Таблица 4
Рубинштейн | Проблемность выражает не только субъективные состояния, но и вытекает из объективного отношения познания к бытию. |
Поппер | Организм не ждет повторения событий, создает догадку, без предпосылок отбрасываемую мышление идет путем догадок и их опровержений. |
Лернер | Проблемная ситуация – явно или смутно осознаваемое затруднение, требующее поиска, новых знаний, способов. |
Рубинштейн | Проблемная ситуация включает звенья, которые неопределены. Нераскрытое порождает вопросы, побуждает к анализу. |
Махмутов | Проблемная ситуация – состояние затруднения, когда нельзя объяснить новый факт при помощи новых знаний. |
Фридман | Проблемная ситуация – не просто затруднение, а осознанное затруднение, ведущее к поиску способа решения. |
Жариков | Проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в знании и не получается путем преобразования известными методами. |
Пушкин | Проблемная ситуация возникает тогда, когда конфликт требований деятельности и условий возник, а арсенал прошлого опыта не дает готовой схемы и требует новую схему, стратегию деятельности. Информационные модели проблемных ситуаций возникают в ходе ориентировки в условиях задачи, что требует установление новых связей. |
Пономарев | Проблемная ситуация включает осознавание проблемы, подчеркивание в ситуации, подведение под теоретические схемы, ведущие к возможности решения. Разрешение проблемы связано с введением гипотезы, переходом к тому, что отсутствует, привлечение теоретического как средств появления новых знаний, появление догадок, их развитие, нахождение принципа решения, проверка его эффективности, привлечение интуиции и неосознанного опыта, вербализацию, формализацию знания. Выделенные принцип обобщается, а решение предшествующих задач может использоваться как способ решения новой задачи. |
Гарунов | Для разрешения проблемной ситуации нужна критичность, альтернативность, самостоятельность, выделение подпроблем, нахождение частичных решений. |
Менчинская | Проблемные задачи вызывают самостоятельный поиск и нахождение способов решения; создание системы проблемных ситуаций, зависимых от трудностей и возможностей субъекта. |
Пидкасистый | Проблемная ситуация не равна затруднению, так как вмешивается объективное содержание. |
Матюшкин | Главное в проблемной ситуации – психическое состояние из-за затруднения, а также формулирование вопросов, перестройка способов решения при неадекватности условий. |
Брушлинский | В проблемной ситуации возникают смутные впечатления, ощущение, что "что-то не так". |
Заботин | Задача не равна проблеме, требует перевода от задачи к проблеме. |
Мингазов | Проблема – это крупная, незавершенная задача. |
Фридман | Проблемная ситуация – не просто затруднение, преграда, а осознание его и способ устранения, сначала желаемых, а затем необходимых. |
Хабулашвили | Проблемная ситуация ведет к мобилизации субъекта, при наличии проблемы, достаточности знакомства с ней, познавательной потребностью, значительностью задания. |
Сохор | Проблемная ситуация включает использование понятий и их связи. |
Доблаев | Проблемная ситуация включает скрытый вопрос, требующий ответа. По ходу поиска ответа выявляется новизна, ставятся вопросы. |
Гарунов | Проблемная ситуация ведет к усмотрениям, созданиям, формулировкам проблемы, а также анализу, определению круга недостающих заданий и путей их выполнения, гипотезам решения, доказательствам и опровержению, формулированию решения проблем с помощью имеющихся знаний, формулировке и выбору решения. |
Уикк | Проблема – результат познания, указывающий на пустые места, выявляет противоречие, а затем преодолевает. |
Давыдов | Основная функция мышления – не подведение под известное, а обеспечение открытия новых |
свойств через опровержение. В проблемной ситуации выявляются условия, формулируются и переформулируются связи известного с неизвестным. Новые качества фиксируются в новых понятиях, новые содержания вычерпываются. |
Тем самым, акцент при анализе "решения проблем" и "постановки проблем" ставится на непосредственной несоотносимости "субъекта" и "предиката" мысли, на нераскрытости ситуации, в которой возникло затруднение, на неопределенности вопроса, на который следует отвечать и т.п. Прежние средства раскрытия ситуации уже не являются эффективными. Все это вызывает мобилизацию и непредсказуемость в действиях.
В самоорганизации в этих случаях важную роль играет выявление того, что требуется искать. Переход от напряжения и дисбаланса в мышлении, вызванных отсутствием структурной определенности формы и содержания мысли, ведет к поиску этой определенности. Иначе говоря, если в решении задач есть твердая опора на вопрос, его определенность, наличие способности, поняв вопрос понимать и тот "объект", который сопоставляется с материалом условий и извлекается ответ на готовый, введенный автором вопрос, то в проблемной ситуации наличие "объекта" (идеального) не позволяет приступить к поиску ответа на прежние вопросы. Этот объект как бы "про другое". Появляется поиск возможности возращения к стабильной ситуации. Фактически это возврат к соотносимости конкретного и абстрактного через поиск абстрактного и консервации конкретного смысла. Субъективное напряжение создает не наличие представлений о ситуации, не наличие материала смыслов и даже их недостаточной определенности. Оно создается тем, что нет условий соотнесения смысла и значения, материала и средства мышления при реализации функций мышления. Лишь вторично значимо и иное напряжение – в "действии", которое рефлексивно осмысливается и порождает мыслительное напряжение. Неясность и неполнота смыслов вызывает напряжение лишь при оценке этих смыслов и, следовательно, в сопоставлении со средствами оценки или установкой на определенность.
Так как выявляется "неполнота", "неструктурность", "неясность" и т.п. того, о чем ведется речь, то резко возрастает вовлечение всего того, что могло бы увеличить степень ясности, полноты, структурности и т.п. Если подобный поиск осуществляется в познании объекта, то активизируются ресурсы усматривания, фиксации всего того, что характеризует объект, оперирования им для нахождения новых свойств и т.п.
Гораздо меньше характеризуется качественная характеристика процессов "постановки проблем" и их решения. Само понимание проблемы сдвинуто в плоскость субъективных состояний. Однако для мышления более объективизированного, социокультурно значимого, предполагается доказательство и неслучайность, открепленность просто от переживаний и т.п. важнее именно определенность того, что ищется. А она и ведет к появлению проблемы. Рыхлые смыслы и смысловое понимание того, что ищется, безответственное и неорганизованное мышление является лишь начальным этапом, предпосылкой прихода к определенности. Главное в проблемной ситуации – это отсутствие устойчивого и строго содержания вопроса, требующего ответа. Поэтому поиск "вопроса" и составляет путь и результат процесса и, следовательно, возврата к "задачной ситуации". Но тогда появляется именно тот вопрос, та опорная точка поиска, опираясь на который преодолевается неопределенность и "объективное" напряжение. Это – проблемный вопрос. Ответом на него служит задачный вопрос. В самоорганизации мыслителя появление проблемного вопроса соответствует появлению проблемы или содержательности "пустого места", нового неизвестного.
Формальный вопрос – "что искать?" превращается в содержательный и он уже дает точку опоры во всем мыслительном процессе. Но этот вопрос предполагает выход на еще более абстрактный уровень содержаний, предполагает оперирование абстракциями более высокого уровня, более высокой и сложной формой культуры мышления. От смысла происходит переход не к значению, а к его более абстрактному основанию. Кроме того, само это основание еще не имеет прототипа основанного, т.е. прежнего значения, так как смысл вызывает к значениевому выражению не прежнее значение, а иное, которого еще нет и оно находится "где-то в другом месте охватываемого мира".
Следовательно, проблема не сводима к затруднению, к психическому состоянию и т.п., так как она выражается средствами высокого уровня абстрактности и без этих средств не фиксируется. Проблематизация опирается, поэтому на оперирование значениями, понятиями, на мыслительную культуру. Проблематизация состоит в обнаружении той части абстракции "второго уровня", которой соответствует материал "неясного" смысла.
Если иметь в виду, что постановка задач и проблем, разрешение проблем происходит в рефлексии или в ее иных аналогах, то материалам смыслов соответствует эмпирическая реконструкция ситуации, а значению – концептуальный заместитель. Поэтому при переходе от концепта к норме (способу действия) проблематизация продолжается уже в нормативной плоскости. Прежняя норма корректируется (стирающим или дополняющим образом) и возникают вопросы о том, что должно быть подвергнуто коррекции, что должно быть "стерто", а что – "добавлено".
Проблема является средством организации мышления на фазе перехода от проблемы к задаче, а "формулировка проблемы" – результатом понятийного оформления узла смыслов, ставшего значимым для всего хода мышления. Если эта зона смыслов еще не локализована, то осуществляется ее поиск или построение.
Различие между "проблемной ситуацией" и "проблемой", между стихией активизации ресурсов мышления и организованной процедурой локализации и оформления смыслов, оформления хода поиска и т.п. показывает, что мыслитель только тогда может прийти к проблеме и разрешению проблемы, когда он уже трансформировал механизм мышления, развил рефлексию, обеспечил ее критериями, придал форму всем процессам и самой способности оформления поисков. Это неизбежно опирается на сознание, самосознание, самоопределение, самокоррекцию, волю и др. высшие механизмы психики. В интеллектуальном саморазвитии осуществляется путь приобретения этих способностей. Но для того, чтобы это было успешно без внешней организации требуется опора на специальные факторы.
1.5. символы, схемы и мышление
Основная проблема интеллектуальной самоорганизации состоит в рациональном привлечении "внешних" средств для преодоления инерции и недостатков внутренней динамики в связи с решением интеллектуальных задач и проблем. Применение знаковых средств языка недостаточно эффективно, так как содержательная сторона их применения, оперирование значениями остается вне прямого контроля мыслителя и всегда нужен внешний источник организации, внешний организатор, в роли которого выступает либо понимающий, либо критик, либо арбитр, либо собственно организатор коммуникации и рефлексивных процедур. Однако и их воздействие в содержательном плане тоже достаточно косвенно. Все "содержания" остаются в сознании, а самоотношение с их представленностью в сознании – интимно и слито с бытием мыслителя. Тем самым, остается проблема натурального вывода вовне содержаний, находящихся "внутри" сознания и совмещения внутренних процессов и манипулирования с внешней выраженностью содержаний. Если знаки уже утеряли "изобразительность, то схемы, символы – сохраняют эту непосредственную, извне замечаемую и удобную для конструктивного вмешательства, коррекции и манипулирования представленность содержаний.
Поэтому приведем ряд идей, касающихся свойств этих дополнительных средств мышления.