Модели и мышление

Таблица 8

   
Штофф Модель способна замещать объект, отображая или воспроизводя его, так, что ее изучение дает новую информацию об объекте. В модели отображается объект как единство чувственно-наглядного и логического.
Максвелл Это физическая абстракция, используемая для физической интерпретации и которую не надо терять из виду и объяснять.
Селларс Модели позволяют вводить развитие фундаментальных допущений и описание объектов таким способом, чтобы видеть как возникают явления, если они от объектов того же рода.
Герц Модели опираются на представления из опыта и построение тех представлений, которые соответствуют требованиям быстрейшим путем выводить следствия, для регистрации которых потребовалось бы много времени или наше вмешательство.
Вайхингер В схемах, моделях сохраняется остов комплекса. Мысленное решение проводится на этом голом образе, с которого совлечены одеяния действительности. В модели все субъективно, содержится абстрактная структура представителей очень сложного объекта.
Умов Моделирование нужно для познания ненаблюдаемых явлений, для связи с необходимыми и достаточными признаками явления. Мировоззрение – это сумма моделей, соответствующих и не соответствующих объектам.
Ревзин Модель – это гипотеза объекта из которой выводятся следствия, сопоставляемые с фактами.
Седов Моделирование – это замена изучения явления объекта изучением аналогичного явления на модели иного масштаба в лабораторный усло-
  виях. Результаты позволяют дать ответы об объектах в их натуральных условиях.
Лурия Восприятие модели дает наглядный анализ. Изучение модели включает восприятие геометрических отношений, их мыслительное перемещение, мыслительные комбинации.
Леонтьев Модель – это сумма элементов, находящихся в отношениях, подобных отношениям элементов в другой системе.
Фролов Моделирование состоит в имитировании систем путем специального конструирования, воспроизводящего принципы организации и функционирования этой части.
Новик Моделирование – это использование вспомогательных объектов, находящихся в некотором объективном соответствии с объектом, способных замещать его в определенном отношении и при его исследовании появляется информация об объекте.
Натель Модель – средство установления фундаментальных положений теории.
Эйгерсон Прежде чем приступить к моделированию необходимо описать явление в образе.
Мейер Предсказание в науке относится не к объектам, а к моделям объектов. Это относится и к научным знаниям.
Дессауэр Модельное воспроизведение никогда полностью не может передать объект.
Вистнек Модель – система используемая, создаваемая, выбираемая в качестве заместителя, представителя сложного оригинала на основе общности в существенном для определенных задач. Она облегчает понимание и овладение оригиналом.
Маслов Модели строятся под круг и строй идей.
Венда Гамезо Забродин Рубахин Модель – материальна, извлекает систему отношений, исключает несущественное, представляет в доступной форме для восприятия и осмысливания.
Давыдов Знаковые модели нужны для изучения в чистом виде, для формирования абстрактных понятий.
Елисеева Модель как схема помогает решать трудные задачи, видеть все мгновенно и восстанавливать суть, дает путь усвоения нового и выступает средством контроля.
Жедек Левина Модель – целостное представление, демонстративна, объясняюща, вооружающая методом выявления.
Хинде Слишком хорошая модель бесплодна, слишком отдаленная – дает заблуждения.
Карнап В науке строят модели как мост между объектом и постулатом, для построения постулатов и предполагая интерпретации для исчисления.
Бохенски Модель – наблюдаемое образование, которое одинаково по форме с представленным в научном высказывании положением вещей.
Франц Модель – это эвристическое средство сведения непривычного к привычному.
Гейзинберг Модель проста, иллюстрирует основные черты будущей теории.
Салмина Моделирование есть воспроизведение существенных свойств, создание заместителя для работы с ним, для фиксации свойств, для бытия в качестве средства анализа. Она выступает как чувственная опора в абстрагировании и обобщении и включает в себя программу анализа новых свойств.
Розин Действие с моделями замещают действия с объектами модели, обеспечивают обобщение и абстрагирование.

Мы видим, что моделирование связано с преодолением вполне определенных трудностей. Это касается, прежде всего трудностей в познании, когда объект слишком сложен для организации познавательных процедур, или его невозможно сделать предметом прямого наблюдения, или он неудобен в обращении при осуществлении познавательной деятельности, или в объекте скрыто существенное и т.п.

Модели строятся как "подобия" объекта изучения и эта подобность должна быть достаточно доказательна. Будучи удобной для исследования модель подвергается всем типовым исследовательским процедурам. Но результаты познания распространимы как знание о том, чему модели аналогичны. Поэтому они всегда носят гипотетический характер и требуют дополнительных подтверждений. Полезность переноса обеспечивается тем, что знания эти появляются "быстрее" и они становятся "легко" возрастающими в объеме и качестве именно за счет модельного замещения.

Модели строятся целенаправленно с осознанием того, что подчеркивается в типе объектов и что является наиболее значимым в раскрытии непознанного. Поэтому модель появляется и в подборе аналога под критерий, и за счет трансформации образца и создания предпосылок увеличения вероятности "доступа" к тому, что требуется изучить. Особым вариантом моделирования выступает такое трансформирование образца, чтобы сделать доступным и возможным демонстративный "показ" всех существенных качеств объекта. Тем самым, подчеркивание и способствование акцентированному показу явлений подчинено показу тех проявлений сущности, которые наиболее "прямо" зависимы от сущности и создают иллюзию показа сущности как таковой.

Поскольку модели становятся особым приемом и средством преодоления трудностей в познании, то затем они превращаемы в средства преодоления трудностей в реализации и иных рефлексивных трудностей – в критике, проблематизации, нормировании, прогнозировании и др.

Таким образом, возникает моделирование в системах деятельности, игромоделирование. Так как в модели подчеркнуто то, что значимо для рефлексивного анализа, то путь рефлексивного поиска становится изощреннее, богаче, а, с другой стороны, он может резко сокращаться. Тем более что при создании знаковых моделей и схематических изображений осуществляется "сжатие" информации при "наглядном" способе рассмотрения качеств "объекта" изучения. Все преимущества схематизации превращаются в преимущества моделирования в структуре рефлексивно-мыслительного поиска.

В интеллектуальной самоорганизации и саморазвитии переходы от схематизации к моделированию означают переход от интеллектуальной обработки, переработки содержаний и текстов в решении задач и проблем к дополнительному познанию, переводу познания в замещенный знаково-символический план и возможности воспроизведения подобных процедур в оперировании с объектами в той мере, в какой это возможно по критерию подобия. Но для того, чтобы использовать преимущества схематизации в моделировании нужно особое внимание уделить объектной идентификации и "объектной логике" движения мысли.

Совмещение достоинств схематизации и моделирования особенно эффективно в процессе понимания наиболее сложных текстов, при поиске возможностей совершенствования точек зрения и выхода в новые и "стратегически" значимые линии развития содержания, при выявлении проблем в ходе рефлексивного анализа кризисных явлений, конфликтов и т.п. В игромоделировании совмещаются самые разные плоскости совместной деятельности и мышления. Рефлексивные звенья игрового механизма позволяют осуществлять такое "чистое мышление", результаты которого можно проверить в постановке модельных действий.

1.8. работа с текстом и мышление

Для того чтобы придать организованность в работе по интеллектуальному саморазвитию требуется сочетание самостоятельности в мыслительном поиске и системы тех условий, которые могли бы помогать преодолевать случайность мыслительного процесса, случайность рефлексивных процессов, могли бы создавать "внешние" препятствия и превращать оперирование с содержанием и средствами мысли во встречу с диктующими обстоятельствами, нейтрализующими индивидуальное самовыражение. Тем самым, в этом варианте развития, как и в любом ином, должны появляться противоречия, снятие которых могло бы опираться лишь на самокоррекцию, на самоизменение. В зависимости от глубины противоречий, сначала внешних, а затем – внутренних, изменения должны становиться принципиальными, качественными, ведущими к развитию.

Присмотримся к ряду особенностей в работе с текстами, так как она является неизбежно мыслительной и быстро создающей малые и большие затруднения, стимулирующие и коррекции в мышлении, и рост рефлексивной самоорганизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: