Схемы и символы

Таблица 5

   
Кузанский Без символических образов не приблизиться к божественному. Ищущему неведомое надо опираться на ведомое. Символы ведут за переделы уподобления и помогают слабому уму.
Кант Схема в сознании воспринимает класс объектов, подходящих под понятие. Она – априорное, форма явлений, способ соединения чувственности и рассудка, способ, которым воображение доставляет образ понятию. Это – продукт способности воображения, касающегося не единичного.
Кант Схематизм – искусство сокровенное. Схема выражает категорию и синтезирует по правилу единства. Синтез – первое, на что обращено внимание, чтобы судить о происхождении знания. Схема не может существовать нигде кроме мышления и обозначает правило синтеза способности воображения. В основе чувственных понятий не образы, а схемы.
Фихте Способность синтеза ведет к объединению противоположного, к мысли о едином. Созерцание – это продуктивная сила воображения, колебание духа между противоположностями, удерживая их. Это колебание идет вместе с борением с собой. Через Я входит порядок, гармония в бесформенную массу.
Гегель Символ – это чувственный элемент и в нем истина еще не раскрыта. Понятие постигается лишь духом. Его определенность (символа) является тем содержанием, которое он выражает. Символ не равен знаку, так как его (символа) внешняя форма заключает в себе содержание, непосредственно соединяя чувственное и всеобщее. Мышление приводит весь материал чувств в единство, придавая ему форму. Сим-
  вол – максимально годен вызвать намекающее на понятие. Фигуры – неподатливый материал для выражения мысли. Они просты и это малоудовлетворительно.
Соссюр Символ – не до конца произволен, не вполне пуст. Он редуцирует связь означающего и означаемого.
Сепир Символы постепенно теряют внешнюю связь с тем, что они замещают.
Леви-Брюль Языки низших обществ выражают представления, также, как и в восприятии. Воспринимаемое рисуется.
Зинченко Главное условие возникновения способности к манипулированию образами это дифференцировка на вещь изображаемую и изображающую. Предметные модели объектов ведут к символическим замещениями. Мнемонические схемы условно показывают структуру и динамику объектов, отображают связи с другими объектами, помогают быстро обнаруживать дефекты. Они выступают видимым значением объектов. В зависимости от задач число признаков уменьшается, что-то исключая, дополняя.
Гамезо Условные схематические образы продукт аналитико-синтетической деятельности мышления. Информация дается систематично, обобщенно, структурированно. Они выполняют функции замещения объектов, действий с ними для появления новой информации, вскрытие характеристик объектов. Знаковая сила их предполагает воспроизведение, интерпретацию, владение алфавитом. Схема – изобразительная модель для выявления и описания умственных действий, контроля, выработки предположений. Они позволяют строить цепь рассуждений и контролировать работу. Знаковое моделирование материализует, экстериоризует психические процессы, помогают усвоению нового материала, создает условия для наблюдения и фиксации хода мысли, влияния на нее.
Коршунов Мантатов Символы схватывают сущность абстрактного объекта, придают ему чувственную, наглядную форму.
Уваров Символ – это преобразование материального в идеальное и наоборот, сохраняющее схожесть с объектом. Он выражает недоступное чувственному созерцанию, чувственно оформляет зарождающиеся идеи, упорядочивает, выявляет сущность, используется для порождения новых идей в проблемных ситуациях.
Ибраев Изображение сохраняет подобие, но не условное, а искусственное.
Салмина Схемы, раскрывающие сущность и опора в умственных действиях, условно символичны, отражают структуру объекта. Они кратки, легко обозримы, раскрывают информацию, фиксируют.
Якиманская Образ, рожденный при натуральном моделировании, условно-графическом изображении, знаковом моделировании, зависят от наглядной основы и требований деятельности.
Садовяк Свердан Схемы, структурно-логические, дают четкое отображение, взаимосвязанность, целостность. Они требуют полноты, устойчивости, гибкости, наглядности, компактность, понятность.
Розин Схемы используются в функциях модели (репродуктивной) и предписания, организующего деятельность. Чтение схемы, при использовании ее как модели, меняется. Схема – гипотеза о строении объекта.
Дридзе Схемы опираются на выделение смысловых узлов.
Менчинская Схема – наглядна, освобождает от помех, обнажает. Преобразование геометрических фигур подготавливает понятийную регуляцию в мышлении.
Орестов Симультанное опознание предваряется фиксацией "центров" объектов.
Обухова Схема выступает объектом анализа, средством ориентировки. Схематизация ситуации опирается на выделение объектных частей. Схема выражает отношения объектов, соответствующие понятию.
Гальперин Схемы действий и схемы как средства ориентации выделяют свойства, которые ведут к решению задач. Развитие мышления определяется образованием базальных оперативных схем мышления.
Гурова Образная логика формирует форму решения задач, свободу ориентации в ситуации решения задач и внезапное нахождение решения. С помощью схем "сгущается" информация, усматриваются сквозные логические ходы.
Антонов Символ несет сжатую информацию. Он порождает опережение за счет преобразования в идеальном плане, несет информацию о значении. Вырабатывается сознательно.
Пономарева Схематическое изображение способствует отображению существенных признаков, опорных моментов, изменение структуры объекта. Они мыслительно воспроизводят структуру объекта, стимулируют создание внутренних схем и предвосхищение. Сличение схемы с объектом ускоряет приход к коррекции.
Рево-Д'Алон Схемы – средства для переработки восприятия и лучшего понимания объекта.
Сохор Схема позволяет оценить роль элементов рассуждения.
Басин Изобразительный знак полезен для созерцания того, что означает он, но ограничен по приложению к объекту только подобием ему.
Лосев Символ осязаем, является средством отражения объекта, вводит заданность объекта его порождающим принципом, обобщенным, могущим вести к перевоплощениям. Символ обеспечивает слежение за элементами в структуре. Он совмещает предметность сознавания и конструктивность и активность сознания, создает равновесие образности и идеи. Символ является результатом мыслительной переработки, выступающим в функции объекта, а также средства изменения объекта.
Шафф Символ передает общее через частное.
Смирнов Символ находится между образом и знаком, замещает похожее объекту. Он обеспечивает появление смысловых группировок.
Багиров Изобразительный знак имеет неполное сходство с объектом.
Юрьев Структурные схемы сжимают содержание, устанавливают связи – причинно-следственные, функциональные, объемов понятий.
Антонов Символы вырабатываются сознательно для обозначения повторяющихся свойство объекта, что обеспечивает сокращение действий, преобразование объекта в идеальном плане и опережению событий. В них объективируются идеальные образы.
Кудрявцев Схемы предполагают обращение к понятиям и к образам, мысленное представливание динамики явлений. Они выделяют существенное, а некоторые признаки формы объектов – отсутствуют, содержат ряд условностей, связывают понятия с образами, влияют на ход мышления, дискурсии, вводят маршруты чтения схем по наиболее важным точкам. Они снимают противоречие дискретности и динамичности восприятия схем. Схемы являются мостом от знаний. понятий к конкретным задачам.
  Схематические изображения условно обозначают и замещают объекты, сохраняют минимум реальных признаков, вводя ограниченное количество знаков, обращенных на существенное.
Кондаков Символ – условный, чувственно воспринимаемый знак, обозначающий идею, понятие. Форма символа не имеет сходства с объектом.
Ильенков Символ – средство выявления сути объекта, всеобщего в нем, овеществления идеального образа. Она согласуется с формой объекта или деятельности, независима от устройства мозга, предмет деятельности и мышления.
Тюхтин Образ – результат познания объекта, упорядоченность элементов в котором соответствует упорядоченности элементов, свойств, отношений в объекте.
Бородай Схема – чувственное представление о методе построения эмпирического образа, априорный образ деятельности оп построению того образа, выявления идеально-всеобщего у объекта.
Ломов Схемы формируются в зависимости от графической деятельности, наблюдения, изменения, построения. Прибегают к использованию схем в проблемных ситуациях. Они являются средствами перевода действий из умственного плана в практический и наоборот, регуляции действий, а также средствами анализа задач и методом решения задач.
Ветров Горский Резников Символ – знак, заключающий в себе наглядный образ для выражения часто отвлеченных и значительных содержаний.
Болтянский Схемы позволяют реализовать изоморфизм и простоту восприятия.
Анциферова Использование схем в ходе решения задач актуализирует массу аналитико-синтетических действий, облегчающих приход к решению.
Кабанова- Маллер Обобщенные образы ведет к обладанию обобщенными приемами.
Богоявленская Менчинская Схемы нужны для стимулирования умственной деятельности и облегчения ее.
Ветров Схемы - образцы являются отдаленно схожими с объектами.
Волков Рисунок изобразительно фиксирует связи как грамматические и смысловые связи языка, не оставляет места произвольному чтению, выражает изобразительный опыт общества. Восприятие рисунка другое, чем восприятие объекта.
Гамбурт Символ это знак, который представляет человеку смысл объекта и имеет не физическую, а функциональную ценность.
Шлик Мы знаем объект благодаря мышлению, упорядочивающему и соотносящему наглядные содержания.
Боцманова Схема переводит словесные решения в план конкретных действий.
Талызина Схема как модель чем-то схожа с объектом, упрощена, заменяет образец, материализует умственную деятельность, промежуточна между материальным и речевым, дает возможность объективного контроля.
Сухобская Схема позволяет укрупнить единицы информации, симультанно рассматривать данные задачи.
Богомолов Схема содержит способ деятельности по построению эмпирических образов, соответствующих общему понятию.
Перминова Структурно-логическая схема это знание о структуре объекта и о способе действий. Она раскрывает целостность и структуру объекта, является опорой в получении знаний, в отборе информации об объекте, в организации самостоятельной работы и ведет к системности знания.
Айдарова Графические модели фиксируют общее.
Завалиншна Функции схем – фиксация знаний, удерживание существенного, материализация мышления.
Щедровицкий Нужен специальный язык для изображения идеальных объектов. Сначала нужно изобразить смысл, а затем конструктивно, операционально его оформить. Это конструирование позволяет понять смысл другими, для трансляции. Изобразительные модели относимы к объектам. Схемы выступают как объекты. Методологические схемы – понятия, изображающие понимание. Структурность схем является приписыванием к пониманию.

Мы видим, что свойства схем, оперирования ими, функции, которые они реализуют в мышлении многочисленны. Типы схем могут быть различными. Но, прежде всего выделяется два класса схем – схематические изображения, как результаты, схематизации изображений, изобразительных реконструкций содержания созерцания, и схемы-конспекты, как результаты схематизации текстов. В основе лежит универсальный набор операций по схематизации: расчленение, отбор значимых компонентов, трансформация компонентов и синтезирование значимых компонентов в целое конструкции по тому или иному критерию. Поскольку схема должна быть содержательной, содержательным средством мышления, то конструкция (изобразительная или конспектная) рассматривается как выражающая "объектное" содержание (изображаемого, конспектируемого). Кроме того, схема является замещающей первоначальный материал (изображение, текст).

Для того чтобы подчеркнуть особенности и функции схем, выделим их из материала идей.

Схемы

Таблица 6

№ п/п свойства и функции схем
1. приближение к сущности, глубокому в знании
2. опора в анализе неведомого, нового, сложного
3. подобны объекту (замещаемому)
4. выводят за пределы уподобления
5. выражает общее, абстрактное
6. является конструкцией, зависящей от "воли" конструктора, априорной, результатом воображения
7. соединяет чувственное и рациональное
8. является способом, носителем операций, правилом
9. подчинена идее целостности, структурности
10. соединяет различное и совмещает его
11. существует для мышления
12. вовлекает "Я" в самоотношение, борение с собой
13. гармонизирует бесформенное, оформляет
14. приоткрывает истину, прикрывает ее
15. не тождественен знаку, сохраняет подобие объекту
16. соединяет единичное и всеобщее
17. обладают неподатливостью
18. не до конца произвольны и не вполне пусты
19. могут терять внешнюю связь с замещаемым
20. обладают условностью
21. показывают структуру и динамику объектов
22. помогают выявить дефекты и ускоряют это
23. количество дифференцировок зависит от задачи
24. продукт аналитико-синтетического мышления
25. в них информация систематизирована, обобщена, структурирована
26. используются для выявления новых содержаний
27. замещают объекты
28. предполагают интерпретацию и чтение, владение алфавитом
29. опора в организации рассуждений
30. овнешняет, материализует психические процессы
31. помогает усвоению нового, пониманию
32. помогает следить за мыслью, фиксировать ее ход
33. придают абстрактному чувственную форму
34. преобразует идеальное в материальное и наоборот
35. выражает недоступное созерцанию
36. оформляет зарождающиеся идеи
37. упорядочивает материал
38. помогает порождать новые идеи
39. подобие объекту искусственное
40. легко обозримы, компактны, помогают видеть целостно
41. устойчивы и гибкие
42. предписывают чтение и использование
43. гипотеза о строении объекты
44. опирается и создает смысловые узлы
45. освобождает от случайного
46. объект оперирования и анализа
47. средство ориентировки, свободы в ориентации
48. условие внезапных решений
49. концентрирует, уплотняет содержание
50. обеспечивает сквозные ходы в мышлении
51. обеспечивает опережающие выводы, предвосхищение
52. стимулируют создание внутренних схем
53. приводит к оценке фрагментов рассуждения
54. ограничена подобным в содержании
55. осязаема
56. содержит порождающий принцип
57. совмещает предметность содержания с конструктивностью
58. опирается на активность сознания
59. устанавливает причинно-следственные и функциональные связи
60. необходимы в проблемных ситуациях
61. ведут к овладению обобщенных приемов
62. стимулируют и облегчают умственную деятельность

Схемы, особенно изобразительные, выступают удобными предметами оперирования, которые обеспечивают первичный опыт манипулирования конструкциями, изучения возможностей в их изменении, применении в решении интеллектуальных задач, опыт трансформаций конструкции, их упрощения, усложнения, отнесения к объекту, соотнесения оперирования конструкциями, их трансформации с ходом мыслительного процесса, с процессом решения задач, постановки и решения проблем, в понимании и критике, в изложении мнений и арбитражном взаимодействии и т.п.

Первичный опыт такого манипулирования и его рефлексия ведет к появлению и развитию языкового сознания и самосознания, сознавания различий между содержанием и формой, средствами мысли, переходов от содержания к форме и от формы к содержанию, появлением, использованием и совершенствованием системы средств (парадигмы), придания им содержательности, переходов от стихийных содержательностей средств к нестихийным, от конкретных содержаний к абстрактным, от абстрактных фрагментов к комплексам и структурным целостностям абстракций.

Естественно, что вне рефлексивного сопровождения подобный опыт остается слабым, неоформленным, неразвитым, зачаточным при любом увеличении объема опыта. Но именно "материальность" схем, изобразительных и текстуальных, облегчает войти и предварительно освоить все типы мыслительных операций. Эти операции заключены уже в процессах схематизации и применении, перестройке схем (членение, отбор, оформление, замещение, синтезирование, обобщение, отнесение, сопоставление и т.п.). В самом применении схем появляются их "внешние" функции (поиска нового, выявления глубокого, сущностного, оформление мысли, сопоставление с объектом, формулирование вопроса, постановка задачи, постановка проблемы, создание средств высказывания, понимания, арбитрирования, управления "чужим" мыслительным процессом, своим мышлением, сознавание хода мышления, самосознавание, самокорректирование, самоопределения, коррекции действий другого мыслителя, согласования мнений и т.п.

Схемы, в силу их "статичности" и пошаговой переструктурируемости, морфологичности, подчиненности замыслу манипулирующего ими и т.п., легко осознаются как обладающие нормативностью, предписывания, вынуждения к вполне определенному обращению с ними. Они достаточно быстро становятся предметом группового манипулирования, совместного и параллельного, стимулируют к сплочению, согласованности мыслительных действий.

Кроме того, схемы, прежде всего изобразительные, облегчают переход мыслителя в содержательную плоскость, с сохранением структурности и предписываемости, в плоскость содержательной идентификации мыслителя, вхождения в "жизнь" объекта мысли. Поэтому облегчается опознавание необходимости причинно-следственного подхода к анализу содержаний, а затем – объектно-каузального подхода.

Рефлексивное сопровождение опыта манипулирования схемами ускоряет уточнение в понимании самой "природы" мышления, в ее содержательном (с помощью изобразительных схем) и формной (с помощью схем-конспектов) аспектах. Кроме того, рефлексия ускоряет опознавание и целенаправленное использование переходов от прогресса в оперировании, решении задач и проблем к процессу самого сознания и самосознания, воли и самоопределения и т.п. В опознании сущности мышления и его "механизмов" выявляются реальные процессуально-функциональные иерархии, переходы внутри одного уровня абстрактности и между различными уровнями абстрактности содержания.

В то же время выход за пределы смыслового поля, "прикрепления" частей смыслов к частям схем, "скольжения" по схеме и по смыслам, неконтролируемой смены жесткости движения мысли гибкостью и, наоборот в связи с переакцентировками от конструкции схемы к потоку смысла и наоборот и т.п., этот выход обусловлен изменениями в самоотношениях, появлением глубинной структуры "Я", опираясь на которую можно было бы перейти от стихии самоорганизации к владению собой в процессе оперирования схемой. Развитие сознания и самосознания, интеллектуальной воли становятся условиями (внутренними) прихода к высшим абстракциям, дисциплине абстрактного мышления и мышления с использованием абстракций. Вне такой дисциплины невозможно овладение всеми основными логическими и культурно-рефлексивными формами.

В практике самоорганизации вероятность реализации указанной перспективы зависит от индивидуальных особенностей мыслителя. Схемы позволяют проходить последовательный путь от самовыражения и стихийности мысли к предельным формам логически организованного и культурно-рефлексивным формам организации мышления. Но траектория этого пути, задержки, конечные пункты, в которые "приходит" мыслитель зависят от его индивидуальных качеств и опыта, среды мыслительного бытия. Если среда стимулирует понимание и принятие задач и критериев, специфичных для все более сложных этапов на этом пути, то при фиксированных особенностях мыслитель пройдет большее количество этапов. И наоборот.

Схемы не только делают очевидными основные мыслительные операции, их осознавание и манипулирование, но превращает в демонстративные операции по "объективации" и "деобъективации" схемы как конструкций. Этим крайне облегчается осознавание основного и скрытого механизма "объективной интерпретации", осуществляемой субъектами в познании и мышлении в целом. Осознание подобного явления и механизма обеспечивает организованную идентификацию с любыми знаково-символическими конструкциями и вхождение в объектно-каузальное мышление. На основе самоконтроля за построением и интерпретацией схем как конструкций быстро растет контроль и коррекции хода мышления с расслоением на контроль и коррекции формной и содержательной сторон мышления, а также контроль и коррекции согласования ("зашнуровки") формы и содержания мышления.

Поскольку оперирование схемами позволяет материализовать все этапы обработки первичных фиксаций содержания, то демонстративным становится процесс концентрации содержания, упаковки его в узлы, замещаемыми их "чистыми" аналогами. Поэтому возврат от заместителей к первичным регистрациям предстает как "порождение" конкретного из абстрактного, а абстрактная схема – как "порождающий принцип". Выведенными вовне предстает механизм порождающего бытия "духа", базовых структур "Я", которые проявляются как в реконструкции, так и в прогнозировании, конструировании и проектировании, в их тактической и стратегической формах.

Подобные возможности особенно значимы для использования наиболее перспективной формы движения мысли и механизма "очищения" содержания и порождения объектно-абстрактных комплексов, получивших название "восхождение от абстрактного к конкретному", "дедуктивная логика", "диалектическая логика" и т.п. В самоорганизации мыслителя, в достижении качественного результата в ходе постановки и решении проблем и задач, в дискуссиях, в выработке новых идей, в обнаружении новых перспектив роста содержаний, направления интеллектуальных поисков и т.п. важнейшую роль играет построение "эталонов" содержания, средств организованного обнаружения "дефектов" и "перспектив", привлекая в качестве материала то, что удается взять у автора или что рассматривается как "заготовка" для будущего продукта. Данная установка осознается как переход от несущественной версии к сущностной версии для применения сущностной версии в достижении всех наиболее значимых интеллектуальных целей. Тем самым, если удается иметь "логическую машину", перерабатывающую материал содержаний и строящую сущностной заместитель, заменяющую субъект мысли максимально совершенным предикатом, то полученный результат затем применяется как средство в поиске желаемого, в достижении интеллектуальных целей.

При совмещении наглядности, материальности, манипулятивности и т.п. схем с этой "логической машиной" мыслитель приобретает огромные возможности в интеллектуальном поиске и в интеллектуальном развитии. Он порождает средства, меняющие не только ход поиска, но и его самого.

1.6. логика "восхождения" и механизм развития мышления

Логические формы мышления выявлялись прежде всего в анализе языкового мышления, хода рассуждения, материализуемого в развертывании текста. Поэтому единицей мыслительной цепи выступало суждение, соотнесение субъекта и предиката с опорой на предикат. В умозаключении фиксировались различные варианты изменения предиката и переопределение первоначальных утверждений. Важно было следить за поводами и действием их на "переделки" предиката. Так как сам предикат либо рекрутировался из парадигматического набора, "словаря", либо строился с участием парадигматических элементов, то важную роль играло соотноношение между парадигматическим набором (постоянным корпусом средств) и синтагматическим конструированием (переменные результаты). Вместе с построенностью предикативной структуры приобретало определенность и содержание структуры, а также содержательное "чтение" структуры.

Приведем ряд идей той организации конструирования синтагмы и ее содержательного прочтения, которая имела названия "восхождения" от абстрактного к конкретному или "диалектического движения мысли".


Логика "восхождения"

Таблица 7

   
Платон Ум в диалектике делает предположения и идет до непредположенного, начала всего. Он держится связанного с ним и так идет до конца, не трогая чувственного. Идеи определяются через идеи и для идей, оканчиваются на идеях. Надо принять положение за верное, двигаться вперед, условившись, что даже если покажется что-то иначе, решать все, исходя из этого положения.
Декарт Руководить за ходом мыслей, начиная с предметов простейших, легко познаваемых, восходить по ступеням до наиболее сложного, допуская порядок даже среди тех, которые в естественном порядке не предшествуют друг другу, не пропуская ничего.
Фихте Научное изложение исходит из самого неопределенного и определяет на глазах у читателя. Объектам приписываются другие предикаты, чем вначале. Это развивает положение, которое затем опровергает и таким образом посредством антитезиса движет вперед к синтезу, оканчивающемуся в конце.
Гегель Наука должна начинать с абсолютно простого, всеобщего, пустого, развивая то, что в зародыше, давая свободу, произвол мышлению. Всеобщее определяет себя из самого себя. Цель научного устремления – возвысить эмпирически известное до понятия, истинного. Метод в науке – объясняющее себя понятие, принцип и душа предмета. Диалектическое в мышлении – всеобщее определяет себя из самого себя как другое по отношению к себе. Мысли в логике понимаются как не имеющие другого содержания, кроме порождаемого им, входящим в со-
  став мышления. Мысль идет поступательно от одного содержания к другому, от простых дефиниций к более богатым. Всеобщее, как основа, сохраняется в обособлении, обогащается новой определенностью. Результат содержит свое начало. На каждой ступени всеобщее поднимает выше массу предшествующего содержания, не оставляя ничего позади, уплотняя его внутри себя. На каждой ступени образ абсолютного ограничен и гонит себя дальше.
Энгельс Диалектическая логика, в противовес формальной логике, не перечисляет формы движения мысли без связи, ставя их рядом друг с другом, а выводит эти формы, субординирует, более высокие выводит из более низких.
Ильенков Конкретное в мышлении синоним объекта, является целью, а абстрактное – средством. Оно синтезируется в конкретное. Восхождение от абстрактного к конкретному – способ усвоения объект, способ его анализа.
Агуров Восхождение от абстрактного к конкретному – это способ познания развивающихся, целостных объектов. Он состоит в вычленении исходного противоречия в объекте ("клеточка"), слежение внутри него, анализе главного противоречия на этапе движения мысли, построение первого шага в разрешении противоречия, спуски на конкретное решение задач, индуктивное обобщение (эмпирическое), второй шаг в решении задачи, поднятие до теоретического, выводы из решения, вычленение следующей проблемы.
Кумпф Конкретное – не чувственные данные, а логическое воспроизведение объекта, единство определений, конкретное понятие. Оно предполагает выделение моментов, абстракции как начала, содержащей противоречие, ведущее к самодви жению. Из абстрактного необходимо вытекает остальное. Начало – имеет минимум дефиниций.
Швырев Теоретическое мышление стремится к построению особого "теоретического мира", который имеет свою "онтологию", представляющую некоторое многообразие в единстве, единое в многообразии. Построение такое целостности, внутренне дифференцированной картины теоретического мира является целью теоретического мышления. Первичные концептуализированные образования неизбежно несут в себе тенденцию к внутренней дифференциации, конкретизации.
Карнап Построение языка науки включает использование элементарных терминов и на их основе – более абстрактных терминов. С вершины, где выбраны несколько абстрактных аксиом, движение идет вниз, ко все менее абстрактным терминам, определениям.
Щедровицкий Главное в методе восхождения – зависимость последующей операции от характера и результатов предшествующей операции, обратная зависимость от всех последующих операций. Это ведет к методологическому планированию последовательности операций и управлению каждой. Надо выделить в объекте не произвольную сторону, независимую от ранее выявленной, а ту, которая снимает исходную, содержит свойства, не существующие в предшествующем, а операции будут другими, чем при построении односторонних знаний. Новая сторона не равна сумме прежних.

Нас интересует не широкий контекст познания, его теоретической формы, прихода к истине и т.п., а способ мышления, способ перехода от одного предиката к другому.

Во всех вариантах идеи, которая обсуждалась в указанном ряду, различались два этапа работы мысли. На первом этапе осуществляется отход от созерцательного многообразия материала смыслов, имеющих конкретный уровень, в оппозиции "конкретное – абстрактное", и переход к абстракциям высшего типа, когда уже не остается ничего конкретного. В этом случае любое утверждение по содержанию пер естает опираться на иное, на наблюдаемое, на внешнее самому мышлению, мыслительному механизму. Путем построения ряда замещений мыслитель доходит до предельного заместителя (заместителя заместителей) и "избавляется" в нем от первичного материала смыслов, упрощает содержание, дает ему абстрактный статус. Однако само "упрощение" не должно быть формальным устранением частей смыслов. Упрощение состоит в конструировании такого целостного, структурного заместителя, в котором опознавалась бы целостность объекта. Соединение технологических признаков упрощения и сохранения структуры объекта и соответствует введению представлений о наименее развитом этапе бытия объекта. В конструктивном заместителе вводятся минимально необходимое количество признаков объекта, которые максимально значимы для характеристики этапа и уровня развития объекта.

Таким образом, за счет введения абстракций высшего уровня как "изображений" начального уровня развития объекта, достигается возможность организованно усложнять, конкретизировать абстракции, внося в них то, что отзывается на противоречие и ведет к более развитому состоянию. В этом контролируемом усложнении при сохранении усложненного как принадлежащего одному и тому же и состоит техническая сторона этой формы мышления. А содержательная сторона состоит в реконструкции развития, последовательного ряда возникновения и разрешения структурных, бытийных противоречий. Подобное мышление предельно связывает динамику содержания, порядок его усложнения с мыслительным конструированием, а не привлечением самих изначальных смыслов, эмпирических фиксаций. Поэтому если конструирующий мыслитель желает придавать конструкциям содержательность и предопределить чтение конструкций "логикой объекта", а не произволом интерпретации, то мыслитель сам должен подчинить ход конструирования логике объекта, отказаться от конструкторского произвола. Его свобода должна быть содержательно необходимой. Мыслитель тогда вынужден как бы спрашивать у содержания соизволения проявить конструкторскую активность, найти доказательство, что следующий конструкторский ход подчинен новому "возникшему" противоречию и возможности его снятия.

Формная сторона мышления состоит в том, что последующий предикат является синтезом предшествующего как уточняемого и особого, вводимого как бы извне предиката как уточняющего. Уточняемое содержание либо приемлет уточняющее и тогда синтез не ведет к кризису, дестабилизации движения мысли, либо производится отторжение уточняющего содержания и нейтрализуется формализм мыслительного конструирования. Мыслитель должен уметь находить, строить исходный уточняемый предикат ("клеточка") и выявлять, строить ряд уточняющих предикатов, использование которых позволяет пройти путь к самой конкретной абстракции (синтетическому предикату). Сама же содержательность имеет своим прототипом сумму начальных смыслов. Именно на них и ориентируется мыслитель. Он строит чисто-мыслительный аналог сумме смыслов. Этим он и воздает сущностный дубликат "знания" об объекте.

Для самоорганизующегося мыслителя и имеющего на "входе" массу смыслов, результатов наблюдений, описаний, мнений очевидцев, заготовок концепций и т.п. основной задачей является "очищение" материала от его несущественности. Это возможно лишь на пути построения абстрактного заместителя. Если он владеет указанной техникой мышления, то любые трудности ему не будут преградой. Он в последовательности попыток находит лучший вариант заместителя и сущностно раскрывает материал, а затем использует конструкцию в целом, ее этапы, исходный и уточняющие предикаты для решения любых возникающих задач и проблем. Если же он не владеет, но знает общие требования к конструированию заместителя, то он проходит самостоятельно путь приобретения способности. На этом пути он преодолевает все случайности проявлений мышления, сознания, самосознания, самоотношения и т.п. Он приобретает способность действовать в логике не своих настроений и стремлений, а выхода на объективное, на логику объекта, "внутриобъектное" движения мысли, без чего невозможно перейти к решению всех типовых задач и проблем в мышлении и рефлексии. У мыслителя создаются абстрактные аналоги всех содержаний, синтез абстракций, вплоть до мировоззрения. К нему можно устанавливать и соответствующее его уровню отношения, что ведет к возвышению потребностей до уровня ценностей. Появляются высшие качества интеллектуального духа, включая и "духа вообще".

Именно оперирование схемами позволяет перенести весь этот путь развития мысли во внешне замечаемый и контролируемый план, что предельно важно для саморазвития. Целостность работы включает и внешнее (схемотехника), и внутреннее (самоотношение).

1.7. моделирование и мышление

Вышеуказанные особенности переходов от смысла к значению, понятию, категории, от конкретного к абстрактному и наоборот, от проблемы к задаче и от задачи к проблеме, от знания к прогнозу, от прогноза к проекту, от задачи к тактике, а затем к стратегии, от мнения к критериям мысли и т.п. с помощью схем могут быть созданы, сформированы достаточно контролируемым и самоконтролируемым образом. Особую роль играют процедуры, которые получили название "моделирования". Рассмотрим ряд идей, характеризующих модели и моделирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: