Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ




Интеллектуальная культура связана с неслучайностью и сущностной ориентированностью организации интеллектуальных процессов. Это означает, что сами процессы, реализующие прямую или косвенную рефлексивную функцию (все типы рефлексивных функций) подвергаются организации через посредство соответствующей рефлексии (иного уровня рефлексивной иерархии), а коррекции в способе рефлексии опираются на сущностные критерии познавательного и оценочного типа. Первый тип критериев находит систематическое оформление в системе компонентов парадигмы соответствующего языка. Если концепции (и теории) являются синтетическими "высказываниями" в этом языке, то сами компоненты парадигмы предстают как дифференциальные высказывания или единицы самой парадигмы (понятия и категории).

Поэтому, чтобы детализировать рассмотрение интеллектуальной культуры следует не только использовать уже введенные общие условия – организованное мышление, рефлексию, сознание и самосознание, их возможность и становления, и роста, качественного изменения в развитии. Необходимо более подробно охарактеризовать всю панораму переходов в интеллектуальных процессах и механизмах от "естественного к искусственному" или культурному. Она имеет качественно различные этапы – "естественный", "естественно-искусствен­ный", "искусственно-естественный", "искусственный" (см. сх.1).

 
 

Схема 1

Сам по себе рост уровня интеллектуальной культуры меняет содержание и качество организации интеллектуальных процессов. В каждом типе этого процесса (высказывание версии, понимание, критика, арбитраж, постановка вопроса, нахождение ответа, постановка задачи, решение задачи, постановка проблемы, решение проблемы, построение концепций, понятия, категории, следование логическим нормам и т.п.) выявляемы все указанные уровни (Е, ЕИ, ИЕ, И) и переходы от одного уровня к другому. Тем более это касается комплексов процессов, оформляемых в повторяющиеся и имеющие особые формы организации.

Так как качество организации интеллектуальных процессов зависит от средств организации и способов применения таких средств, то возникает необходимость в более подробном рассмотрении сущности "значений" (а не "смыслов"), "понятий" (в отличие от "категорий"), "логической формы, "знака" и знаковых систем (в отличие от "символов"), "схемы" изображения и текста (конспекта), "модели" (в отличие от "образца"), "задачи" и "проблемы" и т.д. Мы дадим обзор идей, касающихся ряда линий различений. Кроме того, особую значимость имеет та форма развертывания интеллектуальных процессов, в которой встречаются все указанные типы процессов и средств и которая лежит в основе самостоятельного поиска новых "знаний", новых идей, их оформления, самостоятельной критики идей и строго определенных содержаний, задач, проблем, рефлексивных циклов и т.п. Мы назвали такую форму – "метод работы с текстами" (МРТ). Она предназначена сначала для пониманияновыхтекстов, реконструкции их содержания, а затем – для критики содержания, критики хода мышления автора, включая и самокритику (критика своей версии и мышления), а в последствии – для совершенствования всех типовых процедур и механизма мышления (и рефлексии – при переходе к работе с рефлексивными текстами). Иначе говоря, МРТ является особой интеллектуальной "машиной", в которой и реализуется тот или иной уровень развитости типовых процедур, и происходит их совершенствование и общее интеллектуальное развитие.




Так как для нас крайне важна проблематика интеллектуального саморазвития, то создание МРТ было в рамках реализации идеи самостоятельного повышения уровня мыслительной культуры, а также уровня рефлексивной культуры.

Для раскрытия особенностей МРТ нам и необходима детализация различений по ряду важнейших для интеллектуальной культуры тем.

1.1. значения и понятия

Наиболее привычный тип мышления – это мышление в коммуникации, при понимании текстов, при построении текстов (автора и критика). В мыслекоммуникации носитель языка включен в условия и систему требований, придающие его внутренним процессам "мышления" определенность и организованность. Статической стороной процессов мышления выступают образы, представления. Специфика языка; как системы средств мыслекоммуникации, состоит в том, что эти образы и представления разделяются на два крайних типа – "смыслы" и "значения". Структурные и содержательные свойства смыслов зависимы от индивидуальности мыслителя, ситуации и ее динамики, тогда как значения стоят над ситуацией и индивидуальностью и выступают как социокультурные средства, конструктивные и обобщенные. Благодаря этим особенностям мышление приобретает те качества, которые и являются специфическими для современной культуры мышления. Их конструктивизм, надиндивидуальность, обобщенность, надситуативность предопределяет трансформации в сознании, появление надиндивидуальных замещений первичных смыслов (см. сх. 2).



первичные коммуникация надситуативность

содержания обобщенность

сознания и смыслы конструктивность

подсознания надиндивидуальность

значения

Схема 2

В силу огромной важности последствий появления в сознании значений, а затем и их особого типа – понятий, остановимся более подробно на их качествах, выделенных во многих исследованиях.





Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 1269; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9341 - | 7417 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.214.0 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.