчайзи) – осуществлять торговлю определенными товарами под своей торговой маркой. Заключение стандартного договора предполагает сохранение юридической самостоятельности сторон. Однако франчайзер осуществляет контроль некоторых параметров деятельности оператора, достигая тем самым единства имиджевого стиля. Чаще всего контролируются цены, качество реализуемых товаров и услуг. Договорные отношения могут включать также передачу в аренду помещений, основных фондов, предоставление льготного кредита, обучение персонала, предоставление юридических и рекламных услуг. Франчайзер может также выступать в качестве поручителя при получении займа. Пользование именем и услугами оплачивается оператором либо в виде единовременных платежей, либо в виде текущих отчислений от прибыли или объема продаж. Часть услуг может предоставляться бесплатно.

Одной из форм горизонтального кооперирования является аутсорcинг (outsoursing) – заключение субдоговора на выполнение определенного вида работ с внешними организациями. Термин заимствован из биологии, где он используется для обозначения преобразований, внутренних изменений функций организма под воздействием условий внешней среды. В широком смысле, аутсорсинг представляет собой привлечение внешних ресурсов для решения задач, связанных с функционированием предприятия на рынке.

Технология аутсорсинга в торговле выглядит следующим образом. Головная организация распределяет часть своих функций между организациями, специализирующимися на решении определенных задач и выполнении работ. Предприятия, входящие в сеть, являются не просто исполнителями. Они действуют в рамках стратегии сетевого интегратора. Специализированные организации обслуживают несколько предприятий, нуждающихся в данном виде услуг.

Аутосорсинговая сеть может включать:

головную организацию – розничное торговое предприятие;

маркетинговую фирму (маркетинговые услуги, дизайн помещений);

оптовую организацию (закупка и хранение товаров);

центр контроля качества (экспертиза качества товаров определенной группы);

рекламное агентство (подготовка и проведение рекламных мероприятий);

аудиторскую фирму (аудит, финансовые расчеты, бухгалтерский учет);

бюро консалтинговых услуг (диагностика и реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала);

транспортная организация (транспортные услуги);

центр информационных технологий (компьютерное и программное обеспечение);

информационно-консультационный центр (информационные услуги);

центр технического обслуживания (профилактическое обслуживание и ремонт торгового оборудования) и др.

Головная организация может брать на себя только функции координатора сети, передав полномочия и ответственность за реализацию всего набора операций другим предприятиям исполнителям. Такой подход наиболее применим для осуществления торговли по почте, по каталогам, через коммерческие телевизионные каналы и программы, через глобальную компьютерную сеть Интернет и другие формы электронной торговли.

Преимуществами аутосорсинга являются:

гибкость сетевой структуры;

существенное повышение качества реализации функций;

возможность для интегратора при наличии небольшого штата осуществлять крупномасштабную деятельность;

простота определения и планирования затрат головной организации на осуществление специализированных видов деятельности;

снижение себестоимости специализированных услуг в рамках определенного соотношения цены и качества при достаточно высоком уровне конкуренции на рынке.

К недостаткам аутосорсинга относят отсутствие непосредственного контроля в отношении деятельности привлекаемых по договору организаций. При использовании данного подхода к построению сетей партнерские отношения должны строиться на жесткой договорной дисциплине и доверии. Кроме того, небольшие размеры головной организации и высокая мобильность не создают условий для формирования целостной организационной культуры и долгосрочных партнерских отношений.

Научно-техническая революция в области информатики обеспечила условия для трансформации сетевых структур в новый тип – виртуальные организационные структуры.

Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, функционирование которой осуществляется на основе современных информационных технологий и средств телекоммуникаций, включающих электронные средства связи.

Такая организационная система объединяет и координирует функции в соответствии с целями группового взаимодействия равноправных участников: отдельных специалистов, рабочих групп и организаций. Достижение целей обеспечивается через реализацию возникшей идеи, проекта, связанных с выполнением какой-либо работы, удовлетворением потребности рынка. При этом организационной структуры в традиционном смысле, объединяющей структурные звенья (подразделения и должности) не существует. Ее образует совокупность взаимосвязанных функций, набор и исполнители которых могут меняться в соответствии с условиями, сложившимися на данный момент.

Технология взаимодействия пространственно распределенной команды, не требующая физического присутствия в одном месте, обеспечивает возможность нахождения ее участников в любой точке земного шара, охваченных единой глобальной сетью Интернет. Тем самым достигается высокая мобильность организации. Виртуальные организации предъявляют особые требования к исполнительской дисциплине, так как строятся на принципах доверия, высокой ответственности и компетентности. Со стороны интегратора предусматривается промежуточный контроль только результатов (контроль по точкам), осуществляемый в соответствии с условиями договора и разработанной схемой взаимодействия.

Анализ мировых тенденций в области организационного дизайна дает основание полагать, что за сетевыми структурами будущее российской торговли. Ужесточение конкурентной борьбы на отечественных рынках и наступление международных торговых сетей являются мощным катализатором этого процесса. В настоящее время распространению сетевых структур препятствует недостаточная привлекательность торговли для крупного отечественного капитала, все еще низкий уровень договорной дисциплины, отсутствие сложившихся традиций цивилизованного коммерческого сотрудничества и «непрозрачность» бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: