double arrow

Решение задач

Таблица 3

   
Рубинштейн Задача должна быть понята и принята.
Славская Мышление – это решение задач.
Пономарев В ходе решения задачи осуществляется рефлексия, в которой выявляются побочные продукты и используются. Различные фазы участники решения задач проходят неодновременно, что может разрушить единую направленность общения по поводу решения задачи.
Алексеев Рефлексия процедуры проверки, регулируемая логическим представлениями ведет к осознанности решения задачи и к умению решать задачи определенного класса в целом, к неизменности способа решения задач, особенно при небольшом варьировании условий постановки задач, к возможности формулирования способа решения.
Гурова Психические процессы нарушают логическую последовательность решения задачи, к забеганию вперед, нащупывании трудностей, к нахождению ключа к решению. Возникновение гипотез, частных и общих, способствует уточнению решения.
Москалев В задаче есть условия и требования. Оперирование условиями ведет к решению. Способ решения задачи включает оперативную составляющую, преобразование условий, и управление этим процессом. Процесс решения предстает много этажным движением по замещениям объективного содержания. Условия и требования даны в соответствующей системе понятий.
Мансуров Процесс решения задачи зависит от ее формулировки и оформления, например, в чертеже. В чертеже можно проводить перестраивания, на хождение новых черт, новых отношений, что ведет к решению.
Поливанова Стратегия решения задачи включает и наглядное, и интуитивное решение, использующее узловые пересечения содержательных связей для создания эффекта концентрации информации, с точки зрения достигаемой цели.
Давыдов Теоретическое решение задач предполагает анализ условий и требований одной задачи, абстрагирование ее существенных зависимостей и переход к решению обобщенному и сразу, что опирается на использование рефлексии хода решения задачи.
Путляева На ход решения задачи влияет степень соответствия ей уровня знаний, имеющийся у субъекта, применяемый им способ действия, установки, опыт, эмоциональная устойчивость.
Терехов Решение задачи дает средства и условия достижения более отдаленной цели. Субъект в процессе решения приобретает именно те средства и способы, которые были актуальны для него в решении задачи.
Верник Чем задача труднее, тем больше и дальше уходит субъект за ее первоначальное содержание. В ходе решения применяются модели разных уровней, от фиксирующих условия и формальных до глубинных, где исчезает граница содержания и формы, преобладает содержание. Через укрупнение элементов ситуации возникают скачки через информационные пробелы. Модель задачи – это срез хода решения, применяемые в нем схемы и содержания.
Братусь Текст задачи предполагает изображение событий, установление их порядка, что позволяет раскрывать действия решения задачи.
Обухова Текст задачи надо членить, восстанавливать по ним проблемную ситуацию, схематизировать ее, выделяя объектные части. Это ведет к решению.
Аверин Решение задачи облегчается, если она опирается на переход от абстрактного к конкретному. Место неизвестного занимают новые обобщенные знания и способы обобщения. Это требует рефлексивного осознания собственных действий, способа решения задачи.
Идобаева Ориентировка в структуре действия ведет к обобщенному анализу задач. Условия задачи анализируются не только по предметному содержанию, но по строению действий.
Тихонова В процесс решения задачи входят анализ задачи, формулировка и проверка гипотез, составление методики изучение и обработка данных.
Моляко В задаче выделяется знакомая и незнакомая части. Замысел предопределяется выделением ориентиров, поиском приложимых признаков, сравнение и с ориентирами, принятием решения о приемлемом, проверкой замысла. Задача изучается и переформулируется. В ней выделяются конкретные звенья, проводится умственный эксперимент, осуществляются переносы.
Брушлинский В задаче анализируется отношение, соотнесенное с реальным, выделяется свойство как носитель неизвестного, связанный с известным. Осуществляется поиск этой связи за счет вхождения в новые связи, что и развивает ход мышления.
Эсаулов В ходе решения задачи переформулируются вопросы, цели как по линии конкретизации, так и по линии обобщения.
Цацковская Ознакомившись с содержанием задачи субъект приступает к схематизации отношений, а затем
  опирается на полученные схемы в ходе решения задачи. Схемы позволяют формировать общие умения решать задачи.
Даблаев Задача это условия и вопрос. В условиях ищется то, что необходимо для ответа.
Рубинштейн Новые данные ведут к выходу за исходные условия задачи, к новым выводам, новым связям, включение которых фиксируется в новых понятиях, что обеспечивает переформулировку задачи.
Давыдов Поставить учебную задачу – это ввести в ситуацию, требующую ориентации на обобщенный способ решения задачи, моделирования всеобщего в символах, преобразование моделей для изучения в чистом виде, построение частных задач с решением их в общем виде, контроль и оценка усвоения способа решения. Это связано с движением от содержания к содержанию, от схемы к схеме, рефлексией способа решения и происхождения понятия, управлением действиями, отношением к нему.
Выготский При появлении затруднений решение задачи замедливается в пределах готового автоматизма действий. Это требует анализа затруднений, их выявления, поиска и введения внешних средств для решения задачи.

Данные идеи и то, что рассмотрено выше при характеристике мышления, позволяет подчеркнуть общие особенности задачной формы мышления.

Решения задач наиболее отчетливо оформляется тогда, когда оно включает в себя в тексте выраженное "напряжение" между "исходными данными" (условиями) и "вопросом". Если условия задачи даны как смысловое выражение некоторого фрагмента "мира", которое не может быть дано в тексте условий исчерпывающим образом, то вопрос всегда предполагает обращение к значениям, к оформленности представлений, абстрактности и структурной определенности, так как вопрос опирается на вполне определенную теорию, мировоззрение, введенное языком. Вопрос является средством выработки отношения к ситуации, в которой пребывает мыслящий. Вопрос появляется из жизнедеятельности, деятельности, общения, коммуникации и т.п. в виде соответствующего напряжения в "действии", а затем в "рефлексии". Но он приобретает оформление на счет использования языковых средств. Вопрос или овнешнение внутреннего интеллектуального напряжения и его осредствление является необходимой предпосылкой задачи. Однако только после фиксации того материала, из которого можно искать ответ на него (вопрос), появляется достаточная предпосылка задачи. Когда эти "условия" (материал смыслов или иной материал представлений) не фиксированы мышление остается в предзадачной форме.

Условия тоже выражаются в языковых средствах. Но способ их фиксации всегда является смысловым. Даже в том случае, когда они даются в значениевом виде, вопрос формулируется на более высоком уровне абстрактности, что превращает эти значения в "смыслы", но только в соотнесении со значениями (вопроса). Иначе говоря, задача изначально строится на различии уровней абстрактности условий и вопроса. Если сознание мыслящего и его самосознание не выделяет уровни и не соотносит их в процессе решения задач, применительно к содержанию вопроса и условий, то мыслящий не может оформить свое мышление как процесс решения задачи, сводит его к "некоторому течению" содержаний различного типа. Поэтому так и важна рефлексия, ее сопровождение в ходе поиска ответа на вопрос.

Отсюда же понятно, почему задачная форма появляется из ситуации вопроса на "допонимание" в мыслекоммуникации. Именно так возникает вопрос с фиксированными условиями (версией понятого), разделяется конкретное содержание (версия) и абстрактное (вопрос). Как только эта ситуация выделяется из мыслекоммуникации и лишь сохраняет форму и средства мыслекоммуникации как сервис выделенности оппозиции "вопрос – условия", так она и становится задачей. Мыслительный процесс, вызванный содержанием и напряжением вопроса и обращающийся к условиям для поиска ответа, становится процессом решения задачи.

Если поиск ответа осознается бесперспективным из-за ограниченности фиксированных условий, то он продолжается за счет "расширения" объема условий со стороны самого мылящего, решающего задачу. Он не подвергает сомнению саму необходимость ответа на вопрос, само содержание вопроса. Этот запрет является сущностной характеристикой решения задачи. Вопрос ("неизвестное") является для мыслителя консервативным, абсолютно ценным, подчиняющим мыслительное бытие.

Сам процесс решения задачи заключается в параллельном сопоставлении двух типов содержаний (условий и вопроса). При этом содержание вопроса предполагает переход к целостности "конструктивного мира" (идеального объекта) и опознание места в нем того, на что указывает вопрос. Следовательно, решение задачи, предстает как соотнесение двух миров (смыслового и значениевого) и двух средственных конструкций их выражающих. Смысловое выражение условий дает "содержательность" мира, а значениевое выражение – "формное" мира. Два типа текста, имея свои содержания, но различающиеся по уровню абстрактности в соотнесении друг с другом начинают реализовывать разные функции в едином мышлении – сопоставлении для опознания в смыслах аналога ("искомого") того, что дано в значении (части идеального объекта, соответствующего "неизвестному" или вопросу). Взаимозависимость в этом соотнесении является неравной, односторонней, подчиненной "неизвестному", но все же это и есть целостность мышления как решения задачи. В этом мышлении "неизвестное" и активизирует, и направляет поиск "искомого".

Поскольку соотнесение является и "формальным" (двух рядов знаковых конструкций (текстов)), и "содержательным" (двух миров), то возникает вопрос о способе пребывания в одной части целостности, в другой и в переходах от одной к другой. Рефлексия должна эти пребывания фиксировать и контролировать, а если нужно – конкретизировать, в соответствие с особенностями всех "пунктов" пребывания. Пребывание в мирах означает для мышления, что мыслитель отождествляется с "миром" и подчиняется его объектности. Тем самым, мыслитель должен уметь проходить путь в объектно-каузальной логике, в соответствии с тем, как устроен этот мир. Так как мира здесь два, то и пребывание по критерию объектной каузальности становится различным – в "смысловом" и "значениевом" вариантах. Именно из-за этого различия и стимулируется развитие культуры мышления и интеллектуальное совершенствование.

Смысл, будучи индивидуальным и стихийным, подчиненным внутренним условиям мышления всегда легко нарушает объектную логику и объектную каузальность. Мыслитель, опирающийся на смысл и его динамику, не может выйти в отчужденное самоотношение, преодоление эгоцентричности и потому всегда "отодвигается" от существенного, истинного, а если и к нему приближается, то легко меняет траекторию и проходит мимо сущности, требуемого. Критичность смыслового мыслителя всегда нестабильна и случайна или просто отсутствует. Поэтому поиск ответа на вопрос легко нарушается и вопрос перестает быть предельно значимым и диктующим. Процесс решения задачи разрушается и превращается просто в "течение ассоциаций".

Значение, в силу его конструктивности, структурной определенности, деперсонифицированности, дает возможность преодолевать эгоцентрическое самовыражение мыслителя. Но чтобы значение (синтетическое, фокусно-целостное и т.п.) было максимально соответствующим задачности, оно должно быть объектным по содержанию и конструкции значения становятся идеальным объектом, диктующим какие переходы в нем возможны, как и что с чем связано. Мыслитель, отождествляясь с этим объектом, может проходить объектно возможные пути, а в рефлексии – "видеть это хождение" и более осознанно и точно отождествляться вторично.

Именно это подчинение объектной логике (идеального объекта, основы для выделения "неизвестного") дает огромные возможности в вариативности вопросов, что необходимо для выявления ответов, а вариативность остается в целостности объектного мышления и объектной идентификации мыслителя. Только такое (объектное) мышление является источником объектной организации поиска решения задачи. Сопоставления тогда ведут к опознаванию как значимого для ответов на вопросы, так и случайного, незначимого, отсутствия необходимого и т.п.

Следовательно, применение значений, понятий, категорий заставляет осознавать потребность в объектно-каузальной логике, соответствующей форме организации мышления, осознавать всю культурную особенность идеальных миров и абстрактных средств их выражения, осознавать необходимость преодоления смыслового самовыражения там, где требуется "чистое мышление", "сущностное видение", надиндивидуальность отношения к требованиям задачи.

Подобное осознание ускоряется, когда решающий задачу пользуется знаковыми средствами, а особенно – символическими средствами (схемы), так как в них удается вывести вовне, в контролируемый извне и изнутри план сам процесс сопоставления миров и прийти к осознанному самоотношению, самокоррекциям. Тем самым, процесс решения задачи, выражаемый в схемах и проводимый с их помощью, рефлектируемый, корректируемый исходя из сущностного понимания задачной формы мышления является важным стимулом к интеллектуального саморазвития и приобретения качеств интеллектуальной культуры. Процесс решения задачи, являющийся рефлектируемым и осознаваемым как целое, превращается в механизм мышления, могущий расслаиваться и выделять в себе "фундаментальный", обобщенный слой. В нем предполагается и коррекции самих исходных оснований задачи, оснований вопроса, что подготавливает появление проблемной формы мышления.

1.4. постановка и решение проблем как форма мышления

Источником мыслительного поиска выступает фиксированное напряжение, интеллектуальная потребность. Однако определенность поиска зависит от определенности содержания напряжения, от определенности "внешней" предпосылки напряжения, от формы фиксации заказа на мыслительный поиск. При задачной форме организации мышления определенность "заказа" заранее вводится. В проблемных же ситуациях эта определенность становится еще только целевой установкой. Принципиальную роль играет новизна ситуации и неясность, неопределенность требований к реагированию на ситуацию.

Введем ряд идей, касающихся проблемных ситуаций, проблематизации и сущности проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: